Статья:

Корпоративные организации по российскому и англо-саксонскому законодательству: сравнительный аспект

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Корпоративное право; энергетическое право

Выходные данные
Шенделова Е.Г. Корпоративные организации по российскому и англо-саксонскому законодательству: сравнительный аспект // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 60-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Корпоративные организации по российскому и англо-саксонскому законодательству: сравнительный аспект

Шенделова Елена Геннадьевна
магистрант, Удмуртский государственный университет, ИПСУБ, РФ, г. Ижевск

 

Российское и американское законодательство имеет определённые отличая в отношении деятельности хозяйствующих субъектов. Эти отличая выражаются как на законодательном уровне, так и в практической деятельности.

В англо – американском законодательстве предпринимательская деятельность регулируется в коммерческом или хозяйственным правом в то время, как в российском законодательстве регулирование происходит в рамках гражданского права. Для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью граждане могут самостоятельно или вместе с другими гражданами образовывать юридические лица, так же они могут заниматься предпринимательской деятельностью и без образования юридического лица.

Разные трактовки в отношении юридического лица мы можем встретить в российском и американском законодательстве.  В российском законодательстве в ст. 48 ГК РФ под юридическим лицом понимается организация, обладающая обособленным имуществом, и которое может приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности от своего имени. Всего существует 12 видов юридических лиц. Заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут только индивидуальные предприниматели. В американском законодательстве существует только одна форма юридического лица – это акционерное общество. Все остальные формы образования юридическими лицами не являются.  Из этого можно сделать вывод, что основные формы предпринимательской деятельности существуют без образования юридического лица. Существуют различные классификации предпринимательской деятельности, по таким основаниям, как: формы собственности, цели деятельности, состав учредителей и другое. Сравним законодательство США и России по данным основаниям. В России предпринимательская деятельность не может осуществляться без образования юридического лица, в то время как в США предпринимательской деятельностью можно заниматься и без него.

Если рассматривать виды предпринимательство в России и США, то мы можем заметить, что многие виды совпадают не только по своему названию, но и по функционалу. В обоих странах существует полное товарищество. В англо – американском законодательстве он носит название general partnership. Участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, и несут ответственность в рамках имущества, которое находится в товариществе. Прибыль и убытки распределяются точно пропорционально между всеми участниками товарищества.

Вторым видом предпринимательства в России называется товарищество на вере или англо – американский вариант limited partnership. В данном виде товарищества участники отвечают в рамках того имущества, которое они внесли, также они не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью (limited liability company). Это организация, которая создана одним лицом или несколькими участниками. Они не несут ответственности за деятельность предприятия, только в размерах тех вкладов, которые они вложили. Общество с дополнительной ответственностью – это организация, в которой участники несут субсидиарную ответственность по имуществу в кратном размере к стоимости их вкладов.

В англо – американском законодательстве также существуют два вида предпринимательской деятельности, которого нет в российском законодательстве. Это limited liability partnership и limited liability limited partnership. Limited liability partnership (товарищество с ограниченной ответственностью) – это организация, в которой участники обладают ограниченной ответственностью по отношению к инвесторам. Это приближает их к акционерным обществам, но при этом нет двойного налогообложения. В США товарищества с ограниченной ответственностью чаще всего создаются для профессиональных организаций (экономисты, юристы и т.д.). Вторым видом предпринимательской деятельности, который возник в США считается коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью. Участники данного товарищества несут ограниченную ответственность перед инвесторами.

В российском и американском предпринимательстве существуют акционерные общества. В России они делятся на два типа – закрытые и открытые. Участники акционерного общества не несут обязательств за деятельность компании, а их риски могут быть только в размере их акций. В США также существуют коммерческие и некоммерческие акционерные общества. В США большую популярность набирает такой вид корпорации, как one man – one company. В соответствии с законом США теперь для создания одной корпорации достаточно одного человека. Данный закон был принят в связи с запросом от корпораций, чтобы упростить процедуру образования корпораций. Такой вид предпринимательской деятельности достаточно популярен в крупных организациях, чтобы усилить монопольное господство путем создания различного вида дочерни предприятий, которые независимы друг от друга.

