К вопросу о предпринимательской деятельности осужденных
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Юриспруденция
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
К вопросу о предпринимательской деятельности осужденных
On the issue of entrepreneurial activity of convicts
Anton Morev
student, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Tatiana Letuta
Candidate of Law, Associate Professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Аннотация. Целью данной работы является изучения вопроса касающегося предпринимательской деятельности осужденных. Подчеркнуты необходимость в законодательном регулировании этого вопроса. Выявлены проблемы в данной сфере и предложены пути их решения.
Abstract. The purpose of this work is to study the issue of entrepreneurship of convicts. The need for legislative regulation of this issue was emphasized. The problems in this sphere are revealed and the ways of their solution are offered
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; осужденный; трудовая деятельность.
Keywords: business activity; the convicted person; employment.
Российская Федерация, как и любое другое правовое государство должно приводить в соответствие свое законодательство с общепризнанными требованиями международных стандартов в области прав и свобод человека. Права осужденных, находящихся в местах лишения свободы к этому имеют самое непосредственное отношение. Согласно статье 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. Данное право наравне с правом на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести является необходимым условием достойного существования человека в демократическом обществе и должно признаваться и осуществляется государством. Согласно статистическим данным ФСИН количество заключенных в Российской Федерации превышает 630 человек на 100 тысяч жителей, что превосходит более чем в два раза средние показатели по странам входящим в Совет Европы. В соответствии с данным предоставленными Федеральной службы исполнения наказания, на начало 2018 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы находилось 596.2 тысяч человек [5]. Отметим, что пребывание лиц, осужденных к лишению свободы в учреждениях УИС непременно сопряжено с некоторыми особенностями, которые придают их правовому статусу значительную специфику. В данных условиях предусмотренные Конституцией права и свободы ограничиваются и добавляется ряд дополнительных обязанностей.
С принятием изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2020 [2] ставится вопрос об обязательной проработке модели индивидуальной трудовой деятельности заключенных, находящихся в учреждениях УИС РФ. Однако, индивидуальная форма трудовой деятельности осужденных не относится к новеллам уголовно-исполнительной системы. Первое закрепление право осужденных на предпринимательскую деятельность получило в Исправительно-Трудовом кодексе РСФСР. Регулировались данные отношения Приказами МВД России от 01.12.1992 № 453 «Об утверждении нормативных актов в области социально-экономической деятельности органов внутренних дел» и от 30.11.1993 № 517 «Об утверждении инструкции о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных в форме товарищества с ограниченной ответственностью в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В отмеченных выше инструкциях прописывались основные положения для осуществления осужденными предпринимательской деятельности. Согласно инструкциям, индивидуальная трудовая деятельность могла быть разрешена администрацией исправительно-трудовых учреждений при желании осужденного заниматься данной деятельностью и наличии производственных возможностей у администрации учреждений для организации такой работы. Если доход от предпринимательской деятельности не покрывал расходы на содержание осужденного в исправительном учреждении, то он дополнительно привлекался к оплачиваемым работам. Администрацией заключался договор с осужденным, которым определялись взаимоотношения по приобретению сырья, посреднической деятельности администрации ИУ и использования помещений.
Осуществление осужденными предпринимательской деятельности учреждениях УИС имело только положительный результат. По мнению Р.С. Губанова производственная деятельность осужденных не должна препятствовать осуществлению основной задачи исправительных учреждений, а именно исправлению осужденных. В своих работах автор подчеркивает социальную задачу трудовой деятельности осужденных [3].
О.В. Макарова, А.В. Милехина в своей работе отмечают, что производственная деятельность в исправительных учреждениях основана на создании такого количестве рабочих мест, которое необходимо для трудоустройства всех заключенных. Администрация ИУ ведет жесткое управление за производством [4].
Описанные выше мнения ученных свидетельствуют о том, что процесс осуществления предпринимательской деятельности осужденными положительно сказывался на ресоциализации заключенного, хоть и осуществлялся под бдительным контролем администрации.
28.04.2004 года был принят приказ МВД № 469 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России», на основание которого описанные выше приказы утратили силу, но новых приказов, которые бы регулировали предпринимательскую деятельность осужденных принято не было, из чего следует вывод, что на сегодняшний день заниматься предпринимательской деятельностью лица отбывающие наказания в учреждениях УИС не могут.
Следует отметить, что заключенные, не занимающиеся трудовой, а в том числе и предпринимательской деятельностью находятся на полном государственном обеспечении и в действительности не приносят обществу никакой пользы да и не чем не могут компенсировать расходы на их содержание. Осужденные не занимающиеся предпринимательской деятельностью не в полной мере участвую в процессе ресоциализации. Привитие навыков, реализация которых позволит трудоустроиться после освобождения из мест лишения свободы, – одно из основных направлений исправления осужденных. Из этого можно сделать вывод о том, что осужденные не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не смогут полноценно участвовать в процессе исправления, а значит цели, поставленные наказанием, не достигаются в полной мере. Те осужденные, которые не занимаются предпринимательством имеют больше свободного времени, что в свою очередь, негативно сказывается на уровне дисциплины в учреждениях уголовно-исполнительной системы и приводит к росту числа правонарушений.
Положения статьи 103 УИК РФ свидетельствуют о том, что осужденному разрешается работать только в тех местах, которые отведены для этого администрацией, что фактически создает непреодолимые препятствия для осуществления осужденными честной и открытой предпринимательской деятельности, сам же процесс трудовой деятельности хоть и строится с учетом мнения осужденного, но зависит от воли администрации учреждения.
Мы считаем, что современное законодательство регулирующее трудовую деятельность осужденных нуждается в серьезной модернизации. Разрешение осужденным заниматься предпринимательской деятельностью, во-первых, создаст дополнительные рабочие места и, во-вторых, позволит заключенным трудится по своей специальности, что скажется на производительности и качестве труда. Законодательное закрепление данного положения актуально в сегодняшних условиях и диктуется сложившийся экономической и социальной ситуацией в Российской Федерации.
В заключении хочется отметить, что помимо реальных сроков заключения на осужденного еще ложится груз финансовое ответственности. Помимо лишения свободы осужденные, зачастую должны выплачивать пострадавшей стороне большие денежные суммы, а также штрафы в пользу государства. Получение возможности заниматься предпринимательской деятельностью позволит заключенному не только в полной мере ресоциализироваться, но даст ему возможность в короткие сроки погасить свою финансовую задолженность перед пострадавшей стороной и государством.