Участие Министерства юстиции Российской империи в разработке антикоррупционного законодательства в начале ХХ века и отражение этой деятельности в электронной базе РГБ
Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Участие Министерства юстиции Российской империи в разработке антикоррупционного законодательства в начале ХХ века и отражение этой деятельности в электронной базе РГБ
Participation of the Ministry of Justice of the Russian Empire in development of the anti-corruption legislation at the beginning of the XX century and reflection of this activity in the RGB electronic base
Ekaterina Vorontsova
Student All-Russian state university of justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Russia, Moscow
Sergey Semerkov
Student All-Russian state university of justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье поднимается проблема участия Министерства юстиции Российской империи в разработке антикоррупционного законодательства в начале ХХ века и отражения этой деятельности в электронной базе РГБ. Автор рассматривает данную тему в ретроспективе, предоставляя большое количество исторических фактов, которые показывают, как в эпоху царской России решалась проблемы распространения коррупции.
Abstract. This article is devoted to the problem of participation of the Ministry of Justice of the Russian Empire in development of the anti-corruption legislation at the beginning of the XX century and reflection of this activity in the RGB electronic base. The author considers this subject in a retrospective, providing a large number of historic facts which show how during an era of imperial Russia corruption distribution problems were decided.
Ключевые слова: Министерство юстиции Российской империи; коррупция; уголовное уложение; Российская государственная библиотека; Госсовет.
Keywords: Ministry of Justice of the Russian Empire; corruption; criminal code; Russian state library; State Council.
Для любого государства коррупция представляет большую угрозу. Она проникает во все сферы жизни общества, носит массовый характер и быстро приспосабливается к новым условиям. Чтобы более детально разобраться в этом явлении, обратимся к истории Российской империи начала ХХ века и в дальнейшем проследим вклад Министерства юстиции Российской империи в развитие борьбы с коррупциогенными факторами.
При написании статьи были использованы следующие материалы, которые находятся в свободном доступе в электронной библиотеке РГБ:
1) Глазкова Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России: монография / Л.В. Глазков. - М.: Проспект, 2016. – 113 с.
2) Шмонин А. В, Семыкина О. И. Преступления экономической направленности: понятие и генезис уголовного законодательства: монография / А. В. Шмонин, О. И. Семыкина. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 466 с.
Так же были использованы источники, которые не находятся в электронной библиотеке, но доступны внутри РГБ: 1) Унковский М. А. Нормальные условия государственной гражданской службы // Вестник права. 1902. №6. (Т. 32). С. 15-48.
2) Министерство юстиции. Сборник статистических сведений Министерства юстиции за 1893- 1903 гг. Вып. 9-13, 15-19. СПб., 1894-1904 гг.
3) Министерство юстиции. Сборник статистических сведений Министерства юстиции за 1904- 1910 гг. Вып. 20-26. СПб., 1906-1912 гг.
Поэтому Российской Государственной Библиотеке необходимо быстрее переходить в цифровой формат, чтобы у пользователей было больше возможностей по использованию документов.
После быстро развивающейся болезни Александр III скончался. На престол взошел последний российский император Николай II.
При принятии престола он провозгласил продолжение политики отца. На время правления царя пришёлся быстрый экономический подъём в промышленности и в сельском хозяйстве. Страна увеличивала объёмы экономики, что дало новый толчок на совершении более частых фактов коррупции. Проанализировав сложившуюся ситуацию, с большим рвением, император преступил к проведению жесткой внутренней политики.
В 1897 году он поручил издать постановление, которое способствовало предупреждению преступлений на начальной стадии. Работа была поручена Государственному Совету. В нём затрагивался важный факт, а именно, размер поощрение для лиц, работавших в казённых и административных управлениях. Мысль была перспективная, потому что одной из самых лучших форм пресечения коррупции на первоначальных этапах её проявлениях являлась совместная деятельность самих сотрудников. Это дало правомерное основание чиновникам, увидевших проявление коррупции в своих рядах, незамедлительно реагировать и привлекать недобросовестных служащих к ответственности.
