Понятие и особенности криминальной субкультуры в местах лишения свободы
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Понятие и особенности криминальной субкультуры в местах лишения свободы
Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретических и правовых вопросов, касающихся понятия криминальной субкультуры в исправительных учреждениях, обеспечивающих исполнение наказания в виде лишения свободы. На основе произведённого анализа сформулировано авторское определение криминальной субкультуры, а также рассмотрены её особенности и функции, реализуемые носителями указанной субкультуры.
Ключевые слова: криминальная субкультура; осуждённые; преступное сообщество; уголовное наказание; лишение свободы; отбывание уголовного наказания.
Любое общество включает в себя большое количество составляющих элементов и подсистем, которые постоянно обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Одним из таких элементов является культура социума, которая достаточно наглядно характеризует исторически определённый уровень развития всего общества, отдельных этнических групп, творческих сил и способности человека как представителя такого общества. Культура общества в том числе выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их поведении и взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Именно набором указанных ценностей в первую очередь отличаются различные культуры. Содержание культуры и образ жизни её носителей определяют так называемые базисные ценности, функция которых в значительной степени направлена на защиту и сбережение унитарности социальной группы как носителя данной культуры. Несовместимость этих ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже внебазовых ценностей и моделей поведения.
Культура, естественно, не ограничивается одними базовыми ценностями. Помимо них она включает в себя также разнообразные обычаи, традиции и правила поведения и общения в совокупности. Ввиду того, что культура возникла и развивалась вместе с человеком, то, естественно, человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. В масштабе отдельного общества принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Поскольку преступность представляет собой исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, включающее в себя совокупность преступлений, совершённых на конкретной территории (местности) в определённый период времени, то криминальную субкультуру следует рассматривать в качестве одного из типов субкультуры. Преступные сообщества на протяжении веков серьёзно влияли на нравственное состояние общества, а поэтому криминальную субкультуру нельзя рассматривать отдельно от культуры всего общества.
Впервые понятие «субкультуры» использовал социолог А. Ли в 1945 году. В настоящее время данный термин понимается в широком и узком смыслах. «В широком смысле «субкультура» – это культурные особенности любой группы, выделяющейся внутри национальной культуры и обычно объединённой каким-либо социальным признаком: этническим происхождением (русские эмигранты в США, коренные народы, живущие на территории России), религией (католики или православные христиане в протестантском обществе), профессией (врачи, лётчики, военные и т.д.), возрастом (дети, пенсионеры) – или совокупностью таких признаков» [1, с. 113].
В.В. Тулегенов сформулировал следующее понятие субкультуры: «Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных целей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней» [2, с. 120].
С учётом указанных обстоятельств можно констатировать, что под криминальной субкультурой в психолого-педагогическом аспекте следует понимать нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки криминальных группировок, тайный образ жизни правонарушителей, регулирующие их поведение и отношение к другим людям. Её носителями выступают чаще всего лица молодёжного возраста и асоциальные группы, которые складываются стихийно в процессе общения и жизни внутри коллектива [3, с. 174-175].
Особенности криминальной субкультура в среде осуждённых являются предметом исследования многих учёных разных научных направлений: юристов, психологов, социологов, педагогов и иных специалистов, в сфере научных интересов которых находятся, в частности, девиантное поведение и различные его проявления, способы и средства противодействия девиантному поведению.
Одним из критериев характеристики криминальной субкультуры является степень приверженности (следования) неформальным нормам поведения. Она проявляется посредством реализации следующих действий: активной пропаганды «воровской» идеи; формированием группового сознания основной массы осуждённых; выработкой определённой идеологии «преступного братства» и её поддержанием; стратификацией (построением иерархической структуры в соответствии с занимаемым положением, статусом) и на этой основе – чётким распределением ролей (обязанностей); жёсткой дисциплиной с беспрекословным подчинением; наличием материальной и финансовой базы – «общака»; рекрутированием новых членов преступного сообщества («быков», «шестёрок», «громоотводов», «пристяжи»), беспрекословно исполняющих принятые криминальной группой решения, в том числе совершение преступлений [4, с. 34].
В юридической литературе представлено следующее определение и характеристика криминальной субкультуры в местах лишения свободы – это незримая, тщательно скрываемая от администрации жизнедеятельность осуждённых, складывающаяся в процессе их длительного общения под влиянием условий, специфических для мест лишения свободы. Она характеризуется наличием у осуждённых особой структуры межличностных взаимоотношений, сложной системы неформальных норм (обычаев, традиций), регулирующих их поведение, и способов достижения определённых целей. При этом она формируется и функционирует в обстановке сложных противоречий среди основных её носителей (лидеров и авторитетов преступной среды), подчас жестокой борьбы между ними за лучшее, привилегированное существование в условиях принудительной изоляции» [5].
