СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГУФСИН РОССИИ
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГУФСИН РОССИИ
ANTI-CORRUPTION SYSTEM IN THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Galina Novikova
Student, Ural State Economic University, Russia, Ekaterinburg
Vladislav Shvedov
Ph.D. history Sciences, Associate Professor, Ural State Economic University, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию мер по противодействию коррупции в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Коррупция в правоохранительных органах, в том числе и в пенитенциарном ведомстве, представляет собой одну из наиболее острых и сложных проблем современного общества. В работе рассматриваются ключевые факторы, способствующие возникновению коррупционных правонарушений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, такие как низкий уровень социальной и правовой защиты, некачественный отбор кадров, низкая профессиональная квалификация, нездоровый морально-психологический климат и другие. Анализируются и предлагаются конкретные меры по совершенствованию антикоррупционного образования в ведомственных образовательных учреждениях, включая повышение правовой грамотности и квалификации сотрудников, улучшение внутреннего морально-психологического климата, а также усиление контроля за проведением экзаменов и зачетов. Подчеркивается необходимость создания достойных условий жизни для сотрудников, что является фундаментом для снижения коррупционных рисков. Отдельное внимание уделено необходимости реформирования Управления собственной безопасности ФСИН и укреплению взаимодействия с надзорными органами, такими как прокуратура. Важный акцент сделан на поднятии имиджа ФСИН среди населения и студентов юридических вузов. Работа также рассматривает методы повышения прозрачности и объективности процессов предоставления увольнений, отпусков, и назначения в суточные наряды. Результаты исследования показывают, что комплексный и системный подход к антикоррупционному образованию и реформированию внутренних процессов в системе ФСИН может значительно укрепить служебную дисциплину и законность, а также улучшить оперативную обстановку и доверие общества к системе исполнения наказаний в России.
Abstract. This paper is devoted to the study of measures to combat corruption in the Federal Penitentiary Service (FSIN) of Russia. Corruption in law enforcement agencies, including the penitentiary department, is one of the most acute and complex problems of modern society. The paper examines the key factors contributing to the emergence of corruption offenses among employees of the penal system, such as a low level of social and legal protection, poor selection of personnel, low professional qualifications, an unhealthy moral and psychological climate, etc. Specific measures to improve anti-corruption education in departmental educational institutions are analyzed and proposed, including increasing the legal literacy and qualifications of employees, improving the internal moral and psychological climate, as well as strengthening control over the conduct of exams and tests. The need to create decent living conditions for employees is emphasized, which is the foundation for reducing corruption risks. Special attention is paid to the need to reform the FSIN Internal Security Directorate and strengthen interaction with supervisory bodies, such as the prosecutor's office. An important emphasis is placed on raising the image of the FSIN among the population and students of law schools. The work also examines methods for increasing the transparency and objectivity of the processes of granting dismissals, vacations, and assignments to daily duty. The results of the study show that a comprehensive and systematic approach to anti-corruption education and reform of internal processes in the FSIN system can significantly strengthen service discipline and legality, as well as improve the operational environment and public confidence in the penal system in Russia.
Ключевые слова: коррупция, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), правоохранительные органы, антикоррупционное образование.
Keywords: corruption, Federal Penitentiary Service (FSIN), law enforcement agencies, anti-corruption education.
Система противодействия коррупции в ГУФСИН России занимает важное место в обеспечении правопорядка и стабильности в системе исполнения наказаний. Коррупция представляет собой одну из наиболее распространенных и сложных проблем государственного управления как в России, так и в мире в целом. Она подрывает доверие граждан к государственным институтам, разрушает экономику и препятствует социальному развитию. Особенно остро коррупционные проявления ощущаются в правоохранительных органах и системе исполнения наказаний, где любое отклонение от правовых норм может привести к серьезным негативным последствиям, включая нарушение прав человека и недопущение справедливого правосудия. Противодействие коррупционным проявлениям в ГУФСИН Российской Федерации является приоритетной задачей, поскольку именно этот орган отвечает за исполнение наказаний и соблюдение законности в местах лишения свободы. Обеспечение чистоты рядов сотрудников этой структуры, а также борьба с любыми видами коррупционных проявлений и злоупотреблений должностными полномочиями требует создания комплексной и эффективной системы.
Актуальность исследования и разработки мер по противодействию коррупции в ГУФСИН России обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, это необходимость обеспечения прав и свобод граждан, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний. Коррупционные практики могут нарушать их права, создавать дискриминационные условия и препятствовать доступу к справедливому отношению со стороны администрации учреждений. Во-вторых, высокий уровень коррупции подрывает доверие общества к системе исполнения наказаний, что в свою очередь может вызвать недовольство, протесты и дестабилизацию обстановки в колониях и тюрьмах. В-третьих, коррупция значительно снижает эффективность работы ГУФСИН, так как ресурсы, которые должны быть направлены на улучшение условий содержания осужденных и повышение квалификации персонала, используются неэффективно или даже незаконно [4]. Проблема коррупции носит международный характер, и многие страны сегодня активно разрабатывают и внедряют антикоррупционные программы и меры, основанные на лучших мировых практиках. Опыт зарубежных государств может служить полезным примером и для России, в частности для ГУФСИН. Международное сотрудничество в этой области способствует обмену успешными методами и подходами, что позволяет улучшать и адаптировать собственные антикоррупционные программы.
Снижение уровня коррупции в правоохранительных органах, включая пенитенциарные ведомства, на современном этапе остается одной из приоритетных задач государственных органов. В условиях глобализации и роста информационного поля, проблема коррупции приобретает новый уровень остроты, требуя максимально эффективных подходов к её решению. В случае с уголовно-исполнительной системой (УИС) России, эта задача становится еще более сложной ввиду специфики самой системы, её замкнутости и особого статуса. Актуальность данной проблемы подчеркивается многочисленными исследованиями и опросами специалистов, которые выявили ряд факторов, способствующих правонарушениям среди сотрудников УИС.
Решением задач по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных преступлений занимается Управление собственной безопасности (УСБ) ФСИН России. Однако этот орган сталкивается с критикой из-за своей «закрытости». Фактически, выявление коррупции в УИС является «монополией» УСБ ФСИН, что создаёт конфликты интересов. Парадоксально, но чем больше коррупционных преступлений выявляется, тем ниже рейтинг учреждения, что автоматически снижает заинтересованность самого ведомства в обнаружении этих преступлений. Рейтинговая оценка работы территориальных органов и учреждений УИС, введенная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 сентября 2003 г. № 223, играла большую роль в мотивации работы коллективов. Однако, по мнению многих экспертов, такая система оценок способствовала более высокому уровню латентности коррупционной преступности [6]. Руководители учреждений, стремясь к высокому рейтингу, иногда проявляют терпимость к коррупции в своих рядах, чтобы не испортить показатели.
Современные вызовы требуют нового переосмысления подходов к методике и тактике реализации антикоррупционного образования. Необходимо минимизировать негативное влияние коррупционных рисков и нейтрализовать условия их возникновения в профессиональной деятельности сотрудников УИС. Внедрение новых технологий и методов повышения уровня осведомленности о коррупционных угрозах, а также систематическое проведение профилактических мероприятий, заметно укрепят общее состояние служебной дисциплины и законности. Все эти меры вместе взятые составляют основу для оздоровления оперативной обстановки в ФСИН России. Совместные усилия всего коллектива, единое осмысление и понимание происходящих преобразований и требований времени будут способствовать выведению антикоррупционного образования на новый качественный уровень.