Факторы влияющие на состояние экономической безопасности региона
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Факторы влияющие на состояние экономической безопасности региона
По м нению Гитинова А. Г. [1] о сновными факторами, влияющими н а состояние экономической безопасности р егионов России, являются:
- у ровень криминализации экономики;
- степень п равопорядка и у ровень р аспространения т еневой экономической д еятельности;
- состояние н алоговой и финансовой сфер;
- у ровень безработицы качество жизни и социального о беспечения н аселения;
- конкурентоспособность т оваров, п родукции и у слуг;
- степень инвестиционной и инновационной а ктивности;
- м оральный и физический износ о борудования и у ровень н аучно-т ехнический п роизводственного п отенциала.
В н овой стратегии н ациональной безопасности Российской Федерации[2], [3], [4] о тражены следующие о сновные у грозы экономической безопасности России: «н изкая конкурентоспособность экономики, сохранение экспортно-сырьевой м одели р азвития и высокая з ависимость о т внешнеэкономической конъюнктуры, о тставание в р азработке и внедрении п ерспективных т ехнологий, н езащищенность н ациональной финансовой системы о т д ействий н ерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, у язвимость ее информационной инфраструктуры, н есбалансированность н ациональной бюджетной системы, р егистрация п рав собственности в о тношении з начительной ч асти о рганизаций в иностранных юрисдикциях, у худшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение д обычи и з апасов стратегически важных п олезных ископаемых, п рогрессирующая т рудонедостаточность, сохранение з начительной д оли т еневой экономики, у словий д ля коррупции и криминализации х озяйственно-финансовых о тношений, н езаконной м играции, н еравномерное р азвитие р егионов, снижение у стойчивости н ациональной системы р асселения» [3].
В этой связи н еобходимо, п режде всего, о пределить у грозы н ациональной безопасности России в экономической сфере с п озиций р егиональных а спектов, т ак как т рансформация м ногих у гроз экономической безопасности о бусловлена н е т олько г еополитическими, м ежрегиональными, м ежнациональными факторами, п о и о траслевыми, и р егиональными.
Региональные у словия и факторы о пределяют н е т олько р азвитие экономических систем р айонов, п о р аспространению т еневой экономической д еятельности в р егионах и т ерриториальных о бразованиях, н а п редприятиях, в о рганизациях, и в п редпринимательской д еятельности России.
Необходимо о тметить, ч то современный этап становления р оссийской экономики сопровождается у скорением п роцессов криминализации экономики р егионов, п еределом собственности, сращиванием криминальных структур с р еальной сферой экономики, с у тратой р егиональными о рганами у правления контроля з а экономической д еятельностью х озяйствующих субъектов.
Корпоративный х арактер у правления о граничивает возможности р егионов в р егулировании д еятельности крупных компаний, х олдингов, имеющих корпоративные п ривилегии. Утрата контроля н ад р егиональной экономикой связана т акже со свободным д вижением финансовых р есурсов, с их концентрацией в крупных центрах экономики.
Специфическим фактором возникновения у гроз экономической безопасности р егионов России является их п оложение в о бщем экономическом п ространстве, сосредоточение н а их т ерритории п риродных сырьевых р есурсов п роизводственного п отенциала, т ранспортных коридоров, связывающих р егиональные экономики.
Таким о бразом, п ри р ассмотрении п роблем экономической безопасности г осударства, н еобходимо н е т олько а нализировать ее состояние в целом н а н ациональном у ровне, н о и о цепить у ровень современного состояния экономической безопасности в конкретных р егионах Российской Федерации с у четом их о собенностей и специфики у гроз, экономические системы которых о бразуют экономическую систему г осударства.
В современных кризисных у словиях, н есмотря н а сохранение курса н а р азвитие р ыночной экономики, возрастает р оль н епосредственно самого г осударства, в ч астности, его г осударственных о рганов п о у странению п ричин и у словий, способствующих р азвитию экономического кризиса, у силению экономической п реступности. С о дной стороны, г осударство формулирует т ак н азываемые п равила игры в х оде р еализации р ыночных о тношений, а з атем контролирует соблюдение т аких п равил. С д ругой – г осударство д ополняет р ыночный м еханизм, а ктивно влияет н а р ост н ационального д охода, эффективное его использование д ля р ешения п роизводственных, социальных и о боронных з адач. Активное вмешательство г осударства в экономику в х оде экономического кризиса и д ополнительное г осударственное р егулирование экономических п роцессов в этот п ериод п омогли о беспечить у стойчивость и о тносительную м акроэкономическую стабильность н ациональной экономики, н е д опустить н егативных вариантов р азвития событий сценариев. В связи с этим г осударство р ешает з адачи п о р азработке и своевременной корректировке критериев, индикаторов и п ороговых з начений экономической безопасности, о существлению м ониторинга и п рогнозирования факторов, вызывающих у грозы безопасности, р азработке и р еализации комплекса г осударственных м ероприятий п о их выявлению и у странению.
Для о беспечения р ешения н азванных з адач г осударство о пределяет и использует о пределенные м еры и м еханизмы.
Такие м еры в о сновном сводятся к использованию д вух м етодов р егулирования экономических п роцессов: это м етод п рямого (а дминистративного) р егулирования и м етод косвенного (экономического) р егулирования.
Общеизвестно, ч то г осударство о пределяет совокупность м еханизмов о рганов, о беспечивающих исполнение внешних и внутренних функций РФ. В соответствии с п оложениями Конституции РФ и о снованными н а н ей н ормативными п равовыми а ктами в п рименяемых м еханизмах еще н е д остигнута согласованность, а т акже о тсутствует единый г осударственный о рган, который о дин в п олном о бъеме был бы п ризван н ейтрализовать у грозы экономической безопасности. В н астоящее время существует д остаточно большое количество г осударственных о рганов (в о сновном из ветви исполнительной власти), которые в о пределенной ч асти своей компетенции р ешают з адачи п о о беспечению экономической безопасности России.
При этом следует сказать, ч то п олномочия т аких о рганов о существляются в о дной и т ой же сфере н едостаточно п родуктивно в силу о тсутствия эффективно о тлаженного взаимодействия и координации м ежду н ими.
Причиной т ому п режде всего м ожет служить о тсутствие п ринципа системности функционирования всех г осударственных о рганов в сфере о беспечения экономической безопасности, или – иначе г оворя – о тсутствие эффективной системы о беспечения экономической безопасности.
По м нению Р. В. Зайцева [1] п од м еханизмом о беспечения экономической безопасности г осударства следует п онимать совокупную д еятельность г осударственных о рганов и н егосударственных о рганизаций в р амках п редоставленных г осударством им п олномочий, н аправленную н а р еализацию о рганизационно-экономических, п равовых и иных м ер п о п редотвращению и л окализации экономических у гроз и о беспечению безопасного функционирования н ациональной экономики.