Статья:

Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних – кто виноват?

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Шармай Е.В., Плахтий Е.В. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних – кто виноват? // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 89-95.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних – кто виноват?

Шармай Елена Валерьевна
председатель территориальной комиссии Верхотурского района по делам несовершеннолетних и защите их прав, магистрант Уральского института управления-филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
канд. юрид. наук, доцент кафедры Теории и истории государства и права Уральского института управления-филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY - WHO IS TO BLAME?

 

Elena Sharmay

Chairman of the territorial Commission of the Verkhotursky district for juvenile Affairs and protection of their rights, master's degree at the Ural Institute of management-branch OF the RUSSIAN Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

Elena Plakhtiy

candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of Theory and history of state and law of the Ural Institute of management-branch of the RUSSIAN presidential Academy of national economy and public administration, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема правового воспитания несовершеннолетних в современном обществе. Проанализированы основные причины безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних. Приведены статистические данные подростковой преступности за  2019 год по РФ, Уральскому Федеральному округу, Свердловской области. В статье выявлена и обоснована необходимость повышения эффективности в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе необходимость проведения мероприятий, направленных на повышения правовой грамотности и несовершеннолетних и их родителей.

Abstract. This article discusses the problem of legal education of minors in modern society. The main causes of neglect and juvenile delinquency are analyzed. The statistics of juvenile crime for 2019 in the Russian Federation, the Urals Federal District, and the Sverdlovsk Region are presented. The article identifies and substantiates the need to increase the efficiency in the work of bodies and institutions of the system for the prevention of child neglect and juvenile delinquency, including the need for measures aimed at improving legal literacy of minors and their parents.

 

Ключевые слова: несовершеннолетние; правовое воспитание; субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; подростковая преступность, правовая грамотность.

Keywords: minors; legal education; subjects of the system for the prevention of child neglect and juvenile delinquency; juvenile delinquency; legal literacy.

 

Несмотря на то, что в последние 10 лет проблеме безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних в РФ уделяется особое внимание, проблема актуальна. Кто виноват? Что делать? Извечные вопросы, ответы на которые очевидны, но в действительности всё не так – то просто. С нами согласятся многие, что всё, что связано с несовершеннолетними, семьёй – требует особого внимания, как государства, так и общества в целом. Дети – бесспорно, наше будущее. Что же необходимо сделать, чтобы будущее было здоровым, воспитанным, морально устойчивым, законопослушным, толерантным…

Юридическое понятие несовершеннолетнего возраста содержит общую демографическую характеристику лиц определенного возраста (акцент делается, прежде всего, на права, свободы и обязанности несовершеннолетних). Несовершеннолетний – это тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, то есть возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности [6, с.6]. Как следует из статьи 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Также статья 38 Конституции РФ гласит, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Значит для положительного результата в воспитании несовершеннолетних необходимо тесное взаимодействие родителей (лиц их заменяющих), субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общества и заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами детства.

Любые противоправные деяние в среде несовершеннолетних, безусловно, рассматриваются как социальные явления. И, исходя из нашего опыта, дети более уязвимы для асоциальных явлений, когда находятся без надлежащего контроля родителей, то есть безнадзора. Общие понятия профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, системы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав (далее субъекты системы профилактики) нашли своё нормативно – правовое закрепление в Федеральном законе № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 29.06.1999 [11, с.1]. В нём содержится общее понятие профилактики в отношении несовершеннолетних, даны понятия: безнадзорный, беспризорный, семья, несовершеннолетний, находящиеся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Несомненно, что среди множества причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, основные, берут своё начало в семье. Обострение проблем семейного неблагополучия на фоне экономической нестабильности, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к негативным последствиям, а порой непоправимым. Также это, и деформация нормативно-ценностной подсистемы общества в целом, определяющей стирание границ между правомерной и противоправной деятельностью, продуцирующей вовлечение в различные формы противоправного поведения значительного числа лиц из правопослушной части населения, в том числе несовершеннолетних [4, с.17]. Отсюда и правовая безграмотность и не сформированность законопослушного поведения, как среди несовершеннолетних, так и их родителей. Субъектам системы профилактики необходима выработка мер по проведению своевременной, комплексной профилактики преступности в среде несовершеннолетних, предупреждению различных отклонений поведений детей.

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области в своём докладе «О состоянии преступности среди несовершеннолетних и в отношении их на территории Свердловской области по итогам 2019 года», отмечает, что состояние подростковой преступности на территории Свердловской области имеет положительную динамику, начиная с 2016 наблюдается ежегодное снижение. За последние 5 лет максимальный показатель подростковой преступности зафиксирован в 2015 (3053 преступлений), минимальный - в 2019 (1963). При этом в 2019 в сравнении с 2015 количество преступлений сократилось более чем на треть (-35,7%, с 3053 до 1963), число лиц, совершивших преступления - на четверть (-26,5%, с 2659 до 1955). По итогам 2019 количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 6,6% (с 2102 до 1963), удельный вес сократился на 4,8% и составил 6,0%. По России снижение подростковой преступности составило 4,6%, удельный вес 3,9%, по Уральскому Федеральному округу - 10,6%, удельный вес 5,0% [12, с.2]. Несмотря на снижение, мы отмечаем, что проблема подростковой преступности актуальна.

