Проблема выполнения социальной функции НДФЛ и пути ее устранения
Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Проблема выполнения социальной функции НДФЛ и пути ее устранения
THE PROBLEM OF PERFORMING THE SOCIAL FUNCTION OF PERSONAL INCOME TAX AND WAYS TO ELIMINATE IT
Victoria Andrievskaya
Student, Institute of justice Ural state law University, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Налог на доходы физических лиц в современной российской налоговой системе является единственным обязательным платежом, на который возложена реализация социальной функции. НДФЛ выступает средством решения многих социально-экономических задач, позволяя распределить общественный продукт между всеми категориями населения с целью снижения уровня социальной дифференциации. Вместе с тем, в настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема реального выполнения социальной функции НДФЛ, так как фактически при взимании налога не учитываются такие базовые экономические категории, как прожиточный минимум, размер оплаты труда.
Abstract. Tax on personal income in the modern Russian tax system is the only mandatory payment, which is entrusted with the implementation of the social function. Personal income tax is a means of solving many socio-economic problems, allowing to distribute the social product among all categories of the population in order to reduce the level of social differentiation. At the same time, the problem of performing the social function of personal income tax is currently acute in the Russian Federation, since in fact such basic economic categories as the subsistence minimum and the amount of wages are not taken into account when levying the tax.
Ключевые слова: Налог на доходы физических лиц, социальная обусловленность налога на доходы физических лиц, пропорциональная ставка, прогрессивное налогообложение.
Keyword: The tax to incomes of physical persons, social conditionality of the tax to incomes of physical persons is proportional to the rate of progressive taxation.
В условиях существующей в России избыточной дифференциации доходов населения особую значимость приобретают вопросы формирования социально ориентированной налоговой политики, предусматривающей перераспределение доходов населения между различными категориями граждан в целях поддержания социального равновесия, стимулирования развития человеческого потенциала.
Налог на доходы физических лиц в соответствии с положениями действующего налогового законодательства Российской Федерации [1] представляет собой прямой федеральный налог, который взимается в установленном порядке с доходов физических лиц за определенный отчетный период. Налог на доходы физических лиц, как и иные обязательные налоговые платежи, является одним из самых продуктивных и перспективных средств управления государства населением, так как уклониться от его уплаты практически невозможно [3].
Налог на доходы физических лиц выполняет несколько функций, среди которых и социальная функция. Она состоит в регулировании процесса сокращения неравенства в распределении доходов населения за счет воздействия на показатели, связанные с социальной сферой. С помощью установления и взимания налога на доходы физических лиц государство фактически обеспечивает социальную справедливость и стабильность финансового состояния населения. По мнению некоторых ученых, в настоящее время в Российской Федерации налоговая система характеризуется ярко выраженной фискальной направленностью, не позволяющей эффективно выполнять социальную функцию обязательного платежа, в том числе, и на доходы физических лиц, путем перераспределения материальных благ между представителями различных категорий населения. Предусмотренное Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование порядка и условий взимания налога на доходы физических лиц является не актуальным в силу того, что не принимает во внимание уровень финансовой обеспеченности конкретного налогоплательщика.
Социальная функция налога на доходы физических лиц, представляется, основывается, в первую очередь, на принципе налоговой справедливости. Данный принцип не имеет однозначной официальной трактовки, что, безусловно, затрудняет его понимание. С учетом имеющейся налоговой системы Российской Федерации стоит отметить, что, с одной стороны, социальная справедливость как элемент социальной функции налога на доходы физических лиц предполагает осуществление налогообложения по прогрессивной шкале, то есть путем разумного дифференцирования степени налоговой обязанности физических лиц, имеющих различные финансовые возможности; с другой стороны, в соответствии с принципом социальной справедливости налогообложения в данном случае необходимым является установление пропорциональной системы налогообложения, то есть каждое физическое лицо − каждый налогоплательщик должен выплачивать налог одинаковой величины.
Основными элементами, позволяющими достигать социальную справедливость в целях эффективного выполнения социальной функции налога на доходы физических лиц, являются:
предоставление льгот по уплате налога на доходы физических лиц отдельных категорий населения;
установление системы налогообложения с учетом социальных, демографических и иных факторов жизни налогоплательщика;
установление системы контроля за уровнем получаемых доходов;
определение степени соответствия получаемого налогоплательщиком дохода сумме уплачиваемого налога;
полное освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц социально незащищенных категорий населения (инвалидов, многодетных родителей).
Представляется, что применение указанных мер взимания налога на доходы физических лиц будет способствовать повышению уровня социальной справедливости налогообложения, а также повлечет создание социально ориентированного налогообложения.
В настоящее время законодатель, предусматривая в Налоговом кодексе Российской Федерации пропорциональную систему взимания налога на доходы физических лиц, не учитывает фактический размер получаемого потенциальным налогоплательщиком дохода, уровень финансового обеспечения населения в целом, прожиточный минимум, размеры финансовых обязательств граждан.
