Статья:

Фиктивные и недействующие юридические лица в отечественном гражданском обороте

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Кузнецова Н.В. Фиктивные и недействующие юридические лица в отечественном гражданском обороте // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 84-89.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Фиктивные и недействующие юридические лица в отечественном гражданском обороте

Кузнецова Наталья Владимировна
старший преподаватель Кафедры частноправовых дисциплин ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», РФ, г. Владимир

 

Fictious and non-functioning companies in Russian civil turnover

 

Natalya Kuznetsova

Lecturer of Private Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia, Russia, Vladimir

 

Аннотация. в настоящей статье рассматривается проблема фиктивных и недействующих юридических лиц в отечественном гражданском обороте, приводиться статистика, сравнительный анализ их признаков, отраженных в законодательстве и правоприменительной практике.

Abstract. the issue of fictious and non-functioning companies in Russian civil turnover is reviewing in this article with statistics of them, their attributes which are specified  in law and practice.

 

Ключевые слова: гражданский оборот; фиктивные юридические лица; недействующие юридические лица; участники; единоличный исполнительный орган; «фирмы-однодневки»; подставные лица; Единый государственный реестр юридических лиц; исключение; ликвидация.

Keywords: civil turnover; fictious companies; non-functioning companies; shareholders; executive body; «fly-by-night companies»; fictious persons; The unified state register of companies; exception; liquidation.

 

Актуальность проблемы недействующих и фиктивных юридических лиц в отечественном гражданском обороте обусловлена необходимостью обеспечения его стабильности, снижению нагрузки на регистрирующие и налоговые органы по администрированию юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, а также с целью предотвращения совершения противоправных деяний с использованием т.н. «фирм-однодневок».

В Российской Федерации устанавливается презумпция достоверности данных о юридическом лице, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц (далее в тексте – ЕГРЮЛ), что указывается в ст. 51 Гражданского кодекса РФ: лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам [2].

На настоящий момент в Российской Федерации зарегистрировано 3 804 864 юридических лиц (коммерческих организаций) в различных организационно-правовых формах, считающимися ведущими свою деятельность.

Однако сколько из них является по-настоящему действующими и достоверно отражающими сведения в государственном реестре, установить невозможно. Следует отметить, что только за 2016 из ЕГРЮЛ было исключено по инициативе регистрирующего органа 494 589 юридических лиц, за девять месяцев 2017 г. – 290 664 [11].

Особую общественную опасность имеют т.н. «фирмы-однодневки», создаваемые без цели вести реальную предпринимательскую деятельность и не обладающие фактической самостоятельностью.

Данные юридические образования используются посредством включения их в цепочку хозяйственных операций для совершения хищений, в т.ч. бюджетных средств путем участия в системе государственных и муниципальных закупок, контрабанды, получения необоснованной налоговой выгоды посредством увеличения расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций или незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, а также для осуществления финансирования преступной, в т. ч. террористической, деятельности и легализации полученных от неё денежных средств.

Кроме того, данные организации несут юридический риск действительно добросовестным участникам гражданского оборота, которые, к примеру, могут утратить право на различные налоговые льготы в связи с непроявлением т.н. «должной осмотрительности» при хозяйственных отношениях с ними.

Легальная дефиниция термина «фирма-однодневка» отсутствует. Федеральная налоговая служба России в одном из своих писем разъясняла, что этим устойчивым понятием определяется юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. [7].

В юридической науке ряд ученых детерминируют её как коммерческую организацию, «не имеющую намерений осуществлять предпринимательскую деятельность, у которой отсутствует собственное обособленное имущество, которая часто отражает нулевые или отрицательные показатели финансово-хозяйственной деятельности, при этом преследуя цель освобождения от налогов, получение кредитов или значительных вычетов по налогу на добавленную стоимость» [4].

В правоприменительной практике уже достаточно длительное время имеются сформированные признаки данных организаций. Одним из основных является наличие в текущем составе участников или единоличного исполнительного органа т.н. «массовых» («подставных», «фиктивных», «номинальных») физических лиц, регистрирующих на свое имя порой до нескольких сотен организаций, не участвующих фактически в их деятельности, а только подписывающих все необходимые корпоративные и финансовые документы по требованию действительных бенефициаров юридического лица.

Часто данные лица относятся к социально-неблагополучным слоям общества (пенсионерам, студентам, больным наркоманией и (или) алкоголизмом), на жаргоне именуемых как «номы» (прим. – от слова номинальный) или «дропы» (прим. – от английского «to be dropped» - «опуститься»), что позволяет фактическим бенефициарам проще контролировать их и осуществлять от их имени все необходимые действия за небольшое вознаграждение.

