Статья:

САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Терещенко П.А. САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Терещенко Пётр Александрович
студент Российского Государственного Университета Правосудия, РФ, г. Москва

 

Введение

Политический режим, его сущность, определяется через характер взаимоотношений между личностью и государством, степень доверия и наличия партнерских отношений между членами гражданского общества непосредственно, между гражданами и государством, между государством и организациями.

Основой любого правового государства являются конституционные положения о человеке, его правах и свободах как основной и высшей ценности. Показателем степени демократичности государства является состояние прав и свобод человека в этом государстве и уровень их охраны и защиты.

Права человека универсальны: все люди обладают равными правами и свободами; права и свободы мужчин и женщин одинаковы; все имеют равные возможности для реализации прав и свобод. В территориальном аспекте можно отразить всеобщность прав и свобод: они одинаковые на всей территории государства. Все государства мира сегодня выражают свою обеспокоенность правами и свободами человека, их наличием, реализацией, охраной.

Неотъемлемые права и свободы человека человек может защищать всеми доступными ему способами, в т.ч. и путем самозащиты, т.к. это право ему обеспечено государством.

 

Право на самозащиту – это не достижение современного мира, оно имеет свой долгий и непростой путь возникновения и развития. Действия, направленные на самозащиту своих прав и свобод, были известны еще с Древнего Рима, где оно называлось «самоуправство».

Далее, с развитием права, пошло разделение на самоуправство и самозащиту.

Понятие термина «самозащита» менялось на протяжении всего времени существования и развития права.

Исторически видно, что право на самозащиту оценивалось и закреплялось в обществе на отдельных этапах его развития по-разному. Это зависело, прежде всего, от положения личности в государстве.

Право человека и гражданина на самозащиту – это конституционное право. Это утверждение основано на том, что в основном закона страны – Конституции Российской Федерации это право прямо закреплено в ч. 2 ст. 45 [4], которая представляет право каждому   защищать свои права и свободы любыми возможными способами. Главное, чтобы эти способы не выходили за пределы, установленные законом.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что самозащита – для российского права явление относительно новое (хотя само по себе оно имеет очень древнюю историю). В российскую систему права оно вошло в 1993 году вместе с принятием Конституции РФ.

Защита прав и свобод гражданина со стороны государства не означает, что на этом можно успокоиться и ни о чем переживать. Переживать как раз стоит, и необходимо быть готовым к тому, что человеку придется самому отстаивать свои права и свободы активными действиями или не менее активными бездействиями.

И хотя сам факт закрепления в Конституции РФ принципа самозащиты уже говорит об одобрении государством таких действий и их признании, в законодательстве государства нет дефиниции понятия «самозащита», нет его качественных и количественных характеристик, нет его критериев, кроме одного: не превышая установленных законом пределов.

И, наверное, это имеет свою логическую основу, по крайней мере к критериям: все ситуации разные, никто не может предугадать, каким образом то или иное право человека будет нарушено или на какую из свобод будет совершено посягательство, и что будет в самозащите уместным и необходимым.

Право на самозащиту имеет свое юридическое основание, им выступает неотчуждаемое право человека на самозащиту, которое имеет охранительную функцию.

Объектом исследования стали общественные отношения, связанные с реализацией с конституционно-правовым принципом самозащиты, как реализации права.

Предмет исследования – это конституционно-правовое закрепление и регулирование самозащиты гражданских прав человека в РФ.

Целью исследования является анализ института самозащиты прав и свод человека.

Достижение цели были обусловлены решением следующих задач:

- проанализировать систему конституционных прав и свобод в России;

-  изучить основные понятие и способы реализации принципа самозащиты.

Структурно работа состоит из введения, первой теоретической главы и второй главы – практического исследования, вывода по практическому исследованию, заключения в целом по работе и списка использованной литературы.

Глава 1. Роль и значение самозащиты прав и свобод в системе конституционных гарантий прав человека

1.1. Система конституционных прав и свобод в России

Классификации прав и свобод человека в своей основе имеет такую составляющую, как воззрения на личность и ее предназначение в обществе и государстве.

В Российской Федерации система прав и свобод человека и гражданина может быть представлена в следующем виде:

1. Личные права и свободы.  К ним относятся прав на жизнь, право на здоровье, на достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право не невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфных и иных сообщений (в наше время и смс, и скайп, и агент, электронная почта, и телеграмм и многие другие средства связи) и право на неприкосновенность жилища;

2. свободе человека и гражданина. К ним относятся право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики, культуры;

3. Права гражданина на управление делами общества. К этим правам относятся право избирать и быть избранным, принимать участие в референдуме, отправлении правосудия, право подачи индивидуальных или коллективных обращений;

4. Социально-экономические права. В их состав входит право частной собственности (на землю в т.ч.), на благоприятные условия труда и отдыха, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение жилище;

5. Социально-культурные права. В них входят право на образование, право на государственную защиту материнства и детства;

6. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся гарантированность государственной и судебной защиты прав и свобод, право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями;

7. Юридические гарантии личности от уголовного преследования. Сюда относятся презумпция невиновности, запрет на использование доказательств. полученных незаконным путем, и др [22].

