РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
Секция: Административное право; административный процесс
XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
THE ROLE OF ANTIMONOPOLY AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST UNFAIR COMPETITION
Alexey Smirnov
Student, Siberian Institute of Management branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk
Andrey Sigarev
Candidate of Law, associate Professor, Siberian Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В данной статье рассматривается роль антимонопольных органов в борьбе с недобросовестной конкуренцией. В ходе статьи изучаются определение понятия «недобросовестная конкуренция», ее основные виды и ответственность за данное правонарушение. Анализируются задачи и функции Федеральной антимонопольной службы и ее роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Abstract. This article examines the role of antimonopoly authorities in the fight against unfair competition. The article examines the definition of "unfair competition", its main types and responsibility for this offense. The tasks and functions of the Federal Antimonopoly Service and its role in the fight against unfair competition are analyzed.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, недобросовестная конкуренция, Федеральная антимонопольная служба, правовое регулирование.
Keywords: antimonopoly regulation, unfair competition, Federal Antimonopoly Service, legal regulation.
В настоящее время антимонопольное регулирование играет ключевую роль в обеспечении справедливой конкуренции, предотвращая злоупотребление доминирующим положением предприятий, недобросовестные действия которых могут привести к необоснованному повышению цен, заключению невыгодных сделок, ухудшению качества предоставляемых товаров, работ и услуг, что в свою очередь негативно сказывается на экономическом росте. Так, можно сделать вывод о том, что антимонопольное законодательство направлено на защиту интересов субъектов рыночных отношений, создавая условия для развития малых и средних предприятий, а также экономического роста.
Главным органом, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС). Целями ФАС являются предотвращение и пресечение действий, которые ограничивают конкуренцию со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий, а также государственных органов [6].
Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ № 135) ФАС выполняет следующие функции:
- Осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в области конкуренции органами всех уровней власти;
- Выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их устранению и привлекает к ответственности за совершение правонарушения;
- Пресекает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и другие нарушения в области антимонопольного законодательства;
- Осуществляет контроль за экономической концентрацией на уровне государства [2].
Одним из приоритетных направлений ФАС является борьба с недобросовестной конкуренцией, которая, по мнению А.А. Бачаева, Р.Т. Горгиева, является «конкурентной борьбой, противоречащей честным обычаям, а также входит в противоречие с законодательством и этикой в процессе экономической деятельности» [3, c. 20].
Стоит отметить, что Р.Ч. Псеуш в своей работе указывает на факт заимствования в российском законодательстве понятия «недобросовестная конкуренция» из Парижской конвенции по охране промышленной собственности. «Определение недобросовестной конкуренции в данной Конвенции устанавливает всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах» [5, c. 513].
Всё же на законодательном уровне данное понятие закреплено в ФЗ № 135 и всеобъемлюще раскрывает его сущность. Так, согласно статье 4 указанного нормативно-правового акта, «недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычая делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» [2].
Исходя из данного определения, можно выделить некоторые признаки, которые позволят отнести конкуренцию к недобросовестной. Во-первых, в отличие от монополистической деятельности, недобросовестная конкуренция усматривается с точки зрения действия. Во-вторых, важным признаком является факт ведения субъектами своей деятельности в одной отрасли и нахождения в конкурентном положении между собой. В-третьих, квалифицирующим признаком является противоречие субъекта хозяйственной деятельности не только антимонопольному законодательству, но и этическим нормам ведения предпринимательской деятельности. В-четвёртых, недобросовестная конкуренция влечет за собой причинение убытков или нанесение вреда деловой репутации конкурента в результате правонарушения [4, c. 56].
В законодательстве закреплены такие виды недобросовестной конкуренции, как дискредитация, введение в заблуждение, некорректное сравнение, использование результатов интеллектуальной деятельности, смешение и другие. Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа [1].
Федеральная антимонопольная служба играет важную роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Так, ее функции и задачи в этой области включают следующее:
- Осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства всеми субъектами, запрашивает у них необходимые документы и информацию, объяснения в установленной форме, а также обращается в оперативно-розыскные органы с просьбой о проведении соответствующих мероприятий;
- Направляет предупреждения о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства;
- Выдаёт уведомления о необходимости прекращения действий, которые могут быть квалифицированы, как недобросовестная конкуренция;
- Инициирует и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, а также выдает обязательные предписания;
- Привлекает к ответственности коммерческие и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц государственных органов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Снижение количества правонарушений в области недобросовестной конкуренции непосредственно связано с эффективностью и результативностью деятельности ФАС. Эффективные меры, такие как регулярный контроль, выявление и пресечение действий, противоречащих антимонопольному законодательству, способствуют формированию здоровой конкурентной среды.
На основе статистики можно сделать вывод о том, что эффективность деятельности ФАС, в первую очередь, выражается в количественных показателях таких, как число поступивших заявлений о фактах недобросовестной конкуренции, количество возбужденных дел, доля устраненных до возбуждения дел фактов правонарушения и другие.
Так, по данным, которые были опубликованы на официальном сайте ФАС, в 2022 году число поступивших заявлений о фактах недобросовестной конкуренции снизилось на 10,5 % по сравнению с предыдущим годом. При этом продолжает сохраняться на высоком уровне доля устраненных до возбуждения дела фактов нарушения, включая исполнение выданных предупреждений. Из 492 предупреждений, выданных по признакам недобросовестной конкуренции, выполнено 381, и только по 69 фактам возбуждены дела (см. рис. 1).
Рисунок 1. Статистика пресечения недобросовестной конкуренции
В 2022 году по фактам недобросовестной конкуренции было выдано 231 постановление о наложении административных штрафов на общую сумму 67 183 520 рублей [6].
Стоит отметить, что по мнению международного независимого издания Global Competition Review, которое ежегодно оценивает деятельность ведущих конкурентных ведомств мира, ФАС значительно повысило эффективность своей деятельности и смогла достичь лидирующих позиций в этом рейтинге.
В заключение хотелось бы отметить, что недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу для развития честной предпринимательской деятельности, поэтому пресечение правонарушений в этой области является необходимым условием для экономического роста в целом. Реализация мер, предпринимаемых Федеральной антимонопольной службой, способствуют защите добросовестных предпринимателей и поддержанию здоровой конкурентной среды. За последние годы под контролем ФАС наблюдается снижение правонарушений, что говорит об эффективности применяемых методов предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции. Необходимо иметь ввиду, что на данный момент в условиях цифровизации роль антимонопольных органов становится еще более значимой, при этом они должны гибко реагировать на новые угрозы и совершенствовать правовые механизмы в этой области.