Статья:

ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО ИЛИ СВИДЕТЕЛЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовный процесс

Выходные данные
Корнакова С.А., Щукина А.А. ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО ИЛИ СВИДЕТЕЛЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(69). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО ИЛИ СВИДЕТЕЛЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Корнакова Светлана Александровна
студент, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, РФ, г. Улан – Удэ
Щукина Александра Андреевна
студент, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, РФ, г. Улан – Удэ

 

INTERROGATION OF A MINOR VICTIM OR WITNESS IN A RUSSIAN CRIMINAL TRIAL

 

Svetlana Kornakova

Student, Buryat State University named after Dorji Banzarova, Russia, Ulan – Ude

Alexandra Shchukina

Student, Buryat State University named after Dorji Banzarova, Russia, Ulan – Ude

 

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают отдельные вопросы, связанные с особенностями  участия несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в таком важном следственном действии уголовного процесса, как допрос. Проводится анализ положений действующего уголовно – процессуального законодательства РФ, регулирующего проведение допроса с участием несовершеннолетних. Затрагиваются некоторые проблемы правовой регламентации допроса, а также вносятся предложения по совершенствованию уголовно-процессуальных норм производства допросов с участием несовершеннолетних.

Abstract. In this article, the authors consider certain issues related to the peculiarities of the participation of minor victims and witnesses in such an important investigative action of the criminal process as interrogation. The analysis of the provisions of the current criminal procedure legislation of the Russian Federation regulating the conduct of interrogation with the participation of minors is carried out. Some problems of the legal regulation of interrogation are touched upon, as well as proposals are made to improve the criminal procedural norms of interrogation with the participation of minors.

 

Ключевые слова: допрос несовершеннолетних; потерпевший; свидетель; законный представитель; участие педагога и психолога при проведении допроса; зарубежный опыт; психологические особенности.

Keywords: interrogation of minors; victim; witness; legal representative; participation of a teacher and psychologist during interrogation; foreign experience; psychological characteristics.

 

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что допрос является одним из наиболее распространенных следственных действий. Его сущность состоит в получении от допрашиваемых лиц показаний о каких – либо обстоятельствах, подлежащих установлению и доказыванию по делу. Однако допрашивать несовершеннолетнего особенно сложно, поскольку они значительно отличаются от взрослых в силу своего возраста и психического состояния. Несовершеннолетний потерпевший или свидетель выступает как особый субъект процессуальных отношений, несформированность психического и физического развития которого определяет особенности уголовного судопроизводства, в том числе на досудебной стадии производства по уголовному делу.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей проведения допроса несовершеннолетних в качестве потерпевших и свидетелей и внесение предложений по совершенствованию уголовно – процессуального законодательства в части проведения допросов с участием несовершеннолетних. Методологической основой работы послужили такие общенаучные и частные методы познания, как формально-юридический, сравнительно – правовой, логический метод, анализ и синтез.

В ходе установившейся практики в научной литературе сложилось четкое понимание того, что допрос, обладая особой информативностью, является тем следственным действием, которое наиболее часто применяется при расследовании уголовных дел. С уголовно – процессуальной точки зрения под допросом понимается «действие, заключающееся в личном вербальном общении следователя, дознавателя, прокурора или судьи с допрашиваемым лицом, происходящее в соответствии со строгими процессуальными формами, с предусмотренными законом обязательными элементами, в целях получения сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу» [3, с. 83]. Общий порядок производства допроса регламентирован ст. ст. 187—190 УПК РФ. При этом законодатель установил специальные процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ).

Для несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, УК РФ установлен строго определенный возраст - 14 лет. Сразу же возникает вопрос: с какого возраста могут быть допрошены лица, не достигшие совершеннолетия,  в качестве потерпевшего или свидетеля? В законодательстве не содержится никаких разъяснений на этот счёт. По нашему мнению, всё должно решаться индивидуально, в зависимости от эмоционального состояния, возрастного и психологического развития несовершеннолетнего, а также от обстоятельств преступления. Поэтому считаем, что  устанавливать возраст, по достижении которого лицо может привлекаться в качестве потерпевшего или свидетеля, является не совсем правильным.

