Статья:

Гласность, как основной принцип нормотворческой деятельности

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Тоскина Е.А., Семенов С.А. Гласность, как основной принцип нормотворческой деятельности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 62-66.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гласность, как основной принцип нормотворческой деятельности

Тоскина Елена Александровна
магистрант Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказания России, РФ, г. Владимир
Семенов Сергей Александрович
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказания России, РФ, г. Владимир

 

Glasnost as the basic principle of standard-setting activity

 

Elena Toskina

is a master student of the Vladimir law Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Russia, Vladimir

Sergey Semenov

candidate of law, associate Professor, associate Professor of the Department of public law disciplines of the faculty of law and management of the Vladimir law Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Russia, Vladimir

 

Аннотация. Нормотворчество является одной из основных функций государства. Поскольку современное российское законодательство часто подвергается активному реформированию, то различным аспектам правотворчества придается особое значение.

У нормотворческого процесса   есть свои принципы, то есть основные начала, на которых базируется данный процесс, а гласность в свою очередь является одним из основных принципов нормотворчества.

Abstract. Norm-setting is one of the main functions of the state. Since modern Russian legislation is often subject to active reform, various aspects of law-making are given special importance.

The rule-making process has its own principles, that is, the basic principles on which this process is based, and transparency, in turn, is one of the basic principles of rule-making

 

Ключевые слова. Нормотворчество; принцип; гласность; открытость; информирование.

Keywords. Rulemaking; principle; transparency; openness; information

 

В настоящее время принципы отражают основные ценности, на которые ориентируется   право, деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, то есть это «отправные точки», показывающие вектор правового регулирования.

Как любая правовая  деятельность  нормотворчество основывается на определенных принципах.

Среди ученых имеются различные точки зрения относительно принципов нормотворчества. В частности, Н.В. Козлова  отмечает, что основными конституционными требованиями нормотворческого процесса являются:

- законность  принятия нормативных актов;

- обеспечение гласности при разработке и принятии нормативных актов;

- отражение  участия населения в данном процессе;

- согласованность правовых актов федерального и регионального уровня, подчинение вторых первым;

- наличие  механизмов реализации принятых нормативных актов;

- единство и полнота данного процесса;

- доступность информации о данном процессе[4,С.9.] [4].

По мнению С.В. Кабышева, принципами нормотворчества  в Российской Федерации являются:

-научная обоснованность,

-гласность,

-демократизм,

-профессионализм,

- системность,

- социально-политическая обусловленность,

- учет  нравственно-ценностных  устоев  и  культурных  традиций общества[3, С.207]. [3].

Впервые термин «гласность»   стал  использоваться в России в конце 1850-х годов, обозначая ослабление цензурного контроля за печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы   судебных органов.

В период советской власти, несмотря на юридическое закрепление принципа гласности в основных нормативно-правовых актах, формально открытость  была сведена к минимуму. И лишь во времена перестройки термин «гласность» активно входит в обиход повседневной и юридической жизни. В 1987 году началась проводиться реформа «гласность — перестройка — ускорение», провозглашенная Генеральным  секретарем ЦК КПСС М. С.Горбачёвым[1,С. 6]. [1].

В настоящее время термин «гласность» означает:   доступность общественному ознакомлению, обсуждению; общеизвестность какого-то процесса; публичность (осуществление какой-либо деятельности в присутствии публики). Другими словами, гласность означает открытость, «прозрачность» нормотворчества.

Д.С.  Михеев  пишет, что гласность заключается в открытости обсуждения и принятия нормативных актов, доведении до всеобщего сведения правовых решений. Внедрению принципа гласности способствует выявление многообразных мнений и принятии на этой основе оптимальных эффективных решений[5, С.171]. [5].

Принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, а также гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.

А.А. Дмитриева  отмечает, что принцип гласности можно рассматривать в двух значениях. В узком смысле он означает открытость деятельности государственных органов. В широком смысле  -   конституционный   принцип, характеризующий взаимодействие государственных и негосударственных структур общества[2, С.87]. [2]. 

Принцип  гласности  имеет следующие характерные черты:

- доступ населения к информации о деятельности органов власти;

- открытость и публичность деятельности органов власти;

- выявление и учет мнения населения при принятии решений органами власти;

- возможность населения влиять на выработку решений органов власти;

- общественный контроль граждан и других институтов гражданского общества за деятельностью органов власти;

- ответственность и отчетность органов власти.

Значение принципа гласности заключается в следующем. Во-первых, принцип гласности позволяет развивать демократические начала в общественной жизни, позволяет гражданам знакомиться с деятельностью этих органов, оценивать её, определять значимости и выявлять недостатки. Во-вторых, принцип гласности оказывает воспитательное воздействие на граждан и должностных лиц с целью формирования у них убеждения о недопустимости правонарушений.

Поэтому, сущность  принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всех государственных  органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой - в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом.

Принцип гласности проявляется в:

- информировании населения о состоянии законности; о мероприятиях, проводимых государственными органами, 

- информировании органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

Следовательно, принцип гласности – это принцип права, который  обеспечивает информированность общественности о законодательной деятельности конкретных государственных органов. 

Сущность  данного принципа заключается в том, что, с одной стороны, законодательная  деятельность органов власти является  открытой для граждан, а, с другой, – все органы власти обязаны предоставлять гражданам    полную и достоверную информацию о своей деятельности.

Признаками принципа  гласности  являются: доступ населения к информации о законодательной деятельности органов власти;  открытость и публичность деятельности органов власти в рамках принятия новых нормативных актов;  выявление и учет мнения населения при принятия новых нормативных актов;  возможность населения влиять на принятие новых нормативных актов;  общественный контроль граждан и других институтов гражданского общества за деятельностью органов власти.

 

Список литературы:
1. Вавилов  Н. С. Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления //Административное и муниципальное право. -2016. - № 1.- С. 6.
2. Дмитриева  А. А. Безопасность участников процесса в судебном разбирательстве по уголовному делу  //Уголовное право. -2015.  -№ 6. - С. 87.
3. Кабышев  С. В.Координация правотоворчества  //Lex Russica. -2017. - № 1. - С. 207 
4. Козлова  Н.В. Правовые аспекты организации общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов  //Гражданское общество в России и за рубежом.-2016. - № 3. - С. 9
5. Михеев  Д. С. Актуальные проблемы гласности в обеспечении общественного контроля в муниципальных образованиях  //Актуальные проблемы экономики и права. -2015. - № 2. - С. 171.