В «Теории государства и права» под редакцией Н.И. Матузова, А.В. Малько определено, что правовое воспитание — это «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [10, с.29]. Да, мы согласны, что воспитательная работа с несовершеннолетними действительно проводится в образовательных учреждениях, согласно планов, программ (как общих, так и индивидуальных). Но приходится констатировать тот факт, что пока не будет достигнуто межведомственное взаимодействие всех субъектов системы профилактики, тесной связи образовательных учреждений с родителями по достижению цели: воспитание законопослушного гражданина – результата не будет. И ещё очень важный момент. Лишь только положительный личный пример взрослых (в первую очередь родителей) по использованию юридических норм, их правовой грамотности, багажа (наличия) моральных, нравственных качеств в повседневной жизни, только их ответственное отношение к воспитанию своих детей, а не перекладывание обязанностей, вины, а спрос, в первую очередь, с себя - вот то, что необходимо сегодня (а впрочем, и вчера, и завтра) нашим несовершеннолетним детям. Сегодня так организован социум, что большую часть времени дети проводят в образовательных учреждениях (школы, детские дошкольные учреждения), а родители основное время проводят на рабочих местах (исполняя обязанность по содержанию своих детей). Однако, свою прямую родительскую обязанность по воспитанию своих детей, нередко родители «отодвигают» на потом… Педагоги, психологи всё чаще обращают внимание на безграмотность современных родителей в вопросах детства (детской педагогики, психологии), а также и в вопросах правового воспитания своих детей. Поэтому, мы предлагаем образовательным учреждениям при проведении мероприятий, направленных на профилактику преступлений, правонарушений в среде несовершеннолетних особое внимание уделить работе с родителями, родительской общественностью (родительские комитеты). Мероприятия должны быть различной тематики (в том числе освещающие психологические аспекты детско-родительских отношений, особенности возрастной периодизации детей, по профилактике суицидального поведения, просвещения по защите прав несовершеннолетних и др.). Формы по работе с родителями и несовершеннолетними детьми могут быть различны, но обязательно носить системный, плановый характер. Проводить мероприятия необходимо как отдельно для родителей, детей, так и для их совместного участия (тренинги, конкурсы, квесты, беседы, консультации, лектории, правовые игры). Необходимо проводить мероприятия с участием представителей правоохранительных органов, прокуратуры, судов, и иных заинтересованных ведомств занимающихся вопросами семьи и детства. В современном мире родители нуждаются в этом. Родительская безграмотность в вопросах детства и защиты прав детей приводит к печальным последствия, как для семьи, так и для общества в целом.

Безусловно, субъекты системы профилактики в данном направлении работы должны играть основную роль. Предлагаем использовать следующие направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1. Активное и планомерное участие субъектов системы профилактики в формировании законопослушного поведения, правовой грамотности несовершеннолетних и их законных представителей (проведение с участием представителей субъектов системы профилактики, правоохранительных органов, прокуратуры, судов, адвокатов, иных заинтересованных лиц:  лекций, бесед (индивидуальных, групповых), тренингов, всеобучей, ликбезов, родительских собраний (классных, школьных, городских), форумов, конкурсов, консультирования и.т.д.. Организация показательных судов. Организация и проведение Конкурсов программ профилактики правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних); 2 Индивидуализированный подход субъектов системы профилактики к организации занятости несовершеннолетних в свободное от учёбы время при  непосредственной заинтересованности законных представителей несовершеннолетних (организация и проведение разъяснительной работы (консультирование) по защите прав несовершеннолетних на труд и отдых; проведение разъяснительной работы специалистами учреждений культуры, спорта, центра детского творчества, а также педагогами школ о возможном участии детей в различных видах занятости (в том числе посредством распространения памяток, брошюр, «Дней открытых дверей»); плановый мониторинг посещаемости досуговых мероприятий (в том числе на постоянной основе) несовершеннолетними и представление отчётной информации в комиссию в ежеквартальном режиме; 3. Индивидуализированный подход образовательных учреждений (школы) в организации учебного процесса несовершеннолетних с девиантным поведением (в том числе, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому), а также вовлечение данной категории несовершеннолетних к внутришкольным мероприятиям, организованной занятости в свободное от учёбы время (наличие рабочих планов по индивидуальной работе в свободное от учёбы время (ежеквартальные проверки), работа с родителями по повышению их педагогической компетентности, по налаживанию детско-родительских отношений; организация и проведение совместных мероприятий для детей и родителей (в том числе по повышению нравственных ценностей); 4. Внедрение института наставничества над несовершеннолетними, имеющими проблемы с законом.

Системность, целеполагание и искренняя заинтересованность субъектов системы профилактики, иных заинтересованных ведомств и структур при проведении мероприятий, направленных на профилактику подростковой преступности, позволят сформировать у несовершеннолетних устойчивые антисоциальные установки, у родителей повысят родительскую ответственность – тем самым повысят их правовую грамотность (основанную на знании прав человека) и стабилизируют обстановку по преступности в среде несовершеннолетних.

 

Список литературы:
1. Завьялова, М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С. Завьялова // Современные технологии образования: сб. науч. тр. 5-й межрегион. заоч. науч.-практ. конф. – Красноярск : КГУ, 2006. 
2. Кашанина, Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина. – М. : Вита – Пресс, 2005. 
3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001 – С.160.
4. Кобзарь И.А. Организационные и правовые основы противодействия преступности несовершеннолетних в переходный период / диссертационная  работа доктора юридических наук. М., 2002. 
5. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.В. Лазарев. – М. : Просвещение, 2010. 
6. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001. С. 272.
7. Панкова, Т.О. О становлении нравственных гражданских позиций школьников / Т.О. Панкова // Социологические исследования. – 2002. – № 4. – С. 12 – 18.
8. Пимонов, В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения / В.А. Пимонов // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. – С. 19 – 24.
9. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебник / В.И. Шкатулла. – М. : Академия, 2005. 
10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.623.
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7000.
12. Электронный ресурс. URL:http://kdnzp.midural.ru/files/1_informacija_gu_mvd_rossii_po_so_o_sostojani.pdf, 27.01.2020