Статья:

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ИНДИИ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Громов С.И. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ИНДИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ИНДИИ

Громов Станислав Игоревич
магистрант, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

HISTORY OF THE LEGAL REGULATION OF POLITICAL PARTIES IN INDIA

 

Stanislav Gromov

Student, People’s Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. Современная политическая система немыслима без политических партий. В данной статье разбирается история законодательства, регулирующего организацию и деятельность политических партий Индии.

Abstract. Modern political system cannot be imagined without political parties. This article discusses history of law regarding organization and activity of political parties in India.

 

Ключевые слова: история, правовое регулирование, политическая партия Индии.

Keywords: history, legal regulation, political party of India.

 

Политическая система практически любого современного государства не может обойтись без такого института, как политические партии. Политические партии выражают интересы тех или иных слоёв населения, причём делают они это независимо от того, является ли политическая система определённого государства многопартийной или нет. Создание политической партии является одним из способов реализации права на объединение, закреплённого Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах.

В контексте правового регулирования политических партий Индия представляет особый интерес ввиду того, что в этой стране действует весьма либеральное законодательство о политических партиях. Индия- настолько политически свободное государство, что в ней разрешено создание не только федеральных политических партий, но и политических партий, действующих в отдельных штатах Индии и имеющих ярко выраженную регионалистскую направленность[3, ст. 29], доходящую временами чуть ли не до сепаратизма. Более того, в индийском законодательстве нет даже запрета на создание политических партий с религиозной идеологией [3, ст. 31], чем пользуются как индуисты, так и мусульмане.

Разумеется, существование столь либерального регулирования организации и деятельности политических партий не может не иметь своих исторически обусловленных причин. Для того, чтобы выявить эти причины, необходимо тщательно исследовать историю возникновения политических партий в Индии и создания там законодательства, регулирующего их организацию и деятельность.

Деление людей в зависимости от их политических предпочтений на всевозможные политические группировки и клубы-явление отнюдь не новое, подобные формы самоорганизации вовлечённых в политику людей известны в западном мире ещё со времён Древней Греции. В Индии такого рода объединения, которые никак не были урегулированы законами и которые представляли собой непостоянные группировки аристократов, также существовали. Однако говорить о возникновении именно политических партий с определёнными идеологией и структурой можно лишь в конце XIX века, то есть, в годы британского владычества на полуострове Индостан. Англичане, естественно, воспринимали любые попытки индийцев в самоорганизацию резко негативно. Ещё жива была память о восстании сипаев 1857-1859 г.г., и Британская Ост-Индская компания, мягко говоря, не желала повторения тех событий. Разумеется, любые политические организации коренного населения были под запретом[4, с. 190].

Однако многочисленные социально-экономические противоречия, которые необходимо было как-то решать, в Индии никуда не делись. Со временем британские колонизаторы осознали, что если они не позволят индийцам принимать хотя бы ограниченное участие в решении вопросов социально-политического характера, то народы Индии возьмут это право силой. Таким образом, уже в 1885 году группой индийских либералов была создана первая политическая партия Индии- Индийский национальный конгресс[5, с.84]. Невзирая на своё название, состояла эта партия отнюдь не из индийских националистов, а из предельно умеренных реформистов либерального толка, которые отнюдь не желали независимости Индии от британского владычества, а требовали лишь улучшения положения Индии в составе Британской империи[5, с.85].

Несмотря на то, что ИНК был откровенно лоялистской структурой, наличие у индийцев хотя бы такой легальной политической организации, в какой-то мере отстаивающей их права и интересы, не на шутку пугало консервативное крыло британской колониальной организации, да и Парламенту Соединённого Королевства было невыгодно идти на какие-либо уступки, ведь эти уступки означали бы рост значимости зарождающейся индийской буржуазии, которая могла бы конкурировать с британскими промышленниками как минимум на территории Индийского субконтинента. Именно поэтому в то время в Британской Индии и не появилось никакого законодательства, регулирующего организацию и деятельность политических партиях. В Законе об индийских советах от 1892 года не было даже понятия политической партии []. Соответственно, процедуры регистрации политических партий тоже не было. Организация и деятельность Индийского национального конгресса регулировались исключительно его уставом.

Шли годы, Британская империя постепенно приходила в упадок, что выражалось в том числе в подъёме национально-освободительных движений в британских колониях, включая Индию. Умеренная политика Индийского национального конгресса перестала отвечать потребностям развивающегося индийского общества, радикализации которого способствовала Первая мировая война. Индийское общество требовало перемен, и ослабленная Британская империя была вынуждена идти на уступки. В 1919 году британским парламентом был принят Акт об управлении Индией, который расширил полномочия как провинциальных законодательных советов, так и Законодательной Ассамблеи Индии, которая наконец-то из фактически консультативного органа стала настоящим парламентом[1, ст.26]. Кроме того, законодательные советы провинций наконец-то стали полностью выборными, тем самым, произошло полноценное разделение между законодательной и исполнительной ветвями власти [1, ст.30]. Законодательная Ассамблея Индии, однако, полностью выборной так и не стала, но несмотря на это Акт об управлении Индией от 1919 г. стал гигантским шагом вперёд в контексте политических прав и свобод населения Индийского субконтинента.

