ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ
Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ
В общем понимании процесс регулирования отношений, которые касаются земельных прав, со стороны государства заключается в установлении норм в сфере землепользования. Данные правила являются общеобязательными для всех субъектов земельных правоотношений. Основными правовыми документами, на которых основываются правовые основы таких отношений, являются:
– Гражданский кодекс Российской Федерации [1];
– Земельный кодекс Российской Федерации [2].
Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определены особенности порядка возникновения, изменения или прекращения прав на тот или иной объект земельного права, а также процедуру оформления таких прав. Земельный кодекс РФ можно назвать основным источником правового регулирования земельных отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Совокупность земельных отношений в сфере права включает в себя ряд обязательных элементов, а именно:
– объект земельных правоотношений. Понятие объекта содержится в ст. 6 Земельного кодекса [2] и понимает под собой землю и ее участки, а также составные части земельных участков [7, c. 244]. Основной характеристикой объекта земельных правоотношений выступает его граница, площадь, а также местоположение такого участка или его части. Если говорить о земле в целом, как об объекте рассматриваемых правоотношений, то стоит отметить, что земля является охраняемым объектом земельных правоотношений, который необходимо использовать с рациональным подходом [5, c. 32-35];
– субъект земельных правоотношений. Под субъектами в сфере земельных правоотношений следует понимать совокупность участников таких отношений, а именно: физические и юридические лица, государство Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципалитеты. Состав субъектов в данном виде правоотношений зависит от вида земельных взаимодействий. Так, при работе с землями, находящимися в собственности государства, субъекта или муниципального образования РФ, в качестве субъекта земельных правоотношений будут выступать представители публичной власти с одной стороны и физическое или юридическое лицо, с другой стороны. При возникновении земельных отношений между физическими и юридическими лицами, они являются сторонами отношений, а представители государственной власти являются стороной земельной сделки. Кроме того, субъектами земельных отношений могут являться лица с гражданством других стран и лица не имеющие гражданства [6, c. 7].
Особый интерес представляют такие субъекты правового регулирования земельных отношений как крестьянские (фермерские) хозяйства (далее –КФХ). Данная организационно-правовая форма востребована в аграрном экономическом секторе. В 1990 г. стал началом аграрно-земельной реформы. Таким образом КФХ стало первой организационной формой, которая специализируется в своей деятельности именно в аграрном секторе экономики. Для данного организационного образования вводилось разрешение на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также вводилась возможность аренды таких земель. Помимо вышеуказанного закона был принят ряд подзаконных актов, которые осуществляют регламентирование выделения участков земли под деятельность фермерских хозяйств [8].
Классификация земельных правоотношений представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация земельных правоотношений
К регулированию земельных отношений применяются определенные правовые методы, которые могут оказывать влияние на субъекты данных правоотношений [3, c. 211]. Так, в группу методов регулирования земельных правоотношений можно включить методы, перечисленные на рисунке 2.
Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.
Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов [4, c. 28-38].
Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.
Рисунок 2. Методы земельных правоотношений
Таким образом, земля является ключевым фактором функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и обладает определенными особенностями правового регулирования, которые оказывают влияние на эффективность всего сельскохозяйственного производства.