Статья:

Особенности местного референдум в Российской Федерации

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Айвазян С.С. Особенности местного референдум в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 57-62.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности местного референдум в Российской Федерации

Айвазян Севак Саакович
бакалавр юриспруденции, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF THE LOCAL REFERENDUM IN RUSSIAN FEDERATION

 

Sevak Ayvazyan

bachelor of Law, Russian Peoples’ Friendship University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены важные особенности проведения местного референдума в Российской Федерации. Так же исследуется процесс подготовки к проведению местного референдума в муниципальных образованиях Российской Федерации. Автором в статье приводятся фактические данные Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведенных на территории страны местных референдумах за период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Abstract. This article considers important features of holding a local referendum in the Russian Federation. The process of preparation for holding a local referendum in municipal formations of the Russian Federation is also being studied. The author in the article presents the factual data of the Central Election Commission of the Russian Federation on local referendums held in the country for the period from January 1 to December 31, 2016.

 

Ключевые слова: местный референдум, проблемы местного референдума, совершенствование механизма местного референдума, повышение эффективности местного референдума.

Keywords: local referendum, problems of local referendum, improvement of local referendum mechanism, increase of efficiency of local referendum.

 

Местное самоуправление показывает проявление демократичности государства и общества.  Согласно статье 12 Конституции РФ местное самоуправление признается и гарантируется.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] местное самоуправление представляет собой форму осуществления власти, которая достигается в установленных Конституцией РФ, федерального и регионального законодательства пределах, направленную на решение вопросов местного значения населением самостоятельно, или посредством органов местного самоуправления. При этом решения должны быть основаны на интересах населения и учитывать исторически сложившиеся местные традиции.

В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, оно не входит в систему органов государственного управления. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] для решения населением вопросов на местном уровне проводится местный референдум на всей территории муниципального образования.

Местный референдум служит главной формой в местном самоуправлении прямой демократии. Он позволяет органам местного самоуправления исследовать мнение населения по отдельным вопросам местного уровня, а населению муниципального образования – свое решение выразить для дальнейшего его исполнения органами муниципальной власти.

Для реализации гражданского права на местный референдум законодателем предусмотрена в Федеральном законе № 131-ФЗ обязанность муниципальных образований назначать местный референдум, публиковать принятые решения и исполнить волю народа, изъявленной на местном референдуме.

Возможность использования референдума в решении наиболее важных вопросов на местном уровне, совершенствование процедуры местного референдума является немаловажной задачей в сфере местного самоуправления для нашей страны, что также служит гарантом независимости от государственной власти муниципальной. Закрепление статьей 130 Конституции РФ [3, с. 56] института местного референдума определяет важность внимания к данному вопросу наравне с остальными проблемами местного самоуправления.

Местный референдум, в качестве формы непосредственной реализации власти весьма популярный механизм, занимающий второе место после выборов. Использовать ее по статистике готовы 35% населения России [1, c. 19]. В таком случае, целесообразно использовать формулировку ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» в редакции 12.07.2002 г. [5].

Местный референдум является самой эффективной, действенной и приближенной к народу формой прямой демократии.

Однако федеральным законодательством предусмотрен перечень вопросов, которые запрещено выносить на местный референдум:

а) досрочное прекращение или продление срока полномочий органов местного самоуправления, приостановление осуществления ими своих полномочий, проведение досрочных выборов в органы местного самоуправления либо отсрочка указанных выборов;

б) персональный состав органов местного самоуправления;

в) избрание депутатов и должностных лиц, утверждение, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц, а также дача согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) принятие или изменение соответствующего бюджета, исполнение и изменение финансовых обязательств муниципального образования;

д) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения [5].

Решение по назначению местных референдумов принимают представительные органы муниципальных образований в трех случаях:

1) по выдвинутой гражданами РФ инициативе, при этом граждане должны иметь право на участие в местном референдуме;

2) по выдвинутой избирательными и иными общественными объединениями инициативе. При этом уставы указанных объединений должны предусматривать участие в референдумах;

3) по выдвинутой представительным органом или главой местной администрации инициативе.

