Статья:

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Саликов А.Н. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Саликов Андрей Николаевич
магистрант, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, РФ, г. Москва

 

THE CONCEPT, SIGNS AND FEATURES OF THE CONCLUSION OF A CONTRACT FOR THE PROVISION OF TOURIST SERVICES

 

Andrey Salikov

Master's student of Private educational institution of higher education Institute of Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье анализируется специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг. В статье рассматриваются особенности заключения договора по оказанию туристических услуг.

Abstract. This article analyzes the specifics of organizational legal relations arising in the provision of tourist services. The article discusses the specifics of concluding a contract for the provision of tourist services.

 

Ключевые слова: туристические услуги; договор возмездного оказания услуг; турист; туроператор; обязательства.

Keywords: travel services; contract for the provision of paid services; tourist; tour operator; obligations.

 

Существует множество определений договора, который заключается исполнителем (туроператор и турагент) с заказчиком (турист) как в российском, так и в зарубежном законодательстве. По правовой природе договор оказания туристических услуг, может быть отнесен к организационным договорам. Он является консенсуальным, возмездным, публичным, двусторонне обязывающим, в ряде случаев – договором присоединения. [1]

Как следует из ст. 10 Закона о туристской деятельности, турист вправе заключить договор как непосредственно с лицом, оказывающим соответствующие услуги (турагентом), так и с лицом, организующим оказание таких услуг (туроператором). Договор может заключаться как на основании выработанных туроператором условий в стандартных формах - в этом случае следует говорить о договоре присоединения, так и по индивидуальному заказу туриста, самостоятельно определяющего маршрут путешествия и перечень соответствующих услуг (перевозка, питание, размещение, экскурсионное обслуживание и т.п.).

В Гражданском кодексе РФ этот договор именуется договором на туристское обслуживание[2]  (ст. 799), в ФЗ «Об основах туристской деятельности» – «договор о реализации туристского продукта». [3] В международном туристском праве используются понятие «договор о реализации пакетного тура» (Директива №2015/2302 Европейского парламента и Совета Европейского Союза), понятие «контракт на путешествие» (Международная Конвенция по контракту на путешествие 1970 года).

Следовательно, по законодательству РФ можно выделить следующий вид договора об оказании туристских услуг: договор возмездного оказания туристских услуг, который именуется в туристской сфере правоотношений как договор о реализации туристского продукта.

Договор на возмездное оказание туристских услуг регулируется положениями гл. 39 Гражданского кодекса РФ, где указывается, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказать услуги заказчику, а тот обязан оплатить эти услуги. [2] Соответственно предметом данного вида договора являются туристские услуги, которые исполнитель обязан оказать заказчику. Указанные услуги формируют собой туристский продукт.

Следуя ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности», можно выделить, что турпродукт – это совокупность услуг по перевозке и размещению туристов, которые оказываются за общую цену по договору о реализации туристского продукта. [3]  Но законодатель не даёт однозначного ответа на то, какие именно услуги должен предоставлять исполнитель (туроператор или турагент) заказчику турпродукта. Но, исходя из определения турпродукта, можно выделить, что к таким услугам относится оказание услуг по перевозке, размещению и иные виды услуг, относящиеся к туристской сфере.

Взаимоотношения между туристом турагентом и туроператором в Законе «О туристской деятельности» по модели договора розничной купли-продажи туристического продукта. Указанная модель не соответствует п. 2 ст. 779 ГК, предписывающему применение к договорам оказания услуг по туристскому обслуживанию правил гл. 39 ГК о договоре возмездного оказания услуг. Есть все основания полагать, что Закон о туристской деятельности в части, регламентирующей договорные отношения в сфере оказания услуг по туристскому обслуживанию, не соответствует Гражданскому кодексу. [4]

Особенностью данного договора является то обстоятельство, что одной из его сторон всегда является гражданин (турист), выступающий в качестве потребителя. Другой стороной договора - туроператором или турагентом - является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие соответствующую деятельность на основании лицензии о туристской деятельности (ст. 5 Закона), что позволяет говорить о туристской деятельности этих лиц как об их предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство имеет значение для определения условий ответственности туроператора и турагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Существенные условия договора, т.е. условия, без достижения соглашения по которым договор не считается заключенным, перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона о туристской деятельности. К ним относятся:

  • информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристического продукта;
  • достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристического продукта;
  • дата и время начала и окончания путешествия и его продолжительность;
  • порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • цена услуг и порядок ее оплаты;
  • минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
  • порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Договор заключается в письменной форме. [3]  

Что касается условий ответственности сторон по договору, то условия об ответственности туроператора и турагента в Законе «О туристской деятельности» не дифференцируются, устанавливается лишь, что турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом (ст. 6) и что туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. [5]

Таким образом, можно сказать, что договор о реализации туристского продукта относится к договору возмездного оказания услуг и содержит в себе следующие признаки:

1. Договор носит возмездный характер, так как за предоставление услуг заказчику (туристу) исполнитель (туроператор, турагент) требует плату.

2. Договор относится к консенсуальным, потому что момент заключения договора не совпадает с моментом его исполнения. Заключению договора предшествует согласование его условий между сторонами.

3. Договор является взаимным, так как у обеих сторон договора имеются взаимообусловленные права и обязанности.

4. Договор носит публичный характер, так как любой гражданин имеет право обратиться в туристскую организацию, и она не имеет право ему отказать.

 

Список литературы:
1. Данилова Л.Я., Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг, Вестник СГАП, 2014, №4(41)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021 г., с изм. от 26.10.2021 г.). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. – М.:Инфра-М, 2015.
5. Садиков О.Н. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций, - "Юристъ", 2014 г.