Правильное определение места допроса несовершеннолетнего является одним из немаловажных условий успешного его проведения. Согласно ст.187 УПК РФ, «допрос проводится по месту производства предварительного следствия». В этой статье в качестве общего правила установлено, что потерпевший и свидетель допрашиваются на месте производства предварительного расследования. Следователь имеет право в случае необходимости провести его по месту нахождения допрашиваемого (в месте жительства, пребывания, работы, учебы, в лечебном учреждении и т.д.).

При проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего следователь (или дознаватель) обязан создать все условия для обеспечения безопасности лица, которое допрашивается, поэтому применение насилия, угроз и иных противоправных мер, а также создание угрозы жизни и здоровью запрещается. Лицо, производящее допрос с участием несовершеннолетнего, не имеет право задавать побуждающие вопросы, потому что их формулировка предполагает нужный ответ. Нарушение прямого запрета уголовно-процессуального закона на постановку наводящих вопросов влечет за собой признание недопустимыми доказательствами показаний, которые были получены при допросе потерпевшего несовершеннолетнего свидетеля. [6, с. 93].

Согласно ч.1 ст.191 УПК РФ, обязательным при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, является присутствие педагога или психолога. При выполнении указанных процессуальных мероприятий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог привлекаются по усмотрению следователя. Право присутствовать при осуществлении такого рода действий также имеет и законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Однако при реализации данных норм УПК РФ правоприменители нередко сталкиваются с проблемами, которые требуют законодательного разрешения. Так, например, в законодательстве не содержится пояснений о том, каким образом данные лица вводятся в уголовный процесс (по постановлению, определению, простому запросу, письменному приглашению и т. п). Нерешёнными остаются вопросы, связанные с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогу и психологу: какой должен быть опыт работы с несовершеннолетними, каким должно быть их образование. Необходимо отметить, что в УПК РФ не конкретизированы положения о том, в каких случаях необходимо приглашать психолога, а в каких педагога. По нашему мнению, всё это требует достаточно подробной регламентации. Поэтому считаем необходимым на законодательном уровне либо на уровне ведомственных нормативных актов установить процедуру вызова и участия в следственном мероприятии педагога или психолога, указав предъявляемые к нему требования.

В отличие от порядка производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого правила допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, регулируемого ч. 4 ст. 191 УПК РФ указывают в каких случаях должен обязательно участвовать психолог: «…несовершеннолетний потерпевший или свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет или достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством. расстройство или является умственно отсталым, в уголовных делах о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего обязательно участие психолога». Психолог привлекается в качестве специалиста при проведении допроса для того, в определенной степени эффективно обеспечить процесс общения следователя (или дознавателя) с несовершеннолетним лицом.

С разрешения следователя (или дознавателя) педагог может быть привлечен к участию в проведении допроса потерпевшего, свидетеля, которому от 16 до 18 лет. Педагог необходим на допросе в целях установления психологического контакта с подростком, получения от него полной и достоверной информации, а также защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Поэтому пребывание данного специалиста можно рассматривать как выражение гуманизации уголовно-процессуального права. При разъяснении прав педагогу, который будет участвовать в допросе несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля, следует ссылаться на ст. ст. 58, 164 и 168 УПК РФ.

Часть 1 статьи 191 УПК РФ гласит, что при производстве допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Но в то же время, в соответствии с ч. 3 ст. 191 УПК РФ у следователя есть право не допускать к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя в случаях, если такое участие будет противоречить интересам несовершеннолетнего. Тогда следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Это объясняется тем, что не во всех случаях присутствие законного представителя имеет позитивный характер. Бывают ситуации, когда поведение законного представителя в уголовном производстве, его влияние на психику несовершеннолетнего могут негативно сказаться на ходе уголовного дела в целом, поскольку, по мнению И. Н. Кондрата фактически он защищает не столько интересы несовершеннолетнего, сколько свои собственные [4, с. 118].

Необходимо отметить ещё одну особенность, связанную с участием законных в уголовном процессе законных представителей несовершеннолетнего. В отличие от ч. 2.2 ст. 45 УПК РФ, которая предусматривает вынесение постановления об отстранении законного представителя от участия в уголовном деле, их допуск действующим законодательством не регламентируется. В этом смысле правоприменители вносят сведения об участии законного представителя в протокол допроса или по аналогии со ст. 45 УПК РФ выносит постановление о допуске законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего к участию в уголовном деле или производстве конкретного следственного действия. На наш взгляд, в законодательстве имеется пробел, поскольку в случае, если отстранение законного представителя несовершеннолетнего происходит на основании постановления, допуск к участию в уголовном процессе должен осуществляться путем выдачи соответствующего решения.