Однако Госсовет при разработке положения не учли алчность многих чиновников. В большинстве случаев они фабриковали дела на ни в чём неповинных людях, с целью извлечения прибыли.
Факт подтверждает статистика об увеличении с 1897 года количества уголовных дел о нарушениях разных уставов казенного управления. Так, в 1897 году было зафиксировано 1 998 уголовных дел, в 1898 году – данные отсутствуют, в 1899 году – 2 483, в 1900 году – 2 475, в 1901 году – 2 509, в 1902 году – 2 621 и только к 1903 году их количество стало постепенно снижаться, и составило 2 439 [2].
Николай II увидел недостатки в Уставе «О службе гражданской». В нём не устанавливались строгие меры при отборе к кандидатам на службу. Самое главное – иметь высокую квалификацию в экономических делах, а об ограничении занятия предпринимательской деятельности не говорилось.
В 1901 году был создан новый Устав «О службе гражданской», который предусматривал постепенный допуск к службе: прохождение стажировки, аттестацию и параллельно с этими мерами осуществлялся контроль за работой чиновника со стороны непосредственного начальства [4, с. 32]. Меры напоминали сито, через которое просеивали кандидатов для прохождения службы. Они способствовали большому отсеву лиц, которые хотели попасть на службу не для защиты и помощи государству в борьбе с преступлениями, а для извлечения дохода в свою пользу. При обнаружении злоупотребления служебными полномочиями в зависимости от тяжести совершённого преступления назначались меры дисциплинарной или административной ответственности чиновников.
Дальнейшее развитие противодействия коррупционным преступлениям было вызвано увеличением количества подарков, которые поступали к чиновникам от лиц, заинтересованных в разрешении своих проблем.
Стали обдумываться идеи, как бороться с получением незаконных подарков и в 1903 году создали проект Уголовного уложения. Большая часть состояла из норм, которые имели бланкетную форму и содержались в Уложении о наказаниях и исправительных 1885 года. В новом уложении сократили большинство схожих статей, вводивших в заблуждение служащих, назначающих наказание. Наказание назначалось справедливее, и исключалась возможность снижения ответственности за уже совершенные преступления.
Уложение объединило всю информацию о коррупционных преступлениях в семь статей (ст. 656-662). Выявился большой прорыв в кодификации статей. Правоприменители высоко оценили такую большую работу, проделанную в Министерстве юстиции и в Особом совещании, так как принятие и вступление в силу после подписания Николаем II составило 8 лет.
В статьях с 656 по 662 статьи Уголовного уложения говорили о случаях принятия взятки, ответственность за помощь в получении взяток, за их вымогательство и воздействия на присяжных заседателей с помощью взятки.
Большое внимание при рассмотрении Уголовного уложения вызвала статья 636. В ней давалось точное определение служащего, способствовавшего правильно квалифицировать тех лиц, которые подпадали под его черты. Служащий – это «всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной в качестве должностного лица, или полицейского, или служителя, или лица сельского или мещанского управления» [1, с. 34].
Хотя в действия вступили только статьи с 650 по 687, которые содержались в главе XXXVII «О преступных деяниях по службе государственной и общественной» [5]. Это был большой недостаток, так как в Уголовном уложении были собраны все самые передовые идеи по борьбе с преступностью, в том числе и с коррупционными действиями. В дальнейшем собранный опыт способствовал проработке и усовершенствованию законодательства.
Борьбу с коррупцией сильно осложнила война с Японией 1904-1905 года. Подверглась обострению внутренняя и внешняя политика государства. Николай II попал в сложное положение. Чиновники почувствовали ослабление надзора за их деятельностью. Появились более сложные проблемы в противодействии краж имущества армии. Из-за сложившейся ситуации уровень коррупции стал резко подниматься. Была установлена динамика количества проявившихся в России в 19041910 гг. уголовных дел по нарушениям уставов казенного управления: В 1904 г. – 2 366, в 1905 г. – 2 566, в 1906 г. – 3 109, в 1907 г. – 3 564, в 1908 г. – 3 545, в 1909 г. – 2 679, в 1910 г. – 2 870 [3].