Вот эти основные права индивида и являются конституционными правами.

Основной закон государства – Конституция РФ закрепляет, что права и свободы человека являются высшей ценностью и гарантируются государством. Значит, гарантированные права и свободы человека – это конституционные права и свободы, т.е. входят в конституционную систему государства.

Но одного закрепления на бумаге, пусть даже в главном законе страны, для реальной гарантии конституционных прав и свобод - недостаточно. Государство должно создать все необходимые условия для реализации принципа верховенства неотъемлемых прав и свобод человека, механизм их охраны и защиты.

Чтобы система защиты прав и свобод человека была эффективной, государство должно приложить все усилия к созданию такой внутригосударственной системы, которая была бы устойчива к возможным нарушениям и негативным воздействиям, и которая бы имела в своей структуре самые разнообразные механизмы и инструменты защиты прав личности.

Принципы человека – это основные фундаментальные начала, которые обеспечивают единство непосредственно самого понятия «права человека» и способствуют восприятию права человека как единого комплекса прав.

Конституционные принципы человека – это те принципы, которые, как следует из названия, закреплены в Конституции Российской Федерации, которые являются основополагающим началом, на которых построена система права человека и которые обеспечиваются особыми мерами охраны и защиты со стороны государства [18].

Конституционными принципами прав и свобод человека, согласно анализу Конституции РФ, являются:

1. Всеобщность и неотчуждаемость. Суть данного принципа в том, что основные права человека не дарованы ему государством, они дарованы ему самой жизнью - по факту рождения, принадлежат ему с рождения. Принцип неотчуждаемости имеет одну особенность – он содержит в себе двойной критерий:

а) государство ни при каких основаниях не может забрать эти права у человека,

б) человек ни при каких обстоятельствах не может отказаться от этих прав.

2. Единство прав, свобод и обязанностей. Согласно этому принципу, любые из субъективных пав, принадлежащих человеку, могут быть реализованы только при соблюдении чьих-то обязанностей, и чьи-либо обязанность автоматически предполагают наличие у кого-либо права требовать их исполнения. 

3. Равенство всех и каждого перед законом. Все граждане государства обладают равным количеством прав и обязанностей, без льгот и исключений.

4. Непосредственное действие. Этот принцип означает, что государство в лице своих органов обязано соблюдать права и свободы человека и гражданина, даже ели на этот счет государство пока не имеет подходящего нормативного правового акта.

5. Гарантированность прав и свобод и их защищенность государством. Согласно этого принципа, государство должно создать все условия, позволяющие реализовывать их в полной мере; создать инструменты для их защиты и охраны.

Все вышеперечисленные принципы являются определяющими для вектора развития политики российского государства в области прав и свобод человека, и являются основой его правового статуса.

С точки зрения признания содержания прав и свобод человека, они все являются универсальными. Все общепризнанные права и свободы человека (право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом и все остальные) – это общие права и обязанностей, принадлежащие не гражданину государства, а человеку в принципе.

Эти права являются правами человека и никак не связаны с половой, национальной, расовой, политической и гражданкой принадлежностью человека, ни с устройством государства и ни с чем иным. Эти права связаны только  самим фактом рождения человека и провождают его до самой смерти, в любых ситуациях [17]. Это также неразрывно, как взаимосвязь Земли и Солнца.

Из вышеизложенного логически следует принцип первичности прав и свобод человека по отношению к другим его неотъемлемым правам, государственно правовым институтам и институту самого государства в том числе.

Пока человек жив, государство не может никак отнять у него эти права, но зато государство может ограничить их каким-либо образом, при наличии к тому основания и закрепления в законе.

И если соблюдать права и свободы человека государство обязано и без подтверждающего нормативного правового акта, то ограничить оно может человека только на основании нормативного правового акта. Причем нормативного правового акта не любого уровня, а уровня основного закона государства – Конституции.

Защищать интересы людей, находящихся на территории государства, является прямой обязанностью и целью государства. Государство обязано принимать участие в спорах между людьми путем их разрешения через свои уполномоченные на то органы. 

