Статья:

РОЛЬ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовный процесс

Выходные данные
Хатунцев М.И. РОЛЬ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Хатунцев Максим Игоревич
магистрант, Российский государственный гуманитарный университет, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF THE EDUCATOR AND PSYCHOLOGIST IN THE INTERROGATION OF A MINOR

 

Maksim Khatuntsev

Master’s student, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы участия педагога и психолога при проведении допроса несовершеннолетнего. Выявляются функции педагога и психолога. Акцентируется внимание на фактах, имеющих эмоциональное значение.

Abstract. The article discusses the participation of a educator and a psychologist during the interrogation of a minor. The functions of a teacher and psychologist are identified. Attention is focused on facts that have emotional significance.

 

Ключевые слова: допрос несовершеннолетнего, педагог, психолог, уголовно-процессуальное законодательство.

Keywords: interrogation of a minor, educator, psychologist, criminal procedure legislation.

 

На сегодняшний день проблема преступности среди несовершеннолетних является одной из наиболее важных в мире. На формирование девиантного и делинквентного поведения в среде несовершеннолетних оказывают множество факторов, начиная от самих по себе психофизиологических особенностей, высокой эмоциональной возбудимости, активности гормональных процессов, повышенной физической и когнитивной активности, заканчивая стремлением к самостоятельности и социальному признанию, отсутствием родительской поддержки, негативными взаимоотношениями между членами семьи, воздействием друзей и местного сообщества, обстановки в школе, опыта насилия и множества других факторов. Все они могут взаимодействовать, создавая сложную совокупность влияния на формирование поведенческих отклонений у несовершеннолетних.

В действующем законодательстве и в частности, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ) [2], несовершеннолетние рассматриваются как лица, обладающие рядом характерных особенностей, связанных с их возрастом. Принимая во внимание эти особенности, возможно более конструктивно организовать взаимодействие с ними в уголовном процессе, а в частности в процедуре допроса.

В данной статье мы сосредоточим внимание на некоторых аспектах участия педагога и психолога при процедуре допроса несовершеннолетнего, акцентируя внимание на фактах, имеющих эмоциональное значение.

Допрос – это процесс, в ходе которого выясняются обстоятельства дела, собирается информация от лиц, участвующих в событиях или владеющих необходимыми данными. Допрос проводится уполномоченными лицами в соответствии с законом.

«Допрос – самое распространенное следственное и судебное действие – это процессуальное действие получения и проверки доказательств. Допрос – одно из первых процессуальных действий, известных правосудию. Можно выделить три этапа развития допроса, которые соответствуют историческим типам уголовного процесса» [3, с. 203].

«Допрос несовершеннолетнего участника процесса, в том числе свидетеля, имеет свои особенности, связанные с возрастом, учет которых способствует эффективному планированию государственным обвинителем тактических приемов допроса, очередности постановки уточняющих вопросов, необходимости использования наглядного материала и т. д.» [4, с. 84].

Вопросы, связанные с участием несовершеннолетних в правовых процессах, ставят важные задачи перед педагогическим, психологическим и юридическим сообществами. Когда несовершеннолетние сталкиваются с правовой системой, включая допросы, активное участие педагогов и психологов играет ключевую роль в обеспечении их благополучия и эффективного участия в процессе.

Так, в силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находятся под защитой государств [1].

Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя [2].

В соответствии с ч.1 ст. 280 УПК РФ при участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога [2].

В силу ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно [2].

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Приведенные нормы не раскрывают смыслы участия педагога и психолога при проведении допроса несовершеннолетнего, заложенные законодателем. При их поиске обратимся к мнениям исследователей данного вопроса.

«Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по психологическим вопросам получения и оценки показаний несовершеннолетних.

Возраст в психологии – это категория, которая служит для временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, который выражает длительность существования индивида от момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень индивидуального развития» [3, с. 205].

«Особую тактичность и профессионализм необходимо проявлять при допросе в суде несовершеннолетних – детей и подростков. При допросе детей необходимо присутствие кого-то из родителей, психолога и педагога, ограждение детей от подсказок и запугиваний» [3, с. 134].

Таким образом, задача педагога или психолога при участии в допросе несовершеннолетнего заключается в выявлении социальных, педагогических и психологических факторов, которые могли послужить причиной совершения преступления. Они также должны содействовать установлению взаимопонимания между несовершеннолетним и следователем, а также предоставлять экспертное заключение относительно приемлемости мер пресечения, методов воздействия, форм и объема наказания, учитывая индивидуальные психофизические и психологические особенности данного несовершеннолетнего.

В данном контексте роль педагога не ограничивается образовательной поддержкой, а является важным социальным опорным пунктом для несовершеннолетнего. Педагог помогает несовершеннолетнему понять процессы и обязательства, может содействовать поддержке эмоционального благополучия. Педагог при допросе призван создавать максимально благоприятную обстановку, контролировать соблюдение прав несовершеннолетнего, а также обеспечивать понимания происходящего.

В свою очередь, психолог обеспечивает не только эмоциональную поддержку при допросе, но и помогает понять психологические аспекты, такие как готовность несовершеннолетнего к допросу, способность справиться с возможным стрессом или травмой, связанными с участием в допросе.

Сотрудничество между педагогом и психологом в данном контексте является важным фактором обеспечения поддержки несовершеннолетнего. Они могут совместно и более объективно сформировать мнение относительно поведенческих и эмоциональных изменений несовершеннолетнего, предостерегая других участников процесса о потенциальных трудностях при допросе, а также совместно разрабатывать стратегии поддержки и адаптации.

Необходимо подчеркнуть важность в избрании подхода привлечения педагога в процедуру допроса несовершеннолетнего. Поскольку, педагогическая поддержка в ходе допроса предполагает установление доверительной обстановки, избегания психологического давления со стороны лица, проводящего допрос, создания взаимопонимания и условий открытого общения между участниками процессуального действия, контроля за возможным злоупотреблением доверием несовершеннолетнего, крайне важно определить, с каким педагогом несовершеннолетнему будет комфортнее общаться и при каком педагоге он предпочтет давать показания.

Учёт мнения педагога при определении эффективности применяемых мер и методов воздействия представляет собой важный аспект процесса. Педагог, взаимодействующий с учеником на ежедневной основе, обладает уникальным пониманием индивидуальных особенностей его личности, отношениями со сверстниками, знает черты характера и увлечения.

При участии несовершеннолетнего в допросе особое внимание следует уделить этике и заботе. Педагог и психолог должны придерживаться норм конфиденциальности и действовать в интересах ребенка. Забота о его благополучии и психологическом здоровье, независимо от его процессуальной роли, должна оставаться определяющим фактором при проведении допроса.

Таким образом, задачей педагога является содействие эффективному взаимодействию между участниками допроса, выявление причин, которые могли подтолкнуть к совершению преступления, а также предоставление экспертного мнения о возможных последствиях решений, принимаемых уполномоченным лицом в рамках уголовного дела. Участие педагогов и психологов при проведении допросов несовершеннолетних является неотъемлемой частью обеспечения их прав и благополучия. Профессиональное сотрудничество, этичность и забота создают основу для создания безопасной и поддерживающей среды, в которой несовершеннолетние могут эффективно участвовать в данной процедуре.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. N 237.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. N 249.
3. Бандурк А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002. – 596 с.
4. Морозова Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для обучающихся по программам специалитета и магистратуры. — СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. — 99 с.