В российском законодательстве можно выделить признаки юридического лица, исходя из определения, которое дано в ст. 48 ГК РФ:

1. Осуществление действий от своего имени. Данная характеристика предполагает, что организация может приобретать имущественные и неимущественные права, а также нести определенные обязательства. Через органы, которые создаются в компании согласно законодательству и учредительным документам, юридические лица осуществляют свои права и обязанности. Характеристика подобного признака говорит о том, что у субъекта гражданского права появляются права под определенным идентификационным обозначением. Такое обозначение у гражданина называется «имя» (ст. 19 ГК РФ), а у юридического лица «наименование» (ст. 54 ГК РФ). «Имя» и «наименование» являются однородными понятиями, которые могут взаимозаменяться. Так в ст. 48 ГК РФ сказано, что организация может действовать от своего имени, в тоже время в ст. 54 ГК РФ. По ст 1473 ГК РФ коммерческая организация принимает участие в гражданском обороте только под своим фирменным названием, которое закреплено в юридических документах и добавлено в реестр юридических лиц. У юридического лица может быть только одно юридическое название, а также оно имеет право на сокращенную форму названия. Также название может быть не только на русском, но и на любом другом иностранном языке.

2. Имущественная обособленность. Данный признак говорит о том, что имущество юридических лиц отдельно от имущества других юридических лиц, от имущества государственных и муниципальных образований и другое. Имущественная обособленность выражается в том, что у организации есть уставной капитал, складочный капитал и уставной фонд. Также ее учетно – бухгалтерские отражения может быть баланс или смета.

3. Самостоятельная имущественная ответственность является следствие имущественной обособленности согласно т. 56 ГК РФ. Из этого следует, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам в рамках своего имущества.

4. Организационное единство. Данный признак характеризуется тем, что у каждого юридического лица есть определенная структура и органы управления. Получается, что организация является полноценным организмом, которое может решать социальные задачи, а также отличается наличием структурных подразделений, которые управляются из единого центра. Помимо этого, в организации должна быть сформулированная цель и задачи предприятия. Работники и руководители должны понимать, что представляет собой компания, какие цели она преследует, а также четко осознавать свои обязанности.

В законодательстве США нет конкретного понятия юридические лица, оно заменено на корпорацию. По своей сути корпорации выступают аналогом акционерного общества. У корпорации существует ряд отличительных признаков, которые его характеризуют:

1. Нет одного закона, по которому регулируется деятельность корпораций. В конституции каждого штата прописаны свои правила по деятельности корпораций, также существуют и определенные законы, которые определяют регулируют их деятельность. Например, в Конституции штата Невада подробно описан процесс создания корпораций, а также содержал норму, в котором корпорация могла выступать ответчиком или истцом в судебном процессе.

2. Корпорация может иметь собственное и торговое название. В его названии должно содержаться одно из следующих слов в полной или в сокращенной форме: «Corporation», (Согр); «Incorporated» (Inc). В некоторых штатах можно использовать слово «Limited» (Ltd)

3. Когда создается корпорация, необходимо потратить большие денежные средства и время, чтобы соблюсти все организационные формальности. Обязательными платежами являются: регистрационный сбор, налог на введение коммерческой деятельности в штате и другое.

4. Некоторые предприятия, в определенных сферах деятельности, не могут получить статус корпорации. Это такие предприятия, которые занимаются юридическими, медицинскими или аудиторским услугами. Такое ограничение было введено из-за того, что в силу специфики своей работы, работники должны нести ответственность за неквалифицированные действия, а это становится затруднительно, если есть ограниченная ответственность. Так, в штате Калифорния, законодательно запрещено создавать корпорации, если для этого необходима лицензия или сертификат.