Отсюда следует, что норы, закрепляющие правовой статус человека и гражданина, являются приоритетными по отношению к другим нормам и институтам конституционного права [21].

Ни одно их конституционных прав и свобод человека, несмотря на то, что они провозглашены Конституцией, т.е. волей народа, ни при каких обстоятельствах не может быть изъято из Конституции или исключено из нее по каким-либо основаниям, т.к. не может государственная власть приобретаться за счет основных прав и свобод человека.

Ч. 2 ст.  17 Конституции РФ установила, что права и свободы человека при их реализации не должны нарушать права и свободы другого человека. Т.е. по сути закрепила запрет на злоупотребление правом. Права и свободы человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека.

Люди все разные, и не могут мыслить и действовать одинаково, поэтому в государстве неизбежны столкновения интересов, разнообразные конфликты, и их решение, нахождение разумного баланса, достижение компромиссов, социальное партнерство общества и государство и т.п. – это признаки демократического общества.

Это положение соответствует положениям ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, где сказано, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [3].

1.2. Самозащита прав и свобод в системе конституционных гарантии прав человека: понятие, основные способы реализации

Важнейшей составляющей для комплексной и многоплановой системы защиты прав человека и гражданина является естественное и неотъемлемое право человека на самозащиту. Начало существованию права на самозащиту было положено в 1993 году, с принятием Конституции Российской Федерации, в ч. 2 ст. 45 которой закреплено, что: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом». Формулировка данного права дает основания рассматривать этот термин как межотраслевой институт, нормы которого раскрывают содержание, способы и средства его реализации. Дальше это право находит свое продолжение в той же Конституции РФ, в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, в которой закреплено право каждого на судебную защиту. А в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ обещано, что: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [20].

Очень важным моментов является понимание того, какие же все-таки конкретно права подлежат самозащите. Обратимся снова к Конституции РФ, в которой закреплено, что каждый имеет право на:

- жизнь (ст. 20);

- на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

- неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту совей чести и достоинства (ст. 23).

Перечисленные права имеют свою специфику, которая выражается в следующем:

а) эти права являются правами человека и никак не связаны с половой, национальной, расовой, политической и гражданкой принадлежностью человека;

б) эти права неотчуждаемы от человека и принадлежат ему по праву рождения;

в) круг этих прав охватывает такие права и свободы лица, которые необходимы ему для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.

Логично предположить, что на эту категорию прав распространяется в полной мере право на самозащиту.

Помимо перечисленных прав, к видам прав, на которые распространяется право на самозащиту можно также отнести такие конституционные права, как:

- право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28);

- право на достоинство (ст. 21);

- прав на неприкосновенность жилища (ст. 25);

- право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 27);

- свобода совести и вероисповедания (ст. 28).

Обобщив изложенное, можно резюмировать, что под самозащиту подпадают все права, перечисленные в главе 2 Конституции РФ, кроме тех, которые принадлежат исключительно гражданам государства. Например – политические (право избираться, право быть избранным и т.п.).

В широком, общем смысле, право на самозащиту подразумевает исключительно законные средства, только правовые возможности самозащиты.

Уголовное право, к примеру, понимает самозащиту как физическое сопротивление насилию, т.к. как необходимая оборона [9].

Действия, совершенные при самозащите должны соответствовать критерию законности (конституционный аспект), а конкретизация самих критериев происходит в строго установленных законодательством рамках (отраслевой аспект с учетом конституционной природы).

Обеспечивая тождество механизма оценки действий, совершенных личностью на предмет соответствия их закону, ВС РФ в своем Постановлении пленума ВС РФ [13] указал, что конструкция ст. 37 УК РФ есть ни что иное, как механизм реализации конституционного права на самозащиту, и указывает на конституционную основу данного механизма, подчеркивая тем самым необходимость применения широкого подхода судьями при отправлении правосудия [12].

В отечественном законодательстве процедурным вопросам самозащиты посвящено всего лишь несколько норм. Это ст. 12 ГК РФ, где самозащита отнесена к способам защиты гражданских прав и 14 ГК РФ, где указано, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению.

Судебная практика подтвердила эти нормы. Так, в п. 9 ППВС РФ и ПВАС РФ № 6/8 сказано, что  «при разрешении споров, возникающих в связи с защитой принадлежащих гражданам или юридическим лицам гражданских прав путем самозащиты (статьи 12 и 14), следует учитывать, что самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный» [12].

Но отраслевые нормы законодательства по вопросам самозащиты не ограничиваются статьями Гражданского кодекса РФ.

Помимо этого, существует еще ряд норм отраслевого законодательства, предусматривающий ряд правил и условий, которые необходимо соблюдать при самозащите. Например: нормы главы 59 Трудового кодекса РФ [8], ст.ст. 37 и 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ [7].

