Статья:

Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях»

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Абаев С.А. Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 61-64.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях»

Абаев Станислав Артурович
студент Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, РФ, г. Владикавказ

 

Аннотация. Статья посвящена не только преступлению как негативному явлению в жизни общества и лицам его совершившим, но и анализу сочинения Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Автором был рассмотрен ряд немаловажных идей, не потерявших своей актуальности на сегодняшний день, относительно совершенствования уголовного преследования. В статье приводятся некоторые из взглядов итальянского мыслителя XVIII в. Ч. Беккариа, связанные с необходи­мостью предупреждения преступлений, классификацией преступлений, смертной казнью, судом присяжных и пытками во время допроса.

Abstract. The article is devoted not only to crime as a negative phenomenon in the life of society and its perpetrators, but also to the analysis of C. Beckaria's essay "On Crimes and Punishments". The author considered a number of important ideas that have not lost their relevance to date, regarding the improvement of criminal prosecution. The article presents some of the views of the Italian thinker XVIII century. CH. Beccaria, associated with the need to prevent crimes, classification of crimes, the death penalty, the jury and torture during interrogation.

 

Ключевые слова: преступление; соучастие; Ч. Беккариа; политика; предупреждение преступлений; наказания.

Keywords: crime; complicity; C. Beccaria; policy; crime prevention; punishment.

 

Чезаре Бопесанна маркиза ди Беккариа (15.03.1738‑28.11.1794) – итальянский мыслитель, публицист и правовед, окончил юридический факультет, но после обучения занялся литературной деятельностью. В 1764 издает книгу «О преступлениях и наказаниях», которая определила его место в мировой истории уголовного права, крими­нологии и законодательства.

В своей работе итальянец рассуждал о необходимости предуп­реждения преступлений, предложил классификацию преступлений по степени тяжести, критиковал смертную казнь и пытки, выдвинул идею суда присяжных и т. д.

Беккариа рассматривал закон как хранилище свобод, условие, на котором люди жертвовали частью своей свободы в это хранилище ради общего блага. Но это хранилище необходимо было так же защитить, исключить расхищение, так как люди стремились не только забрать обратно часть пожертвованных собою свобод, но и присягнуть на чужие.

Все зло, полагал он, увеличивается прямо пропорционально росту населения и возрастающим вследствие этого конфликтам частных интересов, так как эти интересы нельзя согласовать и направлять к общему благу.

Общество не может усвоить правил поведения и избежать разложения, не иначе как при помощи побуждений. «Ни доводы разума, ни красноречие, ни даже величайшие истины не в силах удержать от взрыва страсти, возбужденные живыми впечатлениями окружающего мира» [1; c. 89].

Общая польза требует, что6ы преступления не совершались вовсе, и, в особенности, чтобы не совершались преступления, наиболее вредные для общества. Поэтому препятствия, сдерживающие людей от преступлений, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждения к совершению преступлений.

«Лестница» преступлений Чезаре Беккариа.

В этой «лестнице» итальянец расположил преступления, разграни­чивая их по общественной опасности на ступени.

Высшую ступень его лестницы составляли преступления, разрушающие непосредственно само общество; низшую – любое незначительное нарушение прав. Но между этими крайними ступенями он расположил преступления от самого большего до самого малого в нисходящем порядке. Действие, которое не было включено в лестницу преступлений, не могло называться преступлением и облагалось наказанием только тех лиц, которым выгодно его так называть.

Действие, которое не включено в указанную лестницу, не может называться преступлением и облагается наказанием только теми, кому выгодно его так называть.

Пытаясь внести новшества в доказательственную базу, Чезаре Беккариа уделил особое внимание свидетельским показаниям, которые мог дать любой человек, находящийся во вменяемом состоянии. Степень правдивости показаний он предлагал оценивать выгодой для свидетеля говорить ложь или же правду.

Так же внимание уделялось суду присяжных. Впервые за все время была выдвинута идея введения суда присяжных, которая заключалась в привлечении простых граждан в качестве заседателей. Итальянец считал открытые заседания гарантией справедливого вердикта.

