Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Попова Е.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(77). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Попова Екатерина Викторовна
магистрант Высшая школа государственного аудита, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данном исследовании проанализированы различные существующие в настоящее время актуальные проблемы в сфере легализации доходов, полученных преступным путем.

Также высказана позиция относительно способов и возможностей совершенствования действующего законодательства в данной сфере.

Abstract. This study analyzes various currently existing urgent problems in the field of legalization of proceeds from crime. A position was also expressed regarding the ways and possibilities of improving the current legislation in this area.

 

Ключевые слова: доходы; полученные преступным путем; легализация; криминализация; актуальные проблемы.

Keywords. proceeds from crime; legalization; criminalization; topical issues.

 

Законодательство по противодействию легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, постоянно совершенствуется, чтобы бороться с новыми методами, используемыми преступниками.

Последние несколько десятилетий можно наблюдать активное развитие законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов.

Ярким тому примером выступает принятие в 2001 году самостоятельного Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», в который ежегодно на систематической основе вносятся изменения и дополнения [1]. Так, только в 2022 году в указанный федеральный закон было внесено 5 изменений, а в 2021 году их было 12.

Некоторые из актуальных вопросов в этой области законодательства включают в себя:

1. Расширение списка лиц и организаций, подлежащих обязательной проверке на предмет связи с легализацией денег.

В некоторых странах были приняты законы, расширяющие список лиц и организаций, которые должны проходить обязательную проверку на предмет связи с легализацией денег. Это включает, например, адвокатов, нотариусов, агентов по продаже недвижимости, банкиров и других профессионалов.

2. Развитие технологий для борьбы с легализацией денег.

Современные технологии, такие как блокчейн и искусственный интеллект, могут использоваться для борьбы с легализацией денег. Например, блокчейн может использоваться для отслеживания финансовых транзакций и предотвращения легализации денег, полученных преступным путем.

3. Развитие международного сотрудничества.

Развитие международного сотрудничества в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем (отмыванием денег), является важной задачей для государств-участников международного сообщества. Преступные группировки используют различные механизмы для отмывания денег, и международное сотрудничество может помочь в обнаружении и пресечении таких операций.

Одним из основных механизмов международного сотрудничества является обмен информацией между правоохранительными органами разных стран.

Это позволяет быстро распознавать и пресекать операции по отмыванию денег, которые могут охватывать несколько стран.

Также важным механизмом является сотрудничество между государствами в области уголовного преследования и экстрадиции преступников.

Международные организации также играют важную роль в борьбе с отмыванием денег, предоставляя экспертизу и рекомендации государствам-участникам.

4. Ужесточение наказания за легализацию денег, полученных преступным путем.

Некоторые страны ужесточают наказание за легализацию денег, полученных преступным путем. Это включает увеличение штрафов и тюремного заключения для лиц, осужденных за легализацию денег, полученных преступным путем.

5. Развитие методов профилактики и борьбы с легализацией денег.

В различных странах разрабатываются методы профилактики и борьбы с легализацией денег, например, обучение профессионалов, работающих в сфере финансовых услуг, и создание специализированных служб, занимающихся анализом и предотвращением легализации денег.

Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем (отмывание денег), является важной задачей для многих стран.

Для решения этой задачи в разных странах принимаются различные законодательные меры.

Во многих странах существуют законы, которые обязывают финансовые учреждения и другие компании проводить проверки на предмет отмывания денег и сообщать о подозрительных операциях в соответствующие органы.

Эти законы часто включают в себя обязательную идентификацию клиентов, мониторинг финансовых операций и создание системы отчетности о подозрительных операциях.

В целом, законодательство в области борьбы с легализацией доходов постоянно совершенствуется и дополняется новыми мерами и инструментами. Однако, преступники также постоянно находят новые способы обойти законы и проводить операции по отмыванию денег, поэтому борьба с этим явлением остается актуальной задачей для всех государств и международных организаций [3].

Легализация доходов, полученных преступным путем, также является серьезной проблемой, которая имеет криминальную основу.

Преступники используют различные методы, чтобы создать легальную видимость происхождения доходов, например, путем создания фиктивных компаний и счетов, использования налоговых убежищ и т.д.

Подобные преступные действия приводят к различным отрицательным последствиям, включая ущерб экономике, увеличение преступности и коррупции, снижение доверия к правительству и т.д.

Кроме того, легализация доходов, полученных преступным путем, является нарушением закона и может привести к уголовной ответственности для преступников, замешанных в этом процессе.

В связи с этим очевидно, что и в настоящее время противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, добытых преступным путём, выступает в качестве одного из основных и наиболее значимых направлений деятельности правоохранительных органов и правоприменителей [2].

Легализация доходов, добытых преступным путем, также известная как отмывание денег, является серьезным преступлением в УК РФ. Статья 174.1 устанавливает уголовную ответственность за такие действия и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет, а также штраф.

Установление ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем, является сложной задачей, поскольку часто такие операции проводятся через сложные схемы, используя международные финансовые инструменты.

Однако существуют несколько путей решения этой проблемы:

  1. Усиление международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. Это включает в себя обмен информацией, координацию действий и установление общих стандартов и правил.
  2. Развитие механизмов для выявления и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. В данном случае используются разнообразные механизмы и способы, такие как развитие технологий, проведение обучающих мероприятий и процедур для сотрудников правоохранительных органов.
  3. Ужесточение уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем. Это может включать в себя увеличение сроков лишения свободы и размера штрафов, а также расширение списка действий, которые могут быть квалифицированы как легализация доходов. Помимо этого, можно предположить, что усиление ответственности будет выражено в принятии дополнительных мер, таких как запрет осуществления определенных видов деятельностьи.
  4. Обучение и повышение осведомленности среди правоохранительных органов и общественности по вопросам легализации доходов, полученных преступным путем. Это может помочь улучшить способность правоохранительных органов выявлять и пресекать такие преступления, а также повысить общественное осуждение таких действий.

В целом, борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, требует совместных усилий со стороны правительств, финансовых институтов, правоохранительных органов и общественности [4].

 

Список литературы:
1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма : федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Афанасьев А.Ю. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов (проектов нормативно-правовых актов) как мера по профилактике коррупции/Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2(30). С. 226-227.
3. Леонов А. И., Беденко А. В., Волокитина Ю. О. Некоторые проблемы расследования преступлений, связанных с легализацией денежных средств, приобретённых в результате незаконного сбыта наркотических средств // Вестник Воронежского института МВД России. - 2020. - № 1. -С. 248-254.
4. Самойлюк Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль. 2015. № 4. С. 53-69. URL: wwenews.esrae.ru/12-118