Сильному коррупционному влиянию подверглась железная дорога. Чиновники, занимающие важные посты на этой службе, входили в сговор с предпринимателями. За взятки предоставлялись вагоны по всей империи для перевозки грузов коммерческой направленности в ущерб военному делу. Из-за коррупционеров резко стало снижаться количество поставляемого на фронт оружия, боеприпасов и сократилась переброска войск. С каждым месяцем военная ситуация всё больше и больше ухудшалась. В итоге Россия получила сокрушительное поражение и была вынуждена подписать невыгодный для страны Портсмутский мирный договор 25 августа 1905 года.
В первые послевоенные годы резко стал увеличиваться уровень экономических преступлений. Коррупция приобрела системный характер – стала самодостаточной системой, сама создавала условия для существования и дальнейшего развития. Вышестоящие служащие требовали взятки за нахождение служащих нижестоящих чинов. Чтобы остаться на своих местах, им приходилось совершать незаконное изъятие денег у населения и скрывать преступления, а начальники помогали скрывать результаты незаконной деятельности своих подчинённых. На этой основе возникла иерархия соподчинённости коррупционеров, которая усложняла обнаружение преступной деятельности экономического характера.
Николай II не хотел мириться с повышенной коррупционной деятельностью в стране, и в апреле 1906 года Министром юстиции был назначен Иван Григорьевич Щегловитов. Важный акт, который создал и представил И. Г. Щегловитов Государственной думой, был о наказуемости взяточничества и лиходательства. Документу не суждено было вступить в фазу применения, потому что для высших чиновников, которые были замешаны в экономических преступлениях, было нецелесообразно его принимать. Таким решением они обезопасили себя от преследования со стороны государства.
Последующим решением был введён запрет для чиновников в участии приобретения подрядов, организации предприятий для извлечения прибыли, занимать место на должности не только для них, но и для членов его семьи. Решение было связано с большим количеством внедрений в коммерческие и промышленные предприятия своих родственников для создания коррупционных цепочек, с целью извлечения незаконного дохода за счёт государства. Чиновники могли доверять только свои родственникам.
К концу 1913 империя смогла восстановится после поражения в войне с Японией, но Николаю II предстояло вступить в Первую мировую войну 1914-1918 года. Император понимал, что враждебные настроения во внутренней политике государства возрастали с каждым днём, нужна была сокрушительная победа против Тройственного союза, но этого не случилось.
Во время войны деятельность государства по противодействию коррупции не прекращалась, а наоборот увеличивала темпы. Был учтён прошлый опыт по выявлению экономических преступлений и борьбы с ними, и в 1915 году Министерство юстиции выдвинуло, на тот период времени, самое прогрессивное предложение на заседание Государственной думы о введении уголовной ответственности для людей, которые вручали взятки государственным служащим. Данным лицам, которые входили в состав организованных коррупционных групп, предполагалось увеличить уголовную ответственность в два раза, с целью отбить желания для дачи взятки государственным служащим.
С улучшением развития событий на фронтах в 1916 году Николай II увидел, что деятельность по противодействию коррупционным преступлениям стала давать положительные результаты.
Армия стала с небольшими задержками получать довольствие в виде оружия и боеприпасов на фронтах, войска были укомплектованы личным составом. Стали продолжать и так активную политику в отношении борьбы с экономическими преступлениями.
После начавшихся негативных народных выступлений против войны и императора, дальнейшая деятельность уже не приносила позитивных результатов по противодействию взяточничеству. Этому факту сопутствовали поражения России в 1917 году на фронтах боевых действий. Под воздействием революционно настроенного народа возникла Февральская буржуазная революция, которая в дальнейшем дала толчок для падения монархии.