Несмотря на то, что в Акте об управлении Индией от 1919 г. нет даже самого понятия «политической партии», фактически роль политических партий сильно возросла ввиду увеличения значимости выборных органов власти и общего повышения политической активности населения. В связи с этим начали появляться альтернативные Индийскому национальному конгрессу партии, в частности Всеиндийская мусульманская лига и Коммунистическая партия Индии[8, с.9]. Именно идеологическому многообразию возникших в 1920-е политических партий в Британской Индии современная Индия обязана сверхлиберальному правовому регулированию организации и деятельности политических партий. Тем не менее, все эти партии с 1920-х открыто выступали за независимость Индии, даже ранее лоялистский Индийский национальный конгресс радикализировался в то время. Разумеется, такого рода призывы были уголовно наказуемыми, вот только ничего сделать ослабевшая Британская империя уже не могла. Дальнейшие законодательные акты, принятые в последние десятилетия британского господства в Индии, практически не изменили неопределённого и квазилегального статуса этих организаций. Какого-либо отработанного правового механизма регистрации политических партий не было, регистрации подлежали отнюдь не партии, а кандидаты на выборные должности [1, с.29]. Выборы проходили по мажоритарной системе, поэтому такое положение вещей работало аж до 1950-х. Таким образом, разрозненность регулирования и отсутствие в законодательстве даже самого определения политической партии являются отличительными признаками британского периода правового регулирования политических партий Индии.

После Второй Мировой войны, точнее- в 1947 году, Индия получила независимость. Перед государством встало множество задач, в частности, урегулирование отношений между множеством кардинально отличающихся по идеологии политических сил. Таким образом, необходимостью стало формирование законодательства, регулирующего организацию и деятельность политических партий. Уже в 1951 г. в Индии был принят Закон о народном представительстве (The Representation of The People Act, 1951), в котором впервые в истории индийского права появилось не только само понятие «политической партии», но и его определение[3, ст. 2]. Согласно данному определению, политическая партия в Индии представляла собой ассоциацию граждан Индии, зарегистрированную Избирательной комиссией Индии в качестве политической партии. Тем же нормативно-правовым актом был установлен и порядок регистрации политических партий [3, ст.29А]. Кроме того, политические партии получили возможность открыто и законно собирать пожертвования, выдвигать кандидатов на выборах, менять кандидатов в случае их смерти и т.д. Разумеется, Законом Индии о народном представительстве реформы не ограничились. Дальнейшие нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность политических партий, однако, были в основном не законами, а подзаконными актами, которые принимались Избирательной комиссией Индии. Однако приняты эти акты были в 1960-е-1970-е г.г., то есть, прогресс реформ правового регулирования политических партий в Индии был небыстрым. К подзаконным актам, регулирующим организацию и деятельность политических партий в Индии, относятся Правила поведения парламентских выборов от 1961 г., Правила проведения выборов Президента и Вице-президента Индии от 1974 г., а также Модельный кодекс поведения для руководителей политических партий и кандидатов на выборах. С 1970-х и до нашего времени никаких особых реформ законодательства, регулирующего политические партии, в Индии не проводилось. Это объясняется, в первую очередь, тем, что никаких серьёзных изменений политической системы, наподобие революций или резких комплексных реформ, в Индии в те годы не было, а существующая политическая система, включающая в себя и политические партии, устраивает большинство истеблишмента. Таким образом, либеральное регулирование организации и деятельности политических партий в совокупности с наличием чёткого их определения в законодательстве, а также использование для регулирования организации и деятельности политических партий как законов, так и подзаконных актов являются отличительными признаками современного этапа правового регулирования политических партий Индии. Подводя итоги, уточню, что, в соответствии с данными проведенного мной исследования, история правового регулирования политических партий Индии делится на 2 этапа: британский и современный.

 

Список литературы:
1. Акт об управлении Индией от 1919 г. (Government of India Act, 1919.) [Электронный ресурс]//Constitutionofindia.net- Электрон. дан.- Режим доступа: https://www.constitutionofindia.net/historical-constitution/government-of-india-act-1919/[Дата обращения: 15.05.2025]
2. Белоусова Л.А. «Закон об управлении Индией 1935 года и его оценка современниками» [Электронный ресурс]// «Киберленинка»- Электрон. дан.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-ob-upravlenii-indiey-1935-goda-i-ego-otsenka-sovremennikami[Дата обращения: 25.05.2025]
3. Закон Индии о народном представительстве от 1951 года (The Representation of the people act, 1951) (в действующей редакции) [Электронный ресурс]/Официальный сайт Правительства Индии-Электрон. дан.- Режим доступа: https://www.thc.nic.in/Central%20Governmental%20Acts/Representation%20of%20the%20People%20Act,%201951.pdf[Дата обращения: 10.05.2025]
4. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. «Уголовный кодекс Индии 1860 года: история создания и характерные черты»// Правоведение-2017 г.-с. 183-206
5. Никитин Д.С. «Политические требования Индийского национального конгресса в 1885-1907 г.г.» [Электронный ресурс]// «Киберленинка»- Электрон. дан.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-trebovaniya-indiyskogo-natsionalnogo-kongressa-v-1885-1907-gg[Дата обращения: 17.05.2025]
6. Правила проведения выборов Президента и Вице-президента Индии от 1974 года (The Presidential and Vice-presidential election rules) (в действующей редакции) [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Избирательной комиссии Индии-Электрон. дан.- Режим доступа: https://upload.indiacode.nic.in/showfile?actid=AC_CEN_3_20_00036_195231_1517807328441&type=rule&filename=The_Presidential_and_Vice-Presidential_Elections_Rule%201974.pdf[Дата обращения: 18.05.2025]
7. Шкитин Д.И. «Акт об управлении Индией 1919 года и образование легислатур как начало "передачи власти" в Британской Индии»// «Вестник Томского государственного университета. История», 2019-№5- с. 114-120
8. Шлыкова Н.Б. «Политические партии Индии: история развития и правовое положение» [Электронный ресурс]// «Киберленинка»- Электрон. дан.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-partii-indii-istoriya-razvitiya-i-pravovoe-polozhenie[Дата обращения: 1.06