Так, в одном из арбитражных дел, связанных с оспариванием решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, на основании проведенных сотрудниками налоговой инспекции допросов было установлено, что одним из руководителей контрагента налогоплательщика являлась пенсионерка, работавшая уборщицей и ничего не знавшая об активной хозяйственной деятельности, руководимой ею организации, а руководитель другого контрагента неоднократно допускал утерю паспорта [8].

Автор отмечает, что использование «подставных» участников и руководителей «фирм-однодневок» осуществлялось также в дореволюционном гражданском обороте и в советский период, что было ярко проиллюстрировано в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» на примере одного из его героев - зицпредседателя Фунта, «сидевшего при Александре Втором, Третьем, при Николае Втором, при Керенском и т.д.» [3].

Следующим признаком «фирм-однодневок» является фиктивность (недостоверность) адреса их местонахождения, по которому они фактически не находятся, либо располагаются по адресу т.н. «массовой регистрации», по которому могут располагаться до нескольких сотен других юридических лиц.

Так, в другом арбитражном деле по оспариванию результатов выездной налоговой проверки налоговой инспекцией было установлено, что один из контрагентов налогоплательщика в качестве юридического адреса указал адрес трансформаторной подстанции, а другой – физически не существовавшее здание [9]. 

Третьим признаком «фирмы-однодневки», сформированным в правоприменительной практике, является фиктивность её хозяйственной деятельности, а именно отсутствие реальных сделок, заключаемых и исполняемых только «на бумаге», а также отсутствие необходимых условий для их осуществления: недвижимого имущества (офиса), специальной техники, иного имущества и сотрудников, движений по банковским счетам для оплаты аренды основных средств, заработной платы и др.

Кроме того, следует отметить, что данные организации обычно учреждаются непосредственно перед совершением необходимых действительным бенефициарам сделок и прекращают свою деятельность («бросаются») без проведения процедур ликвидации или банкротства.

Другой категорией юридических лиц, в реальности не ведущих свою деятельность, являются недействующие юридические лица. По различным причинам коммерческие организации осуществляют фактическое прекращение своей деятельности, к примеру, ввиду утраты участниками интереса к использованию их в своих бизнес-процессах, либо с связи с достижением предусмотренной уставом срока, на который учреждается юридическое лицо или иных причин.

Однако не всегда данные компании ликвидируются в установленном гражданским законодательством порядке, а просто «бросаются» участниками и менеджментом и фактически прекращают вести свою деятельность.

Значительное количество недействующих юридических лиц создает трудности для налогового администрирования и их учета в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также определенным образом ограничивает права других участников гражданского оборота на использование фирменных наименований данных юридических лиц, которые сохраняют права на них до своей ликвидации.

Отличие недействующего юридического лица от «фирмы-однодневки» заключается в том, что недействующее юридическое лицо имеет всего два признака, указанных в законодательстве, а перечень признаков «фирмы-однодневки» не являются исчерпывающим и определяется на основании выводов правоприменительной практики.

Так, согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» данными лицами признаются юридические лица, которые в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляли документы отчетности, о налогах и сборах, и не осуществляли операций хотя бы по одному своему банковскому счету [12].

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина», такое правовое регулирование направлено в том числе на обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, со стороны третьих лиц и на обеспечение стабильности гражданского оборота [8].

Юридическое лицо признается недействующим на основании соответствующего решения регистрирующего органа, что влечет его дальнейшее исключение из ЕГРЮЛ. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия ликвидации юридического лица, т.е. его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ) [2].

Следует отметить, что законодательство не содержит положений, исключающих применение критериев признания юридических лиц недействующими в отношении какого-то определенного вида юридического лица [5]. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 64.2 Гражданского кодекса РФ) [2].

Итак, проблема фиктивных и недействующих юридических лиц носит межотраслевой характер, затрагивающий отрасли корпоративного, налогового, административного, финансового, уголовного права, и является на настоящий момент актуальной проблемой в отечественном гражданском обороте, что обуславливает необходимость её дальнейшего исследования.

 

Список литературы:
1. Аристархова М.К., Зуева М.С., Воронина А.Н. Методологические аспекты предупредительного выявления «фирм-однодневок» // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2010. Т. 14. N 1 (36). С. 186;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301;
3. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок : Романы/ И., Петров Е. Ильф - М.:СЛОВО/SLOVO,2001;
4. Коваленко Е.Г. Недействующие юридические лица и «фирмы—однодневки»: сравнительный анализ // Законодательство и экономика. 2017. N 1;
5. Письмо Минфина России от 21.10.2016 N 03-12-13/61439 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Документы и комментарии, N 12, 13.06.2007;
7. Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; 
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
9. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2016 г. по делу № А11-8274/2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru (дата обращения: 27.10.17);
10. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.12.2015 г. по делу № А11-7681/2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru (дата обращения: 27.10.17);
11. Статистика юридических лиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kartoteka.ru/info_ul (дата обращения: 27.10.17);
12. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, N 153-154, 10.08.2001.