5. Правила ограниченной ответственности у акционеров на предприятии не являются абсолютным. Например, если франшизный налог не будет уплачен или будет отсутствовать периодичная отчетность, то суд может назначить наказания корпорации в виде неограниченной ответственности владельцев.

При оформлении юридического лица или корпорации в российском и американском законодательстве, есть, как общие, так и отличные черты. В американском законодательстве можно выделить следующий порядок оформления корпорации:

1. Создание учредительного договора, согласно которому определяются основные принципы функционирования компании, состав аукционеров, основные права и обязанности.

2. Подается заявка на наименование корпорации Секретарю Штата.

3. Разрабатывается устав и подается на согласование Секретарю Штата.

4. Проверка всей документации Секретарем штата.

Корпорация за основу берет устав и статьи об ассоциациях, и в соответствии с ними строит свою деятельность. Количество дух основных документов, отличает американское акционерное общество от российского тем, что для последнего достаточно и одного устава. Регламент является внутренним документом корпорации. Официального утверждения он не проходит. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует Статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме. Регламент не может противоречить Уставу. В случае споров приоритет отдается Уставу. Изменения в регламент вносятся советом директоров корпорации, если уставом не предусмотрено иное.

В соответствии с российским законодательством юридическое лицо оформляется согласно следующим принципам:

1. Выбирается наименование организации. Когда подается заявление на регистрацию должно быть указано, как полное, так и сокращенное название. Фирменное наименование указывается по форме Р11001. Название должно быть на русском языке, но в самом уставе может дополнительно прописываться и иностранное название. Некоторые предприятия обязаны по закону прописывать в названии и свой вид деятельности, например это касается ломбардов. Если под одним и тем же названием зарегистрировано два предприятия, то та организация, которое зарегистрировалось раньше и работает в схожей сфере, может через суд потребовать защиту своих прав (статья 1474 ГК РФ). В этом случае второй организации следует сменить свое название.

2. Необходимо решить, по какому юридическому адресу будет зарегистрировано предприятие. Согласно ст. 54 ГК РФ юридический адрес организации – это место, где работает его руководитель.

3. Установить размер уставного капитала. Уставной капитал – это первые взносы, которые внесли учредители. Он не должен быть меньше 10000 руб. Он делится на доли в соответствии с количеством учредителей.

4. Определить основной вид деятельности организации.

5. Назначить руководителя организации.

6. Направить всю необходимую документацию на регистрацию организации.

Юридические лица в РФ регистрирует Налоговая служба.

В российском законодательстве существует отдельная категория под названием корпорация. В ст. 7.1 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ сказано, что государственная корпорация – это некоммерческая организация, которая создается за счет имущественных взносов и создается для осуществления общественно полезных функций.

Основными признаками корпорации является:

1. это объединение нескольких лиц, которые становятся участниками корпорации;

2. корпорация является юридическим лицом;

3. действия корпорации зависит от «воли» всех ее участников, а нет от индивидуального объекта;

4. все имущество, которое было заложено в первоначальный капитал, становится собственностью организации;

5. участники обладают определенными правами и обязанностями по отношению друг к другу, так и по отношению к корпорации.

В российском законодательстве существуют следующие виды корпораций:

- инвестиционные и производственные корпорации.

- государственные, публичные и семейные

- горизонтально и вертикально интегрированные

- локальные, национальные и транснациональные корпорации.

В законодательстве США можно выделить определенные виды корпораций:

- публичные корпорации, создаются для реализации государственных функций. Финансирование происходит из федерального и муниципального бюджетов.

- полупубличные корпорации служат населению для обеспечения их соответствующими услугами (вода, газ и т.д.)

- предпринимательские корпорации. Их цель получить прибыль.

- непредпринимательские корпорации. У них нет цели получить прибыль. В основном это благотворительные фонды, школы и т.д.

Предпринимательские корпорации представлены чаще всего в виде акционерных обществ. Они в свою очередь могут быть публичными и непубличными. Все предпринимательские корпорации обладают определенными чертами:

1. централизованное управление;

2. корпорация независима от ее участников и состава;

3. у участников ограничена их ответственность в соответствии с их долей;

4. свободное отчуждение акций участниками публичных корпораций.

В непубличных корпорациях запрещено размещать акции на международных биржах, наличие ограничения по передаче акций, небольшое количество или ограниченное количество акционеров.

В США среди всех корпораций можно выделить корпорации, финансируемые правительством (Government-sponsored enterprises). Данные корпорации предоставляют финансовые услуги. Они являются частными корпорациями, принадлежащими акционерам (физическим и юридическим лицам), а не государству. Основной целью формирования данных корпораций является получение прибыли, однако они создаются и регулируются правительством США в целях повышения доступности населению услуг и снижения процентных ставок по кредитам для целевых нужд корпорации. Также в США существует особый вид корпораций – это федеральные корпорации. Данный вид корпораций является имуществом федерального правительства. Они необходимы для предоставления государственных услуг. Среди них можно выделить Корпорацию товарного кредита (Commodity Credit Corporation, CCC), Федеральную корпорацию по страхованию депозитов, Администрацию долины Теннеси и другое.

Все государственные корпорации в США создаются для определенных целей. В данных корпорациях есть особая структура, которая помогает выполнять поставленные перед ней задачи. Корпорации не похожи друг на друга, и вся их деятельность регламентируется специальным законом, в котором учитываются особенности корпорации.

Если рассматривать государственные корпорации в РФ, то можно заметить, что они в основном создаются в тех отраслях, которые важны для экономического развития. Сам статус государственной корпорации имеет много общих черт с публичной корпорацией в «англо – американском» праве. Отличительной чертой является высокий уровень независимости. Государство предоставляет организации большие денежные средства для осуществления поставленной цели. Но когда они поступают на счет организации, то становятся вне зоны досягаемости для счетной палаты. В России государственные корпорации имеют статус некоммерческой организации. Образование подобных госкорпораций является оправданной мерой, чтобы внедрить инновации и аккумулировать целевые инвестиции, но они малопривлекательны для бизнеса.

Основываясь на зарубежном опыте для госкорпорации, было эффективно:

- провести анализ в сфере эффективности предприятия и выяснить, в каком секторе больше всего расходная часть;

- необходимо сделать ужесточение требований по документации, которая представляется Правительству РФ. Так будет обеспечена почти полная прозрачность и объективность информации предоставляемой корпорацией.

Мы можем сделать вывод, что в российское и американское законодательство по поводу юридических лиц (корпораций) есть много общих и различных черт. Главной отличительной чертой является то, что в законодательстве США нет точного понимания юридическое лицо, оно заменяется на термин «корпорация». Как и в российском законодательстве существуют различные виды корпораций с определенными функциями. В РФ корпорация является только видом юридического лица. В зависимости от формы и назначения корпорации можно судить об общих и различных чертах в законодательстве РФ и США.

 

Список литературы:
1. Артемьев М. А. Как работает Америка. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009. -152 с.
2. Байбуз В.Н. Современное корпоративное законодательство США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bestdefender.ru/6/15.html - (03.03.2020)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 7. - ст. 48
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 8. - ст. 54.
5. Конституция штата Невада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forumnevadarp.com – (03.03.2020)
6. Орехов С. А., Селезнев В. А. Основы корпоративного управления - М.: Маркет ДС, 2008. - 320 с
7. Пухова М. М., Кривцова М. К. Опыт управления государственными корпорациями в зарубежных странах и его применение в России // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 - № 4 (23). – С. 20 – 30.
8. Тришина И.С. Государственная регистрация юридических лиц // Молодой ученый, 2017. - № 43. - С. 208-210.
9. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.04.2017).