Что самое интересное в механизме самозащиты с точки зрения права. Так это то, что легального определения термина «самозащита» в законодательстве России не существует. Вот нормы права, регламентирующие ее применения и случаи ее применения есть, а понятие отсутствует. Для отечественного законодательства, это, в общем-то, не проблема и не новость – отсутствие дефиниции понятия, применение которого, тем не менее, закреплено в нормах права.

Однако, это не означает, что так должно и оставаться в дальнейшем. Мы считаем, что законодатель должен все же вспомнить про этот пробел в праве и дать легальное определение термину «самозащита» с тем, чтобы избежать его неверного, противоречивого толкования и привести к единообразию правоприменительную практику. Но поскольку пока законодателю не до таких мелочей, попробуем сами дать определение понятию «самозащита».

Анализируя нормы права, посвященные самозащите, можно сформулировать, что самозащита – это действия и/или бездействия лиц, совершаемые в качестве ответной адекватной и соразмерной меры на нарушения прав лица, совершаемые самостоятельно, прямо не запрещенные законом.

Эти действия или бездействия должны быть направлены строго на пресечение и восстановление своих субъективных прав, при условии не превышения пределов допустимого, установленных законом. Права, которые восстанавливаются путем самозащиты, должны быть в числе тех, которые реализуют достижение охраняемых законом интересов [16]

Самозащита имеет несколько признаков:

1. Субъект самозащиты отличается от субъекта, осуществляющего защиту с помощью общественной, административной и судебной форм защиты.

2. Субъект самозащиты вынужден действовать в экстремальной ситуации, когда времени на анализ обстановки нет.

3.  В законе не предусмотрено для осуществления самозащиты некоего определенного спектра действий.

4. Лицо, осуществляющее самозащиту для ее осуществления использует только свои собственные силы и/или средства либо только юридические средства, без обращения куда-либо.

Вопросам самозащиты на сегодняшний день уделяется необоснованно мало защиты. В научной литературе по этому вопросу мало системных комплексных трудов, все, что имеется, носит разовый характер. Хотя в последнее время, с учетом все более возрастающей рои личности в нашей стране, этот вопрос – применение самозащиты, является актуальным.

Необходимо различать способы самозащиты от схожих по своему характеру действий, которые направлены на защиту своих нарушенных права, но с помощью компетентных правоохранительных, административных или судебных органов. Чтобы различать эти способы, необходимо разграничить субъект, который осуществляет право на защиту.

Непосредственно гражданин, или компетентный орган.

Конституционные средства самозащиты состоят из нескольких разных способов:

- обращение в средства массовой информации, в органы местного самоуправления или государственные органы с заявлениями, жалобами, ходатайствами;

- публичные выступления;

- объединение с другими гражданами с целью совместного отстаивания своих прав и свобод;

- обращение в правозащитные организации:

-  физическая защита (самооборона и крайняя необходимость).

Право на обращение – один из способов эффективного устранения возможных или уже реальных нарушений законности. Также право на обращение является возможностью предотвращения нарушений.

Объединения граждан с целью защиты своих прав – тоже одна из форм самозащиты.

Согласно ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах [2]и ст. 1 Европейской конвенции о защите прав человека  и основных свобод [1], каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими.

Как указано в ст. 3 Закона об общественных объединениях, общественные объединения любого формата создаются для «защиты общих интересов и достижения общих целей» [6]. Общественные объединения, в силу требований законодательства, можно условно разделить на два вида:

1. Объединения, у которых наряду с общей компетенцией предусмотрены и правовая помощь/защита;

2. Объединения, у которых основным видом деятельности является правовая помощь гражданам, входящим в определенную категорию, даже если эти граждане и не состоят в объединении.

Нормы гражданского и уголовного законодательства предусматривает такую форму самозащиты, как необходимая оборона. 

Как видно из самого термина, право на необходимую оборону связано с таким правом человека, присущим ему от рождения и неотъемлемым, как право на жизнь.

Институт необходимой обороны является комплексным по своей сути, т.к. действия необходимой обороны, причинившие вред, всегда вытекают из неправомерного поведения лица, несущего опасность и угрозу для жизни и здоровья. Т.е. связаны именно с преступным поведением.

Человек, защищая свои права даже в том случае, если он имеет возможность спастись бегством или совершить иные деяния, позволяющие избежать посягательств на свою жизнь и/или здоровье, всегда имеет право на активные действия, которые могут причинить существенный вред нападающему лицу [13].

Самозащита в виде необходимой обороны имеет свои специфические условия.

