Проблематика рассмотрения дел об административных правонарушениях по месту нахождения органа проводившего административное расследование, с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу
Секция: Административное право; административный процесс
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Проблематика рассмотрения дел об административных правонарушениях по месту нахождения органа проводившего административное расследование, с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [1], и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Кроме прочего, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором.
Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, является исчерпывающим.
Само административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат в ходе производства процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, в том числе в области здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности.
Такие административные правонарушения приведены в главе 6 КоАП РФ. Одним из таких административных правонарушений является потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, квалифицируемое по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ следует учитывать наличие результатов химико-токсикологического исследования. Само исследование требует значительных временных затрат, что обуславливает необходимость проведения административного расследования.
Хочется отметить, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ рассматривают суды.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Санкция рассматриваемой в настоящей теме ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, по которому проведено административное расследование, рассматривается судом по месту нахождения органа проводившего административное расследование с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем нередко возникают ситуации, при которых, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ и проведении административного расследования являются положительные результаты иммунохроматографического обследования.
За время проведения административного расследования, заподозренное в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ лицо, по независящим от него причинам, может убыть от места проведения административного расследования и не имеет возможности присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении судом по месту нахождения органа проводившего административное расследование.
В этой связи предлагаю, исключить п. 2 из ст. 29.5 КоАП РФ, п. 1 данной статьи считать применимым и в случаях проведения административного расследования.
В заключении еще раз хочется напомнить, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.