Статья:

Правовое регулирование банковской гарантии как способа обеспечения обязательств внешнеторговых сделок: анализ и перспективы

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Копосова А.С. Правовое регулирование банковской гарантии как способа обеспечения обязательств внешнеторговых сделок: анализ и перспективы // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 78-83.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование банковской гарантии как способа обеспечения обязательств внешнеторговых сделок: анализ и перспективы

Копосова Алёна Сергеевна
студент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

The legal regulation of Bank guarantees as way of ensure obligations of foreign trade contracts: an analysis and prospects

 

Alena Koposova

Student of National research state university named after N.I. Lobachevsky, N. Novgorod

 

Аннотация. Статья посвящена характеристике правового регулирования банковской гарантии, анализу особенностей правового регулирования этого института в международных актах. Кроме того, рассматриваются основные направления развития правового регулирования указанного способа обеспечения исполнения обязательств в условиях современного торгового оборота.

Abstract. The article deals with description of the legal regulation bank guarantee and analysis of features of legal regulation of this institution in the international acts. In addition, the main directions of development of legal regulation of this way of ensure obligations in the conditions of modern trade turnover are considered.

 

Ключевые слова: банковская гарантия; гарант; принципал; бенефициар; международный торговый контракт; международное частное право

Keywords: bank guarantee; guarantor; principal; beneficiary; foreign trade contract; private international law.

 

В условиях мировых интеграционных процессов, активизации торгового оборота между коммерческими организациями различных стран возрастает роль правовых инструментов, обеспечивающих выполнение обязательств по внешнеэкономическим контрактам, потому как именно сфера товарообмена отличается наибольшей степенью неопределенности, сложностью торговых связей и динамизмом. Одним из таких инструментов является гарантия — выданное по просьбе принципала (должника по основному обязательству) письменное обязательство гаранта (третьего лица) выплатить в случае нарушения основного обязательства определенную денежную сумму на согласованных в гарантии условиях по требованию бенефициара (кредитора принципала) [4; с. 102].

Несмотря на то, что институт банковской гарантии активно применялся и применяется в международной торговле, до 1978 года в гражданских кодексах зарубежных государств отсутствовали специальные нормы о гарантии, а регулирование осуществлялось в основном обычаями делового оборота.

В 1978 году Международной палатой были изданы «Унифицированные правила по договорным гарантиям» (далее – Правила 1978 года). Основываясь на обычаях делового оборота, эти правила применялись к любой гарантии, поручительству и подобному обязательству, в том случае, если стороны согласились на подчинение конкретной гарантии Правилам 1978 года, и если в самой гарантии была специальная оговорка об этом [3; с. 4]. Если Правила 1978 года противоречили положениям права страны участника или участников сделки, применимого к гарантиям, от которого стороны в любом случае не могли отступать, приоритет отдавался нормам национального права. Главной особенностью Правил 1978 года была защита интересов гаранта от недобросовестного поведения бенефициара.

В целях недопущения злоупотреблений при требовании платежей по гарантиям и уравновешивания интересов сторон Международная Торговая палата в апреле 1992 года издала «Унифицированные правила для гарантий по первому требованию» (далее – Правила 1992 года), суть которых состояла в упрощении процедуры осуществления бенефициаром своего права требования по гарантии, поскольку оно сводилось к обязанности гаранта выплатить бенефициару денежную сумму после предоставления бенефициаром письменного требования об уплате [3; с. 5].

Также с 1 января 1994 года вступили в силу Унифицированные правила Международной торговой палаты по договорным гарантиям (Публикация Международной торговой палаты № 524). Гарантии, предусмотренные данным документом, имеют более тесную связь с текстом внешнеторгового контракта, чем гарантии по требованию [2; с. 122]. Так, цель рассматриваемых Правил состоит в том, чтобы предоставить простую и ясную схему регулирования характера обязательств, возникающих при применении данного способа обеспечения обязательств, процедуры вручения и рассмотрения требований. Поскольку суть Поручительства, регулируемого данными Правилами, заключается в том, что обязательства сторон напрямую связаны с их обязательствами, возникающими по Договору, и зависят от последних, постольку в Правилах не содержится подробных положений о требованиях к документам или о проблеме выставления недобросовестных требований по гарантиям. 

Международный оборот товаров и услуг расширялся, следовательно, необходимо было максимально ускорить исполнение контрактов, в том числе и реализацию способов обеспечения исполнения обязательств по этим контрактам, при ненадлежащим их исполнении.

Стоит отметить, что международное регулирование банковских гарантий динамично развивалось. Так 11 декабря 1995 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН «О независимых гарантиях и резервных аккредитивах» (далее – Конвенция). Цель Конвенции состоит в унификации международных правовых норм, касающихся гарантии и резервных аккредитивов. Ее смыслом является содействие использованию совместно гарантий и резервных аккредитивов там, где традиционно использовался только один из этих способов. Конвенция направлена на укрепление общих основных признаков и принципов гарантий и резервных аккредитивов.

По своей сути содержание Конвенции соответствует Правилам 1992 года, но также дополняется путем регулирования вопросов, не включенных в сферу действия Правил 1992 года. Основное внимание Конвенции уделяется отношениям между гарантом и бенефициаром, так как независимая гарантия - это обязательство в пользу бенефициара, между тем отношения гаранта и принципала не входят в сферу правового регулирования Конвенции.