Налог на доходы физических лиц − один из основных обязательных платежей, как было отмечено, должен выполнять распределительную функцию в отношении материальных и иных благ. Применение единой ставки по налогу не выполняет указанную задачу, так как фактически пропорциональная ставка не способствует повышению налогового изъятия с высоких доходов и его последующему перераспределению среди населения.
В целом препятствия выполнения социальной функции налога на доходы физических лиц состоят в следующем:
фактически нарушен один из базовых принципов налогообложения − принцип справедливости;
увеличивается разница благосостояния российского населения − «богатые становятся богаче, а бедные становятся беднее».
Представляется, что наиболее эффективным способом взимания налога на доходы физических лиц с целью выполнения его социальной функции будет являться установление прогрессивной системы налогообложения. Прогрессивная ставка налогообложения – это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода. Несмотря на то, что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц [2]. Установление прогрессивной ставки налогообложения, представляется, будет способствовать уравниванию налогового бремени физических лиц в зависимости от их реальной финансовой обеспеченности. Необходимым условием установления прогрессивной системы налогообложения при взимании налога на доходы физических лиц будет являться повышение благосостояния широких слоев населения, составляющих основу среднего класса.
Предложения об установлении прогрессивной ставки исчисления налога на доходы физических лиц многократно рассматривались различными органами государственной власти Российской Федерации, однако, поддержкой все же не были удостоены. Так, например, Правительство Российской Федерации аргументировало нецелесообразность введения прогрессивной шкалы налогообложения существенным уменьшением круга потенциальных налогоплательщиков и усложнением процедуры исчисления суммы обязательного платежа. Представляется, что точка зрения органов государственной власти Российской Федерации не обусловлена выполнением социальной политики в государстве и повышением уровня жизнеобеспечения населения.
Так же одним из элементов социальной функции налога на доходы физических лиц является возможность получения потенциальными налогоплательщиками установленных законодателем налоговых вычетов в целях снижения степени налоговой нагрузки. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты многочисленных опросов, в большинстве случаев налогоплательщики просто не осведомлены должным образом о возможности снижения и возвращения определенной суммы уплаченного налога. Более того, необходимо отметить порядок предоставления стандартных налоговых вычетов, согласно которому они устанавливаются не в процентах к какому-либо объективному показателю, а в твердой сумме, то есть фактически подвержены инфляционному обесцениванию. Данное обстоятельство, а также тот факт, что вычеты имеют весьма незначительный размер, сводят на нет их социальную направленность. Предусмотренные действующим налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц являются несовершенными также в силу наличия довольно сложной процедуры их получения.
Таким образом, в настоящее время проблемы выполнения социальной функции налога на доходы физических лиц обусловлены наличием следующих недостатков существующей системы налогообложения:
низкий уровень доходов населения;
нестабильное развитие уровня заработной платы населения;
неосведомленность граждан о возможности использования социальных вычетов при уплате налога на доходы физических лиц;
отсутствие четкой и эффективной системы контроля за чрезмерно высокими доходами отдельных представителей населения;
неэффективность пропорционального налогообложения, влекущего усиление степени дифференциации потенциальных налогоплательщиков;
отсутствие учета при исчислении налога минимально необходимой оплаты труда.
В целом необходимо отметить, что существующая система подоходного налогообложения фактически не обеспечивает реализации как социальной, так и регулирующей функции налога на доходы физических лиц, а также не создает необходимого уровня государственного контроля за размерами материального вознаграждения населения.
Представляется, что повышение уровня эффективного выполнения социальной функции налога на доходы физических лиц возможно в случае проведения определенных мероприятий, среди которых:
− введение прогрессивной ставки взимания налога на доходы физических лиц;
− установление необлагаемого налогом на доходы физических лиц определенного минимума, как вариант, прожиточного минимума;
− увеличение суммы налоговых вычетов на основании показателей прожиточного минимума;
− ужесточение государственного контроля за обложением налогом относительно высоких доходов физических лиц;
− улучшение порядка и условий функционирования информационного обеспечения населения по вопросам исчисления и взимания налога на доходы физических лиц.
Важно разделить направления, нуждающиеся в стимулировании посредством налоговых льгот, и направления, которые рационально было бы обеспечить прямым бюджетным финансированием. Например, целесообразной представляется замена имущественного налогового вычета при приобретении жилья на прямое целевое субсидирование. Это позволит проводить более тщательную и достоверную оценку нуждаемости, наладить адресную финансовую помощь, сократив при этом затраты на администрирование.
Можно сделать вывод, что обозначенные тенденции изменения налога на доходы физических лиц направлены на ослабление его фискальной роли в современном обществе, а также на повышение уровня значимости социальной функции рассматриваемого обязательного платежа.