Актуальные проблемы опеки и попечительства в законодательстве Российской Федерации
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные проблемы опеки и попечительства в законодательстве Российской Федерации
Actual problems of custody and guardianship in law Russian Federation
Oksana Svistunova
master student SPbGUAP, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье анализируется проблемы опеки и попечительства в законодательстве Российской Федерации.
Abstract. The article analyzes the problems of guardianship and trusteeship in the legislation of the Russian Federation.
Ключевые слова: органы опеки и попечительства; дети; оставшиеся без попечения родителей; ребёнок.
Keywords: guardianship authorities; children left without parental care; child.
В связи с тем, что количество сирот в Российской Федерации, не снижается, проблема положения осиротевших детей является одной из первоочередных в Российской Федерации.
Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Министерства образования и науки РФ, в 2017 году – выявлено сирот 559 129 детей, что составляет 1,92 % от всего детского населения России (АППГ- 2016 – 586 639 чел. (2,02 %), из них:
- сирот, воспитываемых в организациях от числа всех сирот в России – 44 823 ребенка (8,02 %);
- сирот, воспитывающихся в семьях - 502 353 детей (89,85 %), из них:
- усыновленных детей – 104 359, что составляет 20,77 % от семейно устроенных; подопечных – 397 994 ребенка, из них опекаемые родственниками: – 251 610 детей (50,10 %), опекаемые посторонними гражданами – 146 334 ребенка (29,13 %).
Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) в качестве основополагающего права ребёнка закрепляет право жить и воспитываться в семье.
Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ, устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью носит приоритетный характер.
В Российской Федерации на протяжении длительного времени, целенаправленно проводился комплекс мероприятий по сокращению детских учреждений (организаций), призванных заменить семью.
Вышеуказанные статистические данные свидетельствуют о том, что меры со стороны государства по обеспечению прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей, на жизнь и воспитание в семье, принесли ощутимые результаты - на конец 2017 года более 89 % сирот воспитывается в семьях.
Одной из форм устройства детей оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации является опека и попечительство и на текущий момент подопечными является более 89 % от воспитывающихся в семьях, из них: опекаемые родственниками - 50,10 %, опекаемые посторонними гражданами – 29,13 %.
Таким образом, применением опеки и попечительства, на текущий момент является основной формой устройства детей оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, считаю недопустимым, наличие противоречий и разночтений в законодательстве РФ, регулирующем применение опеки и попечительства.
Нормативно правовой базой назначения опеки и попечительства является Федеральный закон об опеке и попечительстве (далее - Закон об опеке и попечительстве), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации [5].
Согласно Закону об опеке и попечительстве, все отношения по устройству ребенка в семью, рассматриваются, как отношения по опеке и попечительству, основанные на договоре об опеке и попечительстве.
Следовательно, установлению опеки (попечительства) должно предшествовать заключение гражданско-правового договора.
На мой взгляд, нормативно-правовые положения Закона об опеке и попечительстве переводят семейно-правовые отношения по устройству несовершеннолетних в семью в гражданско-правовую сферу.
По моему мнению, семейно-правовые отношения регулируются СК РФ, который, никак нельзя рассматривать, как продолжение ГК РФ.
СК РФ занимает независимое место иерархии законов.
Ст. 4 СК РФ допускает применение ГК РФ к семейным отношениям в части касающейся имущественных и личных неимущественных отношений между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, а также соответствующие нормы гражданского законодательства не противоречат существу семейных отношений [6].
Опека и попечительство, как одна из форм устройства детей, оставшихся без родителей, всегда регулировалась СК РФ, как действующими до настоящего момента, так и СК РФ в редакции от 03.08.2018.
П. 1.ст. 1 СК РФ, устанавливает принципы построения семейных отношений исключительно на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности, а сущность Закона об опеке и попечительстве, я считаю, пытается перенести принципы делового партнёрства на иные, никоем образом не связанными с деловыми отношениями.
Таким образом, Закон об опеке и попечительстве не принимает во внимание ст. 4 СК РФ, но не включает ее в перечень утративших силу.
Кроме того, СК РФ предусматривается централизованный порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, предписывающий использование данной формы в отношении несовершеннолетних детей, только органами опеки и попечительства. Деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей не допускается (ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ).
Согласно п.4 ст.6 Закона об опеке и попечительстве полномочия по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей передаются также и образовательным, медицинским, оказывающим социальные услуги и иным организациям.
Мною перечислены далеко не все противоречия в законодательных актах, регулирующих опеку и попечительство, как одну из форм устройства детей, оставшихся без родителей, но, даже учитывая только озвученные, можно утверждать о наличие проблемы применения правовых норм в действующих нормативно-правовых актах РФ.