Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Эрентраут Я.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(95). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Эрентраут Ярослав Валерьевич
студент 2 курса магистратуры, БУ ВО «Сургутский государственный университет», РФ, г. Сургут

 

ORGANIZATION AND IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR MONITORING THE PROTECTION OF PRIVATE LIFE BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES

 

Yaroslav Erentraut

2 nd year master's degree student, Surgut State University, Russia, Surgut

 

Аннотация. В статье рассматриваются организация и совершенствование механизмов контроля за охраной частной жизни правоохранительными органами. Актуальность темы связана с тем, что в условиях стремительного развития информационных технологий и повсеместного распространения цифровых данных, проблема охраны частной жизни граждан приобретает особое значение. Совершенствование механизмов контроля за охраной частной жизни правоохранительными органами становится основой обеспечения гражданских прав и свобод в демократическом обществе. Цель написания статьи заключается в разработке предложений по совершенствованию механизмов контроля за соблюдением прав граждан на охрану частной жизни правоохранительными органами. Для достижения цели необходимо решить задачи, направленные на анализ действующего законодательства в области охраны частной жизни и его соответствие международным стандартам и оценку роли совершенствования механизмов контроля за охраной обеспечении частной жизни граждан. В статье используются такие методы исследования, как анализ нормативных актов, сравнительный и системный методы. Теоретическая значимость статьи заключается в углубленном анализе проблемы взаимодействия правоохранительных органов и прав граждан на частную жизнь в условиях современных технологий. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов контроля за действиями правоохранительных органов. В результате исследования были выделены ключевые проблемы, связанные с правомерностью вмешательства правоохранительных органов в частную жизнь граждан, а также механизмы контроля за такими действиями.

Abstract. The article discusses the organization and improvement of mechanisms for monitoring the protection of private life by law enforcement agencies. The relevance of the topic is related to the fact that in the context of the rapid development of information technologies and the widespread dissemination of digital data, the problem of protecting the privacy of citizens is of particular importance. Improving the mechanisms of control over the protection of private life by law enforcement agencies is becoming the basis for ensuring civil rights and freedoms in a democratic society. The purpose of this article is to develop proposals to improve the mechanisms for monitoring the observance of citizens' rights to privacy by law enforcement agencies. To achieve this goal, it is necessary to solve the tasks aimed at analyzing the current legislation in the field of privacy protection and its compliance with international standards and assessing the role of improving control mechanisms for the protection of private life of citizens. The article uses such research methods as the analysis of normative acts, comparative and systematic methods. The theoretical significance of the article lies in an in-depth analysis of the problem of interaction between law enforcement agencies and citizens' rights to privacy in modern technology. The practical significance lies in the development of recommendations for improving the mechanisms of control over the actions of law enforcement agencies. As a result of the study, key problems related to the legality of law enforcement agencies' interference in the private lives of citizens, as well as mechanisms for monitoring such actions, were identified.

 

Ключевые слова: частная жизнь, охрана частной жизни, правоохранительные органы, законодательство, государственные органы.

Keywords: private life, protection of private life, law enforcement agencies, legislation, government agencies.

 

В настоящее время неприкосновенность частной жизни граждан является одним из основополагающих прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и ее защита имеет особое значение при проведении следственных действий. Несмотря на необходимость обеспечения безопасности общества и выявления преступлений, вмешательство в личную жизнь индивида должно быть строго ограничено законом, с целью недопущения злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Установление четких и справедливых механизмов контроля за действиями сотрудников правоохранительных органов в этом контексте приобретает особое значение, поскольку нарушение неприкосновенности частной жизни в ходе следственных действий может привести к ущемлению прав человека и поставить под сомнение законность всего следственного процесса.

Одной из ключевых проблем является обеспечение того, чтобы все действия, связанные с вмешательством в частную жизнь, такие как обыск, выемка документов, прослушивание частных переговоров, не нарушали конституционных прав граждан и проводились в строгом соответствии с нормами уголовного законодательства[2, с. 9]. Уголовный кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты регулируют порядок проведения следственных действий, связанных с нарушением частной жизни, таких как, например, незаконное получение или распространение сведений, составляющих личную тайну. Однако правовые нормы часто не обеспечивают достаточно высокой степени защиты от возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Например, вмешательство в тайну переписки или нарушении неприкосновенности жилища должно быть ограничено четко определенными условиями, и в каждом случае должно быть ясно обосновано, почему такое вмешательство необходимо для расследования преступления.

Законодательство должно обеспечивать баланс между правами граждан на неприкосновенность частной жизни и правом государства на расследование преступлений[3, с. 66]. Однако правоохранительные органы часто используют неоправданные методы вмешательства в частную жизнь, что подрывает доверие граждан к правовому государству и затрудняет эффективную защиту частной жизни. Любые следственные действия, связанные с личной тайной, должны быть предусмотрены и ограничены уголовным законом, чтобы исключить возможность произвольных действий со стороны государственных органов.

Особое внимание стоит уделить правам человека в процессе контроля за применением средств слежки и других подобных методов. Вмешательство в личную жизнь через прослушивание разговоров, использование технических средств для получения информации без ведома граждан, должно осуществляться только по строгому процессуальному порядку, с согласованием суда и обоснованием необходимости таких действий в рамках расследования. Без такого контроля соблюдение прав граждан на неприкосновенность личной жизни становится невозможным.