Н.П. Барабанов представил собственное определение криминальной субкультуры: «Субкультура в местах лишения свободы представляет собой систему норм, ценностей, традиций, обычаев, регулирующих поведение осуждённых в неофициальной структуре учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4, с. 34].
О.В. Старковым было обосновано следующее определение рассматриваемого понятия: «Криминальная субкультура – это обработанная преступным миром под себя система человеческих ценностей, духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических, противопоставляемая общечеловеческим сокровищам и оценкам» [6, с. 18].
С учётом изложенных обстоятельств и мнений учёных-правоведов представляется целесообразным сформулировать следующее определение криминальной субкультуры в местах лишения свободы.
Криминальная субкультура в местах лишения свободы – это система специфических норм, правил поведения, обычаев, традиций, объединяющая осуждённых к лишению свободы с целью регулирования их взаимоотношений, противодействия администрации исправительного учреждения, пропаганды и распространения преступного образа жизни, характеризующаяся противопоставлением её участников обществу и государству.
Следует заметить, что основу криминальной субкультуры составляют профессиональные преступники, как правило, рецидивисты. В этой связи необходимо отметить, что профессиональное преступное поведение заключается в постоянном осуществлении преступной деятельности, отличающейся специализацией; ориентированной на криминальную деятельность как на основной или существенный дополнительный источник дохода; связанной с идентификацией себя с преступным миром (криминальная субкультура: клички, жаргон, татуировки, шансон и пр.), а также с изготовлением и применением специальной техники [6, с. 60].
В юридической литературе авторами были указаны различные признаки криминального профессионализма [7, с. 53-56]. Это и отождествление себя с преступным миром, и умение тщательно планировать преступления, использование в этой связи специальных технических устройств, и занятие преступной деятельностью как бизнесом, и специализация на каком-то одном виде преступлений. К числу указанных признаков также отнесены такие факторы, как отношение к преступлению как к своей карьере, подчинение этой деятельности своего мировоззрения; совершенствование в сфере преступной деятельности своих знаний, опыта и навыков [8, с. 51-53].
В свете рассматриваемых проблем представляет интерес изложенная профессором Старковым О.В. классификация криминальной субкультуры; автор выделил три её уровня: 1) криминальная субкультура общества; 2) криминальная субкультура социальной группы; 3) криминальная субкультура личности. Первый уровень характеризует, прежде всего, положение криминалитета в обществе, в политике, экономике, образовании и системе законодательной власти. Второй уровень криминальной субкультуры в зависимости от характера преступной организованности группы, содержания связей между её участниками, может различаться весьма существенно.
Третий уровень названной субкультуры образуется в основе своей в процессе совершения преступлений, во время участия в уголовном процессе, а также в период отбывания наказания в местах лишения свободы и содержания в следственном изоляторе. Формирование криминальной субкультуры личности находится в непосредственной зависимости от того образа жизни, которое ведёт физическое лицо. В этой связи нельзя игнорировать тот факт, что криминальная субкультура уровня социальной группы и общества формируется из совокупной криминальной субкультуры каждого отдельно взятого человека, входящего в социальную группу или общество.
Из-за того, что криминальная субкультура представляет собой очень специфичное явление, то даже базовые присущие социуму нравственные качества и ценности искажаются и приобретают особую специфику в криминальной среде. Это в том числе касается таких черт, как порядочность, честность, ответственность, совестливость или такие всем нам знакомые понятия, как свобода, семья и проч. Так, например, ни у кого не возникает сомнений, что свобода является одной из важнейших ценностей общества, однако согласно идеологии криминальной субкультуры «правильный» осуждённый не должен стремиться и добываться своего досрочного освобождения. Исходя из этих же принципов, воспрещается сотрудничать с администрацией исправительного учреждения.
В рамках правил криминальной субкультуры предполагается обязательное применение наказания к лицу, допустившему нарушение криминальных традиций; причём характер и суровость такого наказания зачастую не идёт ни в какое сравнение с видами наказаний, предусмотренными действующим законом. В то же время необходимо отметить, что признаваемые криминальным сообществом ценности не принято распространять по отношению к законопослушным гражданам.
