Статья:

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАКА

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Макарян Ю.А. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАКА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАКА

Макарян Юрий Арутюнович
магистрант, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF MARRIAGE

 

Yuriy Makaryuan

Master's student of Private educational institution of higher education Institute of Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье анализируются положения международных актов в сфере брачно-семейных отношений. В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования брака.

Abstract. This article analyzes the provisions of international acts in the field of marriage and family relations. The article discusses the features of the international legal regulation of marriage.

 

Ключевые слова: брачно-семейные отношения; международное право; брак; семейное право; иностранный элемент.

Keywords: marriage and family relations; international law; marriage; family law; foreign element.

 

В Российской Федерации принята и функционирует дуалистическая концепция международного права, которая предполагает, что международные правовые нормы не имеют прямого действия и во всех случаях требуется их законодательная инкорпорация в правовую систему государства. Введенные в российское семейное законодательство последние изменения и дополнения более четко обозначили действие дуалистической концепции в области регу­лирования семейных правоотношений, предусмотрев правило о недопустимо­сти применения в России международных правовых норм несоответствующих Конституции РФ, основам правопорядка и нравственности.

В настоящее время мировое сообщество выражает существенную обес­покоенность проблемами принудительных и детских браков, дискриминации женщин, детей, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и с проблемами гендерной идентичности. Как отмечает И.А. Трофимец, «по этим причинам на международном уровне предпринимаются попытки унификации правового регулирования семейных вопросов, связанных со свободой брака, равенством прав супругов, брачным возрастом, государственной регистрацией и правами лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и с проблемами идентичности пола. Под воздействием общественного мнения международные отношения в этой сфере социальной жизни становятся более согласованными, регулятором выступают различные источники международного права, включая мораль».[1]

Международные акты в сфере брачных прав личности руководствуются принципами уважения частной и семейной жизни гражданина и человека, а также искоренения дискриминации по каким-либо основаниям. В этой связи особое место занимает Декларация ООН по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности 2008 г., подписанная 96 странами-членами. Данный международно-правовой акт, в котором Российская Федерация не участвует, направлен на устранение всех форм дискриминации по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Российская Федерация выразила официальную позицию по вопросу участия в этом международном документе, которая сводилась к тому, что имеет место «искусственное выделение лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией поскольку уже принят и действует международный договор об искоренении всех форм нарушающей основные права и свободы человека дискриминации». [2] Тем самым в зависимости от тех или иных особенностей социально-культурного, экономического развития и уровня правосознания дело признания и соответственно имплементации норм международных актов в сфере брачно-семейных прав целиком и полностью остается внутренним делом каждого государства: от полной легитимизации и защиты браков лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и с проблемами идентичности пола до их абсолютного непризнания и даже преследования.

В соответствии с положениями международных актов в сфере брачно-семейных отношений вступление в брак разделяется на три категории: право на вступление в брак, согласие и юридические формальности. Как правило, в нормах внутреннего законодательства государства определяют, кто вправе вступать в брак и предъявляют условие наличия добровольного согласия (хотя на практике такое требуемое «согласие» может представлять собой согласие глав семейств, а не сторон). Помимо этого, национальное законодательство требует выполнения определенной церемонии, регистрации или аналогичных формальностей для отделения брака от других отношений и для того, чтобы внушить это различие сторонам, а также их семьям и в целом социуму.

Большинство государств вводит определенные возрастные ограничения, они варьируются от возраста «половой зрелости» до 18 или 21 года. В некоторых странах допускается разный возраст для мужчин и женщин. В таких странах как США и Германия требуется, чтобы стороны были не моложе восемнадцатилетнего лет.

Правовое регулирование брачного возраста в государствах исламского мира характеризуется тем, что в них не установлен минимальный возраст в соответствии с традиционным исламским правом. Однако, кодифицируя свои законы о браке и основываясь на общепринятых в мировой практике подходах отдельные исламские государства установили минимальный возраст согласия лица на вступление в брак, когда оно считается действительным.

Ключевым международным правовым актом в рассматриваемой сфере правоотношений обнаруживается Нью-Йоркская конвенция ООН о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. Согласно статье 2 Конвенции формальные требования к браку регулируются законом государства заключения. В статье 5 Конвенции предусматривается механизм отказа в применении иностранного права лишь в том случае, если подобное применение явно несовместимо с публичным порядком государства.

Важное значение имеет положение о признании законно заключенного в соответствии с законодательством государства брака или признанного им таковым впоследствии всеми договаривающимися государствами (ст. 9). При этом в соответствии с ст. 11 Конвенции договаривающееся государство может отказать в признании действительности брака только в случае, если во время заключения брака в соответствии с законодательством этого государства: один из супругов уже состоял в браке; супруги состояли в родстве друг с другом по крови или по усыновлению, по прямой линии или как брат и сестра; один из супругов не достиг минимального возраста, необходимого для вступления в брак и не получил необходимое разрешение; один из супругов был неспособен дать согласие; один из супругов не дал добровольного согласия на брак. [3]

Несоблюдение условий заключения брака является основанием для того, чтобы признать подобный брак недействительным. Недействительный брак по безусловным основаниям считается недействительным с момента заключения, оспоримый брак – это брак, который может считаться недействительным, но только по решению суда или иного уполномоченного органа.

Международное право в сфере семейных отношений предусматривает признание брака, заключенного в одном государстве, на территории другого государства. Таким образом, в соответствии с законодательством государства заключения брак будет признан таковым другим государством по общему правилу. Исключение составляют ситуации, когда брак может быть признан недействительным в соответствии с законодательством государства даже в случае, если он является действительным в соответствии с законами государства, в котором был заключен.

Развитие международного правового регулирования в различных сферах социальной жизни и другие объективные факторы порождают необходимость более широкого использования государствами международного права в целях согласованности действий. Международные нормы допускают любые модели семьи (фактическое сожительство, полигамный брак, однополые партнерства).

Официальная же российская концепция брака воспроизведена в Определении Конституционного Суда РФ, где говорится, что «национальные традиции к браку относятся исключительно как к биологическому союзу мужчины и жен­щины, направленному на создание семьи, а одно из предназначений семьи – рождение и воспитание детей». [4] Как правило понятие брака не определяется также в законодательстве зарубежных стран.

Тем самым можно говорить о необходимости внесения в действующее российское семейное законодательство законодательного определения брака для разграничения данного понятия от иных социальных явлений.

 

Список литературы:
1. Трофимец И.А. Международные стандарты в сфере брачных прав личности // Вестник Тверского государст¬венного университета. Серия: Право. 2019. № 2. С. 35-36.
2. Гаврилов Э.П. О «традиционных ценностях» в семейном праве России и стран Европы // Хозяйство и право. 2020. № 3. С. 88.
3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков: заключена в г. Нью-Йорке 10.12.1962 // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 668.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 № 496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. № 5.
5. Масленникова С.В., Матвеева М.В. Традиционные семейные ценности: конституционно-правовая интерпре¬тация // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12. С. 25.