Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
LEGAL STATUS OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Rustam Nasikhovich Valiev
applicant of the constitutional and administrative law department of the Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan
Аннотация. Статья посвящена правовому статусу общественных объединений в Российской Федерации. На основе анализа законодательных норм и научных исследований, посвященных общественным объединениям, автор раскрывает элементный состав правового статуса общественных объединений, выделяет базовые и дополнительные компоненты правового статуса общественных объединений.
Abstract. The article is devoted to the legal status of public associations in the Russian Federation. Based on the analysis of legal norms and scientific research on public associations, the author reveals the elemental composition of the legal status of public associations, identifies the basic and additional components of the legal status of public associations.
Ключевые слова: общественные объединения; правовой статус; коллективный субъект права.
Keywords: public associations; legal status; collective subject of law.
В юридической литературе в контексте рассмотрения права на объединение отмечается следующее[7]: а) это право индивида на основе собственного свободного выбора объединяться с другими для достижения разделяемых ими целей; б) общие цели членов общественного объединения могут быть достигнуты только совместными усилиями; в) основную роль играет фактор коллективности.
Так, по мнению М.Б. Напсо, «именно коллективный элемент, проявившись в сфере определенной группы лиц, превращает данную группу в качественно новое образование - коллективного субъекта права. Коллективный элемент, в данном случае, привносит с собой некие общие цели, задачи, интересы, объединяющие эту группу»[7]. Как отмечает М.П. Фомиченко, фактор коллективности, как базовый фактор функционирования общественных объединений, раскрывающийся через такие его критерии как образование коллективных интересов и целей, позволяет выводить права коллективных субъектов права за пределы конструкции прав человека[14].
Для описания характеристик субъектов права, в том числе и общественных объединений, в правовой науке используется термин правовой статус, как раскрывающий положение общественных объединений в юридических связях, формируемых и существующих в соответствии с правилами поведения установленными государством[8]. Вне зависимости от того, что правовой статус рассматривается правоведами, как правило, через призму составляющих его элементов, в юридической литературе не сложилось единства во мнениях относительно компонентов правового статуса общественных объединений.
К примеру, Н.В. Витрук полагает, что правовой статус любого субъекта права представляет собой систему гарантированных прав и обязанностей[2]. По мнению Е.А. Лукашевой, элементами правового статуса являются юридические формы возникающих между государством и личностью взаимоотношений, а именно права, свободы и обязанности субъекта права[4].
В.С. Бялт и А.В. Демидов отмечают, что при широком подходе к пониманию правового статуса субъекта права к его элементами относятся также и правовые нормы, правосубъектность, законные интересы, юридическая ответственность и правовые принципы[1].
В то время как, к примеру, Т.И. Мирская важное значение в контексте исследования правового статуса придает такому его элементу как гарантии прав и свобод человека и гражданина, под которыми автор понимает принципы, условия и средства реализации и защиты прав и свобод личности[6].
При рассмотрении элементов правового статуса общественных объединений следует отметить, что они не только включают в себя базовые компоненты правового статуса любого субъекта права, но и могут быть представлены в расширенном варианте.
В частности, Д.Е. Мерешкин под конституционно-правовым статусом общественных объединений понимает установленные нормами конституционного права и обусловленные функциями общественных объединений их права и обязанности, обеспеченные соответствующими гарантиями[5]. При этом, автор уточняет, что систематизация прав и обязанностей общественного объединения, составляющих содержание его конституционно-правового статуса, осуществляется с учетом того положения, что содержание правового статуса конкретного общественного объединения определяется видом объединения, а также фактом наличия или отсутствия у него статуса юридического лица[5].
В.Н. Шеломенцев раскрывает понятие правового статуса общественных объединений через совокупность таких его компонентов, как: правоспособность общественного объединения как юридического лица; права и обязанности членов общественного объединения; права общественного объединения и гарантии их реализации; принципы осуществления деятельности общественного объединения[15]. Автором отмечается, что данный перечень элементов может видоизменяться в зависимости от вида общественного объединения, поскольку некоторые общественные объединения создаются и функционируют без предварительного на то разрешения органов государственной власти, другие – не имеют членства (общественные учреждения).
Таким образом, правовой статус общественных объединений по отношению к правовому статусу любого субъекта права дополняется отдельными элементами в случае функционирования общественного объединения в форме юридического лица и (или) наличия или отсутствия членства в нем. Вместе с тем, поскольку общественные объединения согласно федеральному законодательству об общественных объединениях[9] подразделяются на несколько видов, которые различаются между собой организационно-правовой формой и направлением деятельности[10; 11; 12; 13], то правовой статус того или иного вида общественного объединения может обладать дополнительными компонентами, обусловленными сферой функционирования и влияния общественных объединений.
К примеру, дополнительные элементы правового статуса общественных объединений могут проявляться в силу вида общественного объединения (политические партии обладают отдельным блоком прав, обусловленных их положением как субъекта избирательных отношений[3]) или в связи с уставными задачами (общественное объединение наделяется правами в сфере коммерческой деятельности лишь в случае соответствующего закрепления правомочия осуществлять коммерческую деятельность в его уставе).
Таким образом, правовой статус общественных объединений, во-первых, базируется на правовом статусе субъекта права в целом и, следовательно, включает в себя аналогичные базовые компоненты правового статуса субъекта права, во-вторых, включает в себя дополнительные элементы, что обусловлено организационно-правовой формой общественного объединения и сферой его деятельности, наконец, в-третьих, может рассматриваться как через призму деятельности членов общественного объединения (в случае предусмотренного членства), т.е. так и с позиции деятельности общественного объединения в целом, т.е. как коллективного субъекта права.
Учитывая вышесказанное, полагаем, что базовыми элементами правового статуса общественных объединений являются следующие: права и обязанности общественного объединения, гарантируемые государством; принципы деятельности общественного объединения; ответственность общественного объединения, а к дополнительным элементам правового статуса общественных объединений можно отнести правосубъектность юридического лица; права и обязанности, обусловленные сферой деятельности общественного объединения, а также права и обязанности членов общественного объединения.