Первое условие состоит в том, что человек может защищать не только свои жизнь и здоровье, но и другого человека, который в силу каких-либо причин не в состоянии сделать этого сам; также в качестве субъекта защиты может оказаться и государство, и общество.

Второе условие заключается в том, что при необходимой обороне действия, которые при обычной жизни являются правомерными и не представляющими опасности, могут причинить вред нападающему лицу.

Третье условие – это обязательность таких действий только в отношении лица, представляющего угрозу.

Совершение таких действий и/или бездействии в отношении лиц, близких нападающему, не допускается.

Четвертое условие – это своевременность действий.

Пятое условие – соразмерность. Самозащита не должна превышать пределов необходимой обороны.

Следующая форма самозащиты близка вышеописанной – это действия в состоянии крайней необходимости.

Крайняя необходимость трактуется как действия лица, которые он совершил для устранения угрожающей ему или иным лицам опасности, если эту опасность нельзя было устранить  иными способами, а вред, причиненный такими действиями, менее опасен, чем предотвращенный вред [13]

Резюмируя, можно сказать, что самозащита прав и свобод – это определенный набор средств и способов для осуществления своих прав и свобод личностью, в случае их нарушения или посягательства.

Заключение

Важность рассмотрено вопроса в данном исследовании объясняется тем, что в условиях современного российского государства, самозащита – зачастую единственный вариант хоть как-то защитить и отстоять свои права, свободы и интересы. Несмотря на то, что Россия уже долгое время идет по пути реформированиями совершенствования своей правовой системы (помимо всего прочего), рано еще говорить о том, что Россия стала по-настоящему правовым и демократичным государством.

Осталось еще много перекосов с советской эпохи, есть много недоработок и пробельных моментов с эпохи начала перестройки творившегося в стране беспредела.

Безусловно, с этим надо работать и приводит все в порядок, но пока эта работа идет, у человека должна быть законная возможность, гарантированная государством, в котором они живет – защищать свои права и свободы.

Откровенное нежелание правоохранительных органов государства заниматься вопросами защиты конституционных прав человека, скуднейшая практика на эту тему, бюрократизм, круговая порука, нечистоплотность средних высоких чинов в стране – все это говорит о том, что иногда самозащита – это единственное, что может защитить и спасти человека, как бы прискорбно это не звучало.

Механизм института самозащиты не очень хорошо изучен научной литературой современных отечественных юристов, поэтому, наверное, пока нет единого мнения о содержании термина «самозащита», есть не совпадающая по своим критериям и взглядам судебная практика.

Но институт есть, он закреплен конституционно, он гарантируется государством, и он худо-бедно, но применятся.

Специфика и одновременно сложность этого принципа заключается в том, что он хоть и является конституционным и гарантируется государством, осуществляется он только силами непосредственно человека, личности, без помощи государства и третьих лиц, иначе он перестает быть самозащитой как таковой.

Анализ научных трудов на тему самозащиты и краткий анализ на эту тему, проведенный нами, позволяет утверждать, что этот принцип находится еще в начальном пути своего становления и далек от совершенства.

Его дальнейшее развитие и становление зависит целиком и полностью от воли самой личности, юристов, правоведов, от правоохранительных и иных органов власти государства.

Только при объединении усилий всех, в т.ч. и самого государства, можно повысить эффективность принципа самозащиты.

 

Список литературы:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) [рус., англ.. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ. 18 мая 1998 г. N 20. Ст. 2143.
2. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2012, N 31, ст. 4470.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, ноябрь, 2012.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 9, 1996, N 5, 1997.
13. Белянская О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод граждан: понятие, структура, проблемы функционирования // Современные научные исследования. 2012. № 10 (7). С. 14.
14. Белянская О.В. Понятие и основные способы самозащиты прав и свобод личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 2 (30). С. 77-82.
15. Белянская О.В. Реализация права личности на самозащиту: теоретико-правовой аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 2 (42). С. 106-109.
16. Драничникова Н.В. О Правовой природе и содержании права граждан на самозащиту в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2011. № 1. С. 117-120.
17. Курскова Г.Ю. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и их конституционная защита // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 56-59.
18. Оробинский А. Ю.  Право на самозащиту в системе конституционных прав и
19. свобод человека в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 3. С. 201-211.
20. Тимошенко К.И. Актуальные проблемы реализации конституционного права человека на самозащиту // Философия права. 2015. № 3 (70). С. 59-62.
21. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2005. № 7. С. 82-84.
22. Шумилов Ю.И. К вопросу о системе и структуре конституционных принципов основных прав и свобод человека в Российской Федерации // Современное право. 2008. № 2-1. С. 2-11.