Статья:

Правовое закрепление и место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе Российской Федерации

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Международное право

Выходные данные
Миронов Д.К. Правовое закрепление и место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое закрепление и место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе Российской Федерации

Миронов Денис Константинович
студент, РГСУ, РФ, г. Москва

 

Legal securing and place of universally recognized principles and norms of international law in the legal system of the Russian Federation

 

Denis Mironov

student, RSSU, Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящее время значение международного права в мире неуклонно растет, оно все чаще применяется в регулировании общественных отношений. Все конституции развитых стран впитали в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, провозгласив их частью собственной правовой системы. Однако на сегодняшний момент как в международном праве, так и в праве Российской Федерации существует проблема определения понятия «общепризнанные принципы и нормы международного права», соответствия их нормам национального законодательства, необходимости преодоления разногласий участников международных отношений, а также сохранения национального суверенитета государств.

Abstract. At present, the importance of international law in the world is steadily growing, it is increasingly being used in regulating public relations. All the constitutions of the developed countries absorbed universally recognized principles and norms of international law, declaring them part of their own legal system. However, at present, both in international law and in the law of the Russian Federation, there is the problem of defining the notion of «universally recognized principles and norms of international law», their compliance with the norms of national legislation, the need to overcome disagreements among participants in international relations, and the preservation of national sovereignty of states.

 

Ключевые слова: нормы международного права, общепризнанные принципы и нормы, международные договоры, Конституция, национальная правовая система.

Keywords: norms of international law, generally recognized principles and norms, international treaties, the Constitution, the national legal system.

 

Национальная деятельность любого государства существует во взаимосвязи с другими государствами и все сильнее осуществляется под воздействием международных факторов.

Вследствие усиления процессов интеграции и глобализации, в мире заметно возрастает количество споров с участием иностранных физических и юридических лиц. Для разрешения этих споров судебные органы государств все шире применяют иностранное право. Активизация использования иностранного права характерна не только для России, но и для многих других стран [6, с. 46].

Однако стоит отметить, что применение в национальной судебной практике норм иностранного государства возможно только если сам законодатель санкционировал применение этой нормы. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» [4]. Из данной нормы следует, что в российскую правовую систему включено не все международное право в целом, а только международные договоры и те принципы и нормы международного права, которые названы общепризнанными. Из этого следует, что ни резолюции международных организаций, ни международные документы, носящие политический характер, ни решения международных судебных инстанций не являются составной частью российской правовой системы. Конституция РФ также провозглашает приоритет норм международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона страны.

Вышеуказанные положения Конституции РФ впитали в себя многие другие законодательные акты. Например, п. 1 ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [7] или, или ч. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ указывает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации» [3]. Далее подчеркивается, что международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям, определенным в ч. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В теории международного и отечественного права нет единого мнения о том, какие именно принципы и нормы являются общепризнанными. В самом тексте п. 4 ст. 15 Конституции РФ прилагательное «общепризнанные» относится как к принципам, так и нормам международного права. Оно в обоих случаях характеризует юридически обязательное правило поведения. Данная норма не делает различия между ними, не называет характеризующих их признаков. Международное право также не содержит определения общепризнанных принципов и норм. Нет также и документа, содержащего юридически обязательный перечень таких норм и принципов.

Под общепризнанными принципами международного права, согласно Постановлению Верховного суда РФ [5], понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права относятся, к примеру, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права, согласно тому же постановлению, понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Конституция РФ и другие национальные законы не определяют место международных норм в иерархии российской правовой системы. В РФ сформирована определенная иерархия нормативно-правовых актов, отличающихся друг от друга юридической силой, масштабом действия, сложностью процедуры принятия и иными критериями. Согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ и иным нормативным правовым актам, высшей юридической силой на территории нашей страны обладает Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить ей. Далее по иерархии идут Федеральные конституционные законы, ниже Федеральные законы РФ, действующие на всей территории страны. Далее на федеральном уровне идут подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти, а именно Указы Президента, Постановления Правительства и иные. На региональном уровне главными являются Конституции республик или Уставы других субъектов РФ, законодательные акты представительного органа субъекта, нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъекта и иные. Завершают иерархию акты органов местного самоуправления и различные локальные нормативно-правовые акты.

Относительно местоположения международных актов в иерархии нормативно-правовых актов РФ единого мнения не сформировано. Часть ученых считает, что в современных условиях глобализации большей юридической силой по отношению к национальному законодательству обладают международные нормы. К примеру, С.В. Бахин, М.А. Викут, С.Ф. Афанасьев, Р.В. Винникова, Т.Н. Нешатаева и другие ученые отмечают, что нормы международного права занимают верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов, даже по отношению к конституционным нормам [1, с. 119–120; 2, с. 43]. Другие же ученые полагают, что Конституция должна занимать приоритетное положение по отношению к международным нормам.

В Постановлении от 14 июля 2015 г. № 21-П Конституционный суд РФ признал приоритет Конституции РФ над международными нормами и четко обозначил границы, которые он не готов пересекать, рассматривая вопрос о реализации норм международного права в рамках российской правовой системы. Позднее был по данному вопросу был принят ФЗ № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [8]. В связи с этим получается, что все международные нормы стоят ниже Конституции РФ, но обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными конституционными и федеральными законами, однако данное положение касается только ратифицированных РФ международных договоров.

 

Список литературы:
1. Бахин С.В. Международная составляющая правовой системы России // Правоведение. 2008. С. 117–132.
2. Викут М.А., Афанасьев С.В. К вопросу о реализации части 4 статьи 15 Конституции РФ в сфере гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. С. 36–45.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
4. Конституция РФ от 12.12.1993. // СЗ РФ. 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.
5. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10.10.2003 г. № 5 // Российская газета. № 244. 02.12.2003.
6. Тимохов Ю.А. Иностранное право в судебной практике. – М., 2004. 176 с.
7. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2757.
8. ФЗ от 14.12.2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. № 284 16.12.2015.