Криминальной субкультуре в целом и в местах лишения свободы в частности присущи определённые функции, реализация которых обеспечивается членами преступного сообщества в том числе в период отбывания ими уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. Эта деятельность включает в себя следующее:
1) связывание между собой предпреступного и преступного поведения, то есть криминальная субкультура является связующим звеном, проводником между ними;
2) отлаживание и упорядочение взаимоотношений и поведения представителей преступного сообщества;
3) обеспечение интеграции, самоутверждения и психологической защиты участников преступного сообщества;
4) искажение и извращение общественного сознания;
5) сохранение и передача накопленного преступного опыта и традиций;
6) воспрепятствование (блокирование) процессу социализации;
7) создание положительного имиджа отдельным категориям преступников;
8) дискредитация (компрометация и осуждение) лиц, которые способствовали и содействовали правоохранительным органам в пресечении преступлений и задержании членов преступного сообщества;
9) формирование (побуждение и культивирование) общественного мнения относительно допустимости и целесообразности нарушения отдельных правовых норм.
Если выполнение указанных функций главным образом осуществляется представителями преступного сообщества, то создание условий, способствующих их успешной такого рода деятельности и, соответственно, продвижению криминальной субкультуры в широкие массы населения, в том числе молодёжную среду, к сожалению, во много способствуют некоторые должностные лица, отдельные социальные группы (в том числе сформированные по этническому признаку) и определённые категории граждан [9, с. 23-26]. При этом достаточно активно и широко используются возможности интернета и различных средств массовой информации.
Имеются в виду кинофильмы и журнально-книжная продукция, в которых порой очень красочно демонстрируется жизнь представителей криминального мира, в том числе занимающих высокое положение в иерархии преступного сообщества. Их взгляды на мир и общество, образ поведения и принципы существования подаются в «розовом цвете», романтизированными, зачастую в позитивном ключе. В таком же аспекте необходимо рассматривать выступления разного рода публичных лиц, использующих в своей речи сленг, жаргонизмы, в том числе «тюремную» лексику, что, кстати, скорее говорит о дефиците словарного запаса и недостатках их культуры речи.
В свете рассматриваемых проблем необходимо отметить, что специфика криминальной субкультуры в том числе проявляется в разработке и структурировании норм и правил поведения членов преступного сообщества, а также обеспечение контроля их выполнения. Важность этих обязательных к исполнению в криминальной среде норм и правил поведения обусловлена тем, что с их помощью определяется социальный статус участников названной субкультуры, их отношение к праву и деятельности правоохранительных органов вообще, а также к администрации исправительных учреждений в частности.
Этими правилами фактически регулируется поведение приверженцев криминальной субкультуры в повседневной жизни (быту), в местах лишения свободы; устанавливается их отношение к труду; определяется порядок разрешения межличностных конфликтов и система санкций по отношению к нарушителям правил. В эту систему входит «и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления от предписаний, и понижение в статусе (например, могут «опустить» за неоправданную жестокость «к своим»), физическое воздействие (например, сломать руку «крысятнику», совершившему кражу у «своих») и даже лишение жизни (за сотрудничество с правоохранительными органами). В этой связи можно констатировать, что мотивом соблюдения преступных норм поведения является не только внутренние убеждения конкретного субъекта, но и страх подвергнуться наказания со стороны авторитетов криминальных групп [4, с. 21].
Несмотря на то, что криминальная субкультура является частью общечеловеческой культуры, тем не менее, между ними есть существенные противоречия. Общество не желает мириться с существованием преступности и отторгает её; в этой связи преступников привлекают к уголовной ответственности, заключают под стражу, помещают в исправительные учреждения, применяют иные меры принудительного воздействия. Однако нельзя забывать о том, что осуждённые, оказавшись в местах лишения свободы, в определённой степени утрачивают или существенно занижают уровень самооценки. Многие из них ощущают себя отвергнутыми, изгоями, от которых отвернулось общество. Поэтому в надежде нейтрализовать и в какой-то мере компенсировать негативные факторы пребывания в местах лишения свободы криминализированные личности объединяются в сообщества, вырабатывают свою идеологию и противопоставляют себя обществу и законопослушным гражданам.
Учитывая изложенные обстоятельства, можно заключить следующее: криминальная субкультура в местах лишения свободы обладает собственной системой норм и правил поведения, составляющих своего рода неписаное «законодательство»; собственной идеологией и мировоззрением; собственным языком и приёмами невербального общения, а также собственной стратификацией.