В целом включенные в Конвенцию положения совпадают с правилами, выработанными международной банковской практикой и нашедшими отражение в публикациях МТП — Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов (UCP) и Унифицированных правилах для гарантий по требованию (URDG). В частности, отмечалось, что моделью для нее послужили оба документа. И хотя Конвенция направлена на гармонизацию национального законодательства, она содержит некоторые не основанные на коммерческой практике положения. Различия в регулировании состоят не только в том, что гарантия по требованию, резервный аккредитив и аккредитив рассматриваются как тождественные обязательства. Конвенция включает ряд специальных правил, направленных на решение вопросов о последствиях мошенничества и злоупотреблений, возникающих в связи с исполнением абстрактных обязательств, а также предусматривающих средства правовой защиты в подобных случаях. Актуальность решения этих вопросов объясняется тем, что в настоящее время в национальном законодательстве стран, а также в международной банковской практике, в частности в публикациях МТП, отсутствуют согласованные подходы [4; с. 107].

При этом следует обратить внимание, что с настоящее время Правила 1992 года фактически утратили силу в связи с вступлением в силу 1 июля 2010 года Унифицированных правил Международной торговой палаты для гарантий по первому требованию (публикация МТП № 758). Новый документ является результатом тщательной работы экспертных органов, входящих в состав Международной торговой палаты, и представляют собой свод более четких, точных и содержательных правил, выражающихся в консенсусе между банкирами, их клиентами и другими участниками гарантийного сообщества.

Обращаем внимание, что в настоящее время на базе Торговой промышленной палаты ведется работа по разработке нового проекта - Global Survey on Guarantee Law [1]. Идея заключается в том, чтобы собрать законодательные акты разных стран и издать в электронном виде сборник таких нормативно-правовых документов, а также актуализировать информацию с учетом изменений законодательства рассматриваемой сферы. Указанный сборник будет способствовать единообразию и унификации в области международной банковской практики, а также возможно станет частью решения проблемы в регулировании гарантий, заключающейся в том, что большая их часть подчинена местному праву страны гаранта.

Кроме того, актуальным вопросом остается разработка проекта ISDGP — International Standard Demand Guarantee Practice (Международной стандартной практики для гарантий по требованию), то есть ISBP для гарантий, который призван стать кодифицированной стандартной практикой для гарантийного бизнеса, что также будет способствовать выработке единого подхода в практике применения такого способа обеспечения обязательств как гарантия [1].

В настоящее время развитие экономических отношений происходит в условиях технического и информационного прогресса. В связи с этим, особое значение в современных условиях приобретает возможность применения электронной банковской гарантии.

В российской действительности, первопроходцем применения банковских гарантий в электронном виде среди государственных структур стала Федеральная таможенная служба. Положения о банковских гарантиях уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, и нового порядка обмена сведениями между банками, Банком России и ФТС России введены Федеральным законом от 30.12.2015 № 463-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях», что, несомненно, соответствует условиям развития технического прогресса.

Однако следует отметить, что возможность применения электронной банковской гарантии для обеспечения внешнеторговых сделок необходимо отразить в актах, регулирующих порядок ее применения на международном уровне, унифицировав положения национального законодательства различных государств, предусматривающие такой способ оформления банковской гарантии. Указанные действия не только обеспечат единообразие практики применения электронной банковской гарантии, но и существенно упростят порядок оформления, что, в свою очередь, значительно скажется на реализации указанного способа обеспечения обязательств внешнеторговых сделок.

Кроме этого, требуют регламентации особенности применения электронной гарантии, связанные с проблемами, обусловленными необходимостью в некоторых случаях проверки, кем эта гарантия была выдана. В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли банк вообще проверять, кем была выдана гарантия, при получении электронного сообщения SWIFT, которое по формальным признакам выглядит, как подлинная гарантия [1].

Отмечая широту практического использования гарантии, по мнению ряда ученых банковская гарантия является наиболее эффективной из используемых способов и мер обеспечения обязательств. Несмотря на это, на практике отмечается несовершенство правового регулирования данного способа обеспечения обязательств внешнеторговых сделок на национальном уровне.

В условиях расширения международного сотрудничества, и особенно с учетом того, что западный банковский рынок является более развитым и прогрессивным, обращение национального законодателя к признанным мировым финансовым сообществом Правилам МТП выглядит вполне логичным и закономерным.

Суммируя вышесказанное, отмечаем, что интеграционные процессы в торговом обороте нашли свое отражение в развитии законодательства, регулирующего способы обеспечения обязательств международных торговых сделок и, в том числе, банковскую гарантию. В связи с возникающей необходимостью упрощения и ускорения процедуры исполнения внешнеторгового контракта, возникает необходимость совершенствования международных и национальных правовых норм, что будет способствовать единообразию их применения. Указанное объясняет важность международного диалога между представителями гарантийного бизнеса, результатом которого могут стать новые инициативы и предложения делового сообщества в части законодательного регулирования банковских гарантий.

 

Список литературы:
1. Банковская гарантия: международный опыт и российская практика. Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/meropriyatiya/2017/BankGuarantee/index.php.
2. Кондратьева Е.М., Горина М.С. Правовые аспекты управления контрактными рисками внешней торговли // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2. С. 117-125.
3. Крапивина П.М., Жданова Н.В. Анализ истории возникновения банковской гарантии // Научно-аналитический экономический журнал. 2017. № 5 (16). С. 10.
4. Лазарева Т.П. Унификация правового регулирования гарантии по требованию во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2013. № 5. С. 102-112.