Поставка товаров. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Юриспруденция
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Поставка товаров. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд
В те времена, когда начала развиваться рыночная экономика, частная инициатива, пришло время отказа от регулирования хозяйственных отношений волевыми методами договор стал представлять собой одно из основных способов, с помощью которого хозяйствующие субъекты упорядочивают и регламентируют свою деятельность. И с помощью которого можно удовлетворить потребности разных субъектов, например, государства, его субъектов, муниципальных образований, граждан в определенных товарах.
Договор купли-продажи – это один из наиболее распространенных договоров, опосредующих коммерческий оборот. Отношения по закупке продукции и оборудования основываются на этом договоре. На сегодняшний день разновидностями купли-продажи являются такие договоры, как поставка, контрактация, снабжение энергией и газом, ранее считавшиеся самостоятельными правовыми формами. По действующему Гражданскому кодексу РФ общие положения о купле-продаже могут быть применены ко всем ее разновидностям.
Поставка товаров для обеспечения государственных или муниципальных нужд и договор поставки товаров являются самостоятельными договорными институтами, отношения по поставке товаров в государственных или муниципальных интересах во многом схожи с отношениями, возникающими из договора поставки товаров, что позволяет к ним применять правила Гражданского кодекса РФ об этом договоре. Но это не означает, что поставка в государственных или муниципальных интересах является подвидом поставки товаров, хотя на этот счет имеются различные точки зрения.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд, как и поставка товаров являются видом договора купли-продажи. Договоры поставки являются консенсуальными, то есть договор считается заключенным после того, как будет достигнуто соглашение по всем существенным условиям, двусторонними, что означает взаимное удовлетворение интересов обеих сторон, и возмездными, то есть у поставщика возникает обязанность по поставке товаров заказчику, а последний обязан оплатить поставщику поставленный товар.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяются иные законы.
По государственному или муниципальному контракту поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Договор поставки – один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в хозяйственной деятельности предпринимателей, охватывающий практически весь товарооборот.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд имеет те же черты, что и обычная поставка товаров. Во-первых, предметом договора являются вещи, обладающие родовыми признаками, хотя есть авторы, которые полагают, что предметом договора могут быть и индивидуально-определенные вещи. Во-вторых, срок исполнения не всегда совпадает с датой заключения договора поставки. Договор может иметь несколько этапов исполнения обязательств по нему. Договор может быть исполнен в день его заключения, в течение какого-то определенного временного промежутка, а также он может быть исполнен по заявке заказчика.
Поскольку поставка товаров для государственных или муниципальных нужд и поставка товаров находятся в разных параграфах Гражданского кодекса есть также и то, что их отличает друг от друга.
Например, они отличаются своей целью. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд имеет своей целью обеспечение нужд государства, ее субъектов, муниципальных образований, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.
Целью же обычной поставки товаров является использование закупаемых товаров в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Внимания также заслуживает специальный субъектный состав поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, где в качестве заказчика выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. По договору поставки товаров поставщиком-продавцом является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Многие авторы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, как классифицировать данные договоры. Некоторые считают, что поставка товаров для государственных и муниципальных нужд является видом поставки товаров. поскольку к ней могут применяться правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса. А другие считают, что она является самостоятельным видом договора купли-продажи, так как к ней могут применяться общие положения о купли-продаже, а в части не урегулированной ими иными специальными законами.
Особенное место в регулировании поставки товаров для государственных и муниципальных нужд занимает Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [1].
Названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Закон определяет порядок проведения закупочных процедур, устанавливает определённые требования к участникам закупок.
В настоящее время существуют некоторые проблемы с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Замечания имеются и со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Например, это касается в большей части осуществления закупок у единственного поставщика. Заказчики предпочитают эту процедуру, так как она является простой и позволяет проводить закупки малого объема по несколько раз.
Несмотря на все имеющиеся преимущества проведения именно этой процедуры, есть и некоторые риски.
Заказчики могут злоупотреблять своими возможностями. В большинстве случаев заказчики могут дробить одну большую закупку, которую следовало бы провести конкурентным способом, на несколько закупок малого объема, ведь необходимость в них может возникать на протяжении всего года либо не возникнуть вообще. И как правило, проводят одни и те же закупки у одного и того же поставщика, поскольку имеют благоприятный опыт работы с ним и доверяет ему. Но может возникнуть и иная ситуация, когда заказчику заблаговременно известна потребность иметь товар в течение года и у него нет экономических или технологических препятствий, чтобы провести конкурентную процедуру на закупку всего объема.
При проверке контролирующими органами таких закупок, они могут быть признаны необоснованными и противоправными, так как нарушают законодательство о контрактной системе, где определено правило соблюдения конкуренции между поставщиками.
Таким образом, поставка товаров для государственных и муниципальных нужд и поставка товаров являются видами договора купли-продажи. Подпадают под регулирование одной главы Гражданского кодекса РФ, но несмотря на множество мнений о месте поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, я считаю, что она является самостоятельным договорным институтом и не является подвидом договора поставки. Поскольку она имеет свою определённую цель, отличную от обычной поставки, и имеет свой специальный субъектный состав. Также она характеризуется своей специфичной процедурой проведения закупок необходимых товаров и регулируется специальными законами.