В последние годы в России наблюдается значительный прогресс в обеспечении неприкосновенности частной жизни, что связано с улучшением восприятия рекомендаций правоведов и более активным внедрением их идей в законодательство. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ внес изменения в часть 1 статьи, исключив из нее слова, связанные с корыстной или иной личной заинтересованностью. Этот шаг демонстрирует движение в сторону защиты прав граждан, обеспечивая большую гибкость в применении закона и акцентируя внимание на реальных угрозах частной жизни. Однако такие изменения не всегда могут охватить все нюансы современных угроз, например, в случае с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ, который исключил часть 3 статьи 138 УК РФ и перенес ее положения в новую статью 138.1. Здесь законодатель реагирует на развитие технологий, но, возможно, еще не до конца учитывает все аспекты правонарушений, связанных с нарушением частной жизни, особенно в цифровом контексте.

Научные предложения, касающиеся расширения ответственности за незаконное распространение личной информации через компьютерные сети и Интернет, становятся особенно серьезными[5, с. 1110]. Необходимо введение повышенной ответственности за распространение сведений о частной жизни, т.к. использование электронных средств должно стать неотъемлемой частью состава преступления. Законодатель частично учел эти предложения в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 432-ФЗ, который добавил в статью 137 УК РФ упоминание информационно-телекоммуникационных сетей. Однако этого недостаточно, так как закон ограничивает сферу его применения исключительно информацией, касающейся несовершеннолетних. Такие ограничения не учитывают всю многогранность современных угроз, связанных с распространением личных данных, и оставляют значительные пробелы в защите прав граждан, особенно в условиях повсеместного использования Интернета.

На международном уровне вопросы защиты частной жизни также получили развитие, что влияет на внутреннюю правовую политику России. Международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите прав человека, задают вектор для совершенствования национальных законодательств, подчеркивая значение защиты частной жизни как одного из основополагающих прав человека. Влияние международных стандартов все чаще становится катализатором для изменений в российской уголовно-правовой политике, которая теперь более активно стремится интегрировать международный опыт для повышения эффективности механизмов защиты частной жизни граждан. Российское законодательство нуждается в учете современных вызовов, особенно связанных с развитием информационных технологий.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации утверждена Указом Президента от 09.05.2017 № 203. Стратегия ориентирована на повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России и развитие социально-политической сферы, в том числе через совершенствование системы государственного управления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Одним из направлений этой стратегии является обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа[1, с. 92]. Несмотря на положительную направленность этой стратегии, необходимо учитывать, что она сталкивается с новыми вызовами, связанными с быстрым развитием технологий и угрозами, которые могут возникать в цифровой среде.

В рамках Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 9 сентября 2000 года № Пр-1895, защита информации, которая обеспечивает личную безопасность. Современные реалии требуют, чтобы законодательство и правоприменительная практика оперативно реагировали на изменение угроз, связанных с несанкционированным распространением личной информации, и обеспечивали быструю адаптацию правовых норм к новейшим вызовам в сфере цифровых технологий.

Основные проблемы при организации механизмов контроля за охраной частной жизни правоохранительными органами[4, с. 395]:

  1. Ограничения применения законодательства – нормы, касающиеся защиты личной информации, ограничены только несовершеннолетними или определенными категориями данных, что не охватывает все виды угроз. Необходимо расширить сферу применения законодательства, исключив ограничения на категории граждан и виды информации.
  2. Неоперативное реагирование на технологические изменения – законодательство часто не успевает адаптироваться к быстрым изменениям в информационных технологиях. Следует разработать механизм для оперативной корректировки законодательства, чтобы оно соответствовало текущим угрозам.
  3. Неэффективная защита в цифровой среде – существующие законы не всегда эффективно регулируют защиту данных в Интернете и социальных сетях. Необходимо создать специализированные законы для защиты личных данных в цифровом пространстве.
  4. Баланс между защитой частной жизни и правом на информацию – необходимо найти грань между защитой частной жизни и доступом к общественно значимой информации. Следует разработать нормы, которые обеспечат сбалансированную защиту частной жизни, не ограничивая свободу информации.

Таким образом, процесс совершенствования законодательства в сфере защиты частной жизни должен включать в себя законодательные изменения, внедрение научных предложений, мониторинг международной практики, а также гибкость в реагировании на быстро меняющиеся реалии информационного общества. Законодательные инициативы должны своевременно реагировать на вызовы, создавая эффективные механизмы защиты частной жизни в условиях глобализации и цифровизации общества.

 

Список литературы:
1. Вабищевич В.В. О некоторых вопросах совершенствования уголовно-правовой охраны персональных данных и информации о частной жизни // Право.by. 2023. № 4 (84). С. 89-96.
2. Квашис В.Е. О пределах допустимого вмешательства государства в частную жизнь // Общество и право. 2020. № 1 (71). С. 8-12.
3. Подвысоцкая Я.Д. Правовое регулирование охраны изображения и частной жизни гражданина // Лучшая студенческая работа 2022. Пенза, 2022. С. 65-68.
4. Семенцова И.А., Шерстобитова А.А. Проблемы охраны частной жизни граждан в цифровом пространстве // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы. Москва, 2024. С. 393-396.
5. Хубутдинова Э.И. Правовые аспекты неприкосновенности частной жизни // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 1109-1112.