Условием для назначения местного референдума по выдвинутой гражданами РФ инициативе, избирательными и иными объединениями, служит сбор подписей, направленных на поддержку инициативы. Точное число подписей устанавливает законодательство субъектов РФ, однако оно не может быть ниже 25 подписей и выше 5% от численности участников референдума, которые зарегистрированы в муниципальном образовании.

Выдвинутая представительным органом или главой местной администрации инициатива проведения референдума, оформляется правовым актом представительного органа муниципального образования или главы администрации.

Федеральным законом № 67-ФЗ устанавливается обязанность по созданию инициативной группы, которая обращается с ходатайством о своей регистрации в избирательную комиссию муниципального образования и действует в качестве комиссии референдума[5].

Избирательной комиссией муниципального образования на протяжении 15 дней с момента поступления ходатайства инициативной группы рассматривается ходатайство и документы, приложенные к нему, по результатам чего вносится положительное или отрицательное решение.

Представительным органом муниципального образования в срок до 20 дней проверяется соответствие вопроса, который предлагается для вынесения на местный референдум, требованиям законодательства, уставу муниципального образования.

В случае, когда представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос, отвечает требованиям, избирательной комиссией муниципального образования осуществляется регистрация инициативной группы по проведению референдума, которой выдается регистрационное свидетельство, а также информируются средства массовой информации. Такое решение по регистрации инициативной группы принимается в срок до 15 дней с момента признания представительным органом муниципального образования соответствия выносимого на референдум вопроса требованиям закона. В случаях, когда представительным органом признается, что выносимый на референдум вопрос требованиям закона не отвечает, комиссией дается отказ в регистрации инициативной группе. Основанием для отказа может служить исключительно нарушение законодательства, устава муниципального образования инициативной группой.

В муниципальном образовании комиссия референдума, установив соответствие порядка по выдвижению инициативы проведения референдума требованиям законодательства и устава муниципального образования, в срок до 15 дней с момента представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет их, а также экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении референдума.

В случае отказа в проведении референдума комиссия в течение одних суток с момента принятия ею такого решения обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию решения с изложением оснований отказа.

В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в этот орган документов о выдвижении инициативы проведения референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. В местном референдуме, как и в муниципальных выборах, могут участвовать иностранные граждане, если есть договор РФ с соответствующим государством, далее принят федеральный закон или закон субъекта РФ и, если они постоянно проживают на соответствующей территории.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации за 2016 год было проведено 1605 местных референдумов, основным вопросом которых было принятие решений о введении самообложения граждан на территории муниципальных образований. Из 1605 местных референдумов только 2 местных референдума были проведены с целью принятия решений о переименовании муниципального образования.

Так 6 марта 2016 года Избирательной комиссией муниципального образования поселка Манас Карабудахкентского района Республики Дагестан решался вопрос согласия изменения статуса муниципального образования «городское поселение» «поселок Манас» на «сельское поселение» «поселок Манас» [2]. В референдуме приняло участие 3 008 избирателей. На вопрос, решаемый на референдуме положительный ответ дали 98,64% избирателей, или 2 967 человек. Против высказались 1,03%, или 31 человек.

В тот же день, 6 марта 20106 года был проведен местный референдум в поселке Ачи-Су Карабудахкентского района Республики Дагестан, на котором также решался вопрос об изменении статуса муниципального образования «городское поселение» «поселок Ачи-Су» на «сельское поселение» «поселок Ачи-Су». В местном референдуме приняло участие 905 избирателей, из них 98,67% (или 893 человека) дали положительный ответ на вопрос, решаемый на референдуме. Голоса остальных избирателей не были учтены, по причине порчи бюллетеней.

Таким образом, можно сделать вывод, что местный референдум имеет огромное значение в проявлении демократических начал в Российской Федерации и играет большую роль в решении вопросов на местных уровнях.

 
Список литературы:
1. Бутырина М.В. Местное самоуправление – основа формирования гражданского общества // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2010. № 1. С. 19
2. Данные ЦИК РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&vrn=4054018170702&region=5&prver=0&pronetvd=null
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [ Электронный ресурс] URL:  http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс