Статья:

Деятельность сотрудников органов внутренних дел РФ как объект уголовно-правовой охраны

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Гущин А.Ю. Деятельность сотрудников органов внутренних дел РФ как объект уголовно-правовой охраны // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 70-75.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность сотрудников органов внутренних дел РФ как объект уголовно-правовой охраны

Гущин Александр Юрьевич
адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права НА МВД России, РФ, г. Нижний Новгород

 

В сложных условиях реализации национальной и социально-экономической политики в стране разработка теоретических и прикладных вопросов уголовно-правовой охраны деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) приобретает все большее значение.

При осуществлении повседневной служебной деятельности сотрудники ОВД затрагивают многие сферы общественных отношений, охраняемых уголовным законом. В связи с этим, нормы уголовного закона не только дополнительно защищают жизнь и здоровье, честь и достоинство правоохранителей, но также, предусматривают более жесткую ответственность в случае их нарушения. Широкий круг полномочий, возложенных государством на систему МВД, приводит нередко к тому, что деятельность сотрудников ОВД находится под противоправным воздействием или угрозой воздействия со стороны внутренних факторов, к которым, прежде всего, следует относить преступления, совершаемые самими же сотрудниками, а также угроз, исходящей из внешней среды.

Объект является одним из основных составляющих элементов уголовно-правовой охраны, поэтому он должен быть раскрыт более понятно и содержательно, так как собственно объект ставится под уголовно-правовую охрану.

Прежде чем обратиться к анализу деятельности сотрудников ОВД как объекта уголовно-правовой охраны, необходимо определиться относительно содержания используемых категорий, которые в дальнейшем будут влиять на логичность приведенных обоснований.

В науке уголовного права традиционно принято считать, что в качестве объекта уголовно-правовой охраны рассматриваются общественные отношения, на которые направлено посягательство[9, c. 80] . Данная позиция легла в основу построения системы объектов уголовно-правовой охраны действующего Уголовного Кодекса. Однако стоит отметить, что в доктрине уголовного права с момента ее зарождения и до сих пор, по поводу понятия и сущности объекта преступления выражаются различные взгляды.

В середине XIX века популярна была нормативистская теория права, согласно которой, преступлением признается нарушение нормы права, соответственно норма права и является объектом уголовно-правовой охраны [3, c. 248]. Н.С. Таганцев считал, что объектом преступления всегда является юридическая норма в ее реальном бытии [8, c. 178]. В свою очередь Спасович В.Д., являясь представителем теории субъективного права как объекта преступления, считал, что «преступление есть противозаконное посягательство на чье-либо право, столь существенное, что государство, считая это право одним из необходимых условий общежития, при недостаточности других средств охранительных, ограждает ненарушимость его наказанием» [7, c. 84]. Также в уголовно-правовой литературе дореволюционного периода в качестве объекта уголовно-правовой охраны рассматривались: «ценности, как условие здорового существования общества, защищаемые правовыми нормами жизненные интересы, правовые блага, и другие подобные явления» [2, c. 11]. В современной науке наиболее аргументировано позицию отрицания общественных отношений как объекта уголовно-правовой охраны выражает Наумов А.В., который придерживаясь позиций классической и социологической школ уголовного права, предлагает считать объектом преступления «те блага (интересы), на которые посягает преступное деяние и которое охраняется законом» [4, c. 180].

На наш взгляд уголовный закон охраняет в первую очередь, именно общественное отношение, в котором выражается интерес или благо. Рассматривая общественное отношение как систему, состоящую из нескольких элементов: субъектов отношения; деятельности субъектов отношения во взаимосвязи их прав и обязанностей; и предмета отношения (как раз именно интереса или блага, которые и являются катализатором возникновения отношения), становится ясно, что объектом уголовно-правовой охраны является именно общественное отношение.

В качестве общественного отношения деятельность сотрудников ОВД и ставится под уголовно-правовую охрану. Поэтому деятельность сотрудников ОВД как объект уголовно-правовой охраны необходимо рассматривать в системе элементов общественного отношения. Субъектами отношения, возникающего в процессе осуществления деятельности ОВД, являются непосредственно сами сотрудники ОВД, а также иные субъекты, действиями которых причиняется вред или создается угроза причинения вреда деятельности сотрудников ОВД.

Статьей десятой ФЗ № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) сотрудником органов внутренних дел признается гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в ОВД в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке, указанным выше ФЗ, присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава [6]. Из контекста данной статьи становится ясно, что сотрудником ОВД является лицо, имеющее устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, выраженную в их взаимных правах и обязанностях. Необходимо отметить, что лицо будет считаться сотрудником ОВД только в том случае, если оно будет назначено на должность рядового или начальствующего состава, поскольку в положениях ФЗ № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» есть указание на то, что в ОВД могут учреждаться должности, правоотношения по которым регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе» и Трудовым кодексом РФ. Соответственно, лицо, занимающее в ОВД должность государственной гражданской службы или вольнонаемную должность, будет считаться лицом, проходящим службу в ОВД, но никак не сотрудником ОВД.

Следующим системообразующим элементом деятельности сотрудников ОВД как объекта уголовно-правовой охраны выступает непосредственно сам процесс осуществления деятельности сотрудниками ОВД.

 Учитывая, что понятие и правовая сущность деятельности сотрудников органов внутренних дел в РФ в уголовном праве России изучены не достаточно полно, для конкретизация и уяснения категории – деятельность сотрудников ОВД, следует обратиться к такому понятию как правоохранительная деятельность, которое является родовым по отношению к рассматриваемому вопросу. Данный подход объясняется расположением объектов уголовно-правовой охраны в действующем УК по вертикали (общий, родовой, видовой и непосредственный). В нашем случае, общим объектом будут являться общественные отношения, связанные с нормальной деятельностью всей совокупности государственных органов, родовым – общественные отношения, связанные с нормальной деятельностью правоохранительных органов, видовым – общественные отношения, связанные с нормальной деятельностью ОВД, а непосредственным – общественные отношения, возникающие при осуществлении конкретного направления деятельности, входящего в полномочия ОВД.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. В научной литературе встречаются разные взгляды на понятие правоохранительной деятельности. В основном они рассматривают правоохранительную деятельность в ее широком смысле, т.е. как «деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок» [5, c. 14].

Нас же в большей степени, применительно к тематике исследования, правоохранительная деятельность интересует в ее узком смысле, как «деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания)» [1, c. 9]. Приведенное определение будет справедливо и к деятельности ОВД, за исключением одного немало важного момента, деятельность сотрудников ОВД, сопряжена с выполнением ряда функций, напрямую не относящихся к правоохранительной сфере, но являющихся сопутствующими при выполнении задач, возложенных на ОВД. К таковым можно отнести деятельность подразделений внутренней службы ОВД (кадровые, тыловые, аналитические, информационные подразделения и т.п.), а также образовательные учреждения, функционирующие в системе МВД России.

Говоря о правовом регулировании деятельности сотрудников ОВД, необходимо отметить, что единого правового акта в этой сфере не существует. Сотрудники ОВД в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, ведомственными НПА.

Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [10], на ОВД возложены 6 основных задач в сфере внутренних дел страны, для реализации которых делегируются сто девять полномочий из разных сфер законодательства. Проведя анализ правовых актов в сфере внутренних дел, можно сделать вывод, что ОВД – это многофункциональные органы, на которые возложены следующие направления деятельности: административная, управленческая, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, экспертно-криминалистическая, контрольно-надзорная деятельность за соблюдением выполнения законодательства РФ, охранно-конвойная, материально-снабженческая, социально-правовая, кадровая, аналитическая, информационная, деятельность по предоставлению государственных услуг, координационная, деятельность в условиях военного и чрезвычайного положения, а также в условиях гражданской обороны, мобилизационная подготовка, образовательная деятельность, а также иные направления деятельности в сфере внутренних дел.

Таким образом, в общем виде деятельность органов внутренних дел Российской Федерации представляет собой особый вид государственной деятельности, возлагаемый на сотрудников ОВД в ходе реализации властных полномочий и управленческих функций в сфере внутренних дел, от имени и по поручению государства.

Последним элементом рассматриваемого объекта уголовно-правовой охраны являются непосредственно сами социальные ценности (предмет отношений), по поводу которых и возникает необходимость уголовно-правовой охраны деятельности сотрудников ОВД. Следует подчеркнуть, что прежде в научных исследованиях деятельность сотрудников ОВД как самостоятельный объект уголовно-правовой охраны изучению не подвергалась, поэтому выделение преступлений против деятельности сотрудников ОВД в отдельную группу, систематизация их, в науке уголовного права не встречается. В действующем уголовном законе, нормы об охране деятельности сотрудников ОВД разбросаны по различным главам. Сложившаяся ситуация объясняется прежде всего многообразием полномочий в сфере внутренних дел и масштабом общественных отношений, затрагиваемых деятельностью ОВД. Поэтому, мы полагаем, что предметом возникновения уголовно-правовой охраны деятельности сотрудников ОВД, является широкий перечень социальных ценностей, которым причиняется вред или которые находятся под угрозой причинения вреда, в ходе реализации полномочий сотрудниками ОВД в сфере внутренних дел. Среди них находятся: жизнь и здоровье, честь и достоинство, собственность, экономическая деятельность, общественная безопасность, здоровье населения и общественная нравственность, конституционный строй и безопасность государства, государственная власть и интересы службы в ОВД, правосудие и порядок управления.

Таким образом, под деятельностью сотрудников ОВД как объекта уголовно-правовой охраны, следует понимать общественные отношения, охраняющие нормальное функционирование органа внутренних дел РФ в ходе реализации властных полномочий и управленческих функций, возлагаемых на его сотрудников в сфере внутренних дел, от имени и по поручению государства.

В заключение следует отметить, что без признания необходимости уголовно-правовой охраны деятельности сотрудников ОВД, невозможно объяснить общественную опасность посягательств на рассматриваемый объект. Выделение деятельности сотрудников ОВД как конкретного объекта уголовно-правовой охраны, будет способствовать выявлению степени и социальных свойств причиняемого преступлением общественного опасного вреда, основания и выбора средств его защиты, а также выработки правил построения уголовного закона и квалификации преступлений. Поэтому решение многих проблем уголовно-правовой охраны, прежде всего, зависит от выяснения сущности объекта уголовно-правовой охраны, определения его понятия.

 

Список литературы:
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Природоохранительные органы. – М., 2002. 
2. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. – М., 1980. 
3. Курс уголовного права. Т. 1. Общая часть: Учение о преступлении. Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. – М.: Зерцало, 2002. 
4. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 2 т. Т.1. Изд. 3-е, доп. и пераб. – М., 2004. 
5. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Юрист,2004. 
6. Собрание законодательства РФ. 2011. № 49. Ч. 1. ст. 7020. / СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 12.05.17).
7. Спасович В.Д. Учебник уголовного права. Часть Общая. СПб., 1863. 
8. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. 
9. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А. И. Рарога. – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Эксмо, 2009. 
10. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52, ст. 7614 / СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 19.05.17).