На основании ч. 2 ст. 191 УПК РФ, потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно ст.ст. 42 и 56 УПК РФ, им предписывается необходимость говорить правду.

Особенности также имеются и во времени проведения допроса несовершеннолетних потерпевших. Так, лица в возрасте до семи лет не могут допрашиваться без перерыва более 30 минут, а в общей продолжительности- более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей продолжительности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей продолжительности - более четырех часов в день [1].  

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 191 УПК РФ, применение видеозаписи или киносъемки обязательно при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, если против этого не возражают несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель. Видеозаписи или материалы киносъемки хранятся при уголовном деле. Такое требование установлено для того, чтобы несовершеннолетний в последствии, находясь по влиянием других лиц, не мог дать обратные показания или отказаться от дачи показаний. Видеозапись позволяет достаточно полно и подробно зафиксировать обстановку, в которой лицо допрашивалось. Кроме того, существенным фактом является и то, что в дальнейшем она может быть предоставлена эксперту или специалисту, которые смогут провести соответствующие экспертизы и исследовать психическое состояние несовершеннолетнего.

Для более полного и всестороннего изучения данной темы рассмотрим процессуальные особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в зарубежных странах. Так, в уголовно – процессуальном  законодательстве Китая содержится положение, в соответствии с которым, если лицо, на момент проведения допроса не достигло восемнадцатилетнего возраста, то в этом случае допрос будет проводиться только при условии обязательного присутствия его законного представителя.(Данное положение является аналогичным положению УПК РФ). Также в УПК КНР сказано, что, если  несовершеннолетние, обладающие важной информацией по уголовному делу, не в состоянии ясно выражать свои мысли, а также разграничивать добро и зло, то они не могут привлекаться в качестве свидетелей. Основной проблемой в Китае является многочисленность допросов, что может оказать неблагоприятное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние несовершеннолетнего [2, с. 24]. Допрос несовершеннолетних подлежит обязательному фиксированию не только в протоколе, но и с помощью видеосъёмки и (или) аудиозаписи. Такой способ объясняется тем, что, в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством КНР аудиоматериалы и видеоматериалы составляют отдельный вид доказательств, также как и свидетельские показания. Также при допросе несовершеннолетних у китайских правоохранительных органов есть право использовать полиграф. При этом, такой допрос не должен проходить больше двух часов подряд [5, с. 61]. По нашему мнению, учёт российским законодателем опыта китайских коллег в обозначенной области (равно как и наоборот) может способствовать эффективному разрешению проблем действующего уголовно-процессуального законодательства.

Таким образом,  можно сделать вывод, что участие несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве действительно имеет ряд особенностей, определяемых в первую очередь задачей защиты прав и интересов ребенка. При совершении процессуальных действий в отношении несовершеннолетнего в первую очередь необходимо обращать внимание на психическое состояние и учитывать возрастные особенности. Рассмотренные в статье пробелы в правовом регулировании позволяют сделать вывод о необходимости продолжения научного исследования вопросов, связанных с процессуальным порядком допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

 

Список литературы: 
1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 
2. Доросинская А.М., Близнюк И.Р. — Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего: проблемы и пути их решения / А.М. Доросинская, И.Р. Близнюк // Полицейская и следственная деятельность. – 2020. – № 4. – С. 20 – 24. 
3. Егоров Н.Н. Допрос как средство доказывания в уголовном процессе: учебное пособие / Н.Н. Егоров – Хабаровск. 2014. – С. 83. 
4. Кондрат И.Н. Обеспечение прав личности в досудебном производстве по уголовным делам: законодательное регулирование и правоприменительная практика: монография. – «Юстицинформ», - 2015. – 176 с. 
5. Лунева А.В. Несовершеннолетние как участники уголовного процесса России и Китая: сравнительно – правовой анализ / А.В. Лунева // Восточно – Сибирский институт МВД РФ. – 2017. – С. 57 – 62. 
6. Чернова С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 2 (48). - С. 92 – 101.