Очень негативно Чезаре Беккариа относился к смертной казни и выступал за её отмену. Объяснял он это тем, что само впечатление от смертной казни является очень сильным, но подлежит быстрому забвению. Суровости он предпочитал продолжительность наказания. Именно по этой причине Чезаре Беккариа предпочитал смертной казни обычное пожизненное лишение свободы.

Не суровость, а продолжительность наказания за преступление может произвести наибольшее впечатление на душу человека, потому что на наши чувства легче и устойчивее воздействуют более слабые, но систематически повторяющиеся впечатления, воздействующие на душу человека, которые причинили бы телу преступника наименьшие страдания.

Являясь гуманистом, Чезаре Беккариа так же подверг критике пытки обвиняемых во время допроса или доказывания его виновности, считая их бесчестным способом открытия истины, сохранившимся со времен древнего законодательства. Он считал, что пытки негативно воздействуют на эмоциональное состояние человека, в связи с чем обвиняемый может указать на невиновного, или вообще признаться в том преступлении, которое не совершал. Во-первых, пытка фактически является наказанием, назначаемым до официального признания вины (а Беккариа, конечно, безусловный сторонник презумпции невинов­ности). Во-вторых, Беккариа отвергает старинное убеждение, что человек по природе более склонен лгать, нежели говорить правду, и лишь пытка «избавляет» его от этой склонности.

Беккариа добрался до сущности преступлений, обосновал важность соразмерности совершённого деяния и наказания за него, необходимость отказа от пыток и смертной казни.

Великий деятель Просвещения, он сделал уголовное наказание справедливым, а его учения легли в основу криминологических теорий в уголовных кодексах многих стран мира.

Еще при жизни Беккариа увидел реализацию многих своих идей. В частности, в 1786 году Великое герцогство Тосканское стало первым в мире государством, полностью отменившим смертную казнь, причем герцог Петр Леопольд I обосновывал это решение аргументами, предло­женными Беккариа. Во многих европейских странах не без влияния его книги стали отменять пытки (в Дании — в 1770 году, в России – в 1774-м, в Австрии и Польше — в 1776-м). В первом пакете поправок к Конституции США (Билль о правах, принят в 1791 году) и в законах революционной Франции тоже были узнаваемы многие беккарианские принципы. В России же они в XVIII веке так и не нашли практического воплощения: затея Екатерины II с Уложенной комиссией провалилась. И тем не менее беккарианская философия права пустила у нас глубокие корни. То, что критиковал Беккариа в современных ему западно­европейских законах, так или иначе проявлялось и в законах русских.

В наши дни так же можно увидеть реализацию идей Беккариа на практике. По всему миру запрещаются пытки. Это находит свое выра­жение во множестве мировых конвенций: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеи ООН, Всеобщая декларация прав человека, действуют так комитеты против пыток.

Смертная казнь так же в ряде стран отменена. В Российской Федерации в данный момент действует мораторий, не позволяющий применять смертную казнь в качестве высшей меры наказания.

Категоризация преступлений в РФ так же существует. Основное ее назначение – необходимость более тщательной дифференциации уголовной ответственности на законодательном уровне.

Таким образом, можно судить о том, что взгляды Чезаре Беккариа придерживаются и в наше время тоже. Развитые страны ставят во главу угла в первую очередь справедливость и соблюдение прав и свобод человека, не допуская причинения ему физических страданий, отгородить от несправедливого наказания за совершенное деяние и т. д.

Беккариа умер в 1794 году, на 57-м году жизни. Ныне он считается основателем криминологии и пенологии — юридических наук о преступлениях и наказаниях, о причинах преступности и способах борьбы с нею.

 

Список литературы:
1. Беккариа Ч. / О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. B.C. Овчинского. — М.: ИНФРА-М, 2004. — VI, 184 с. — (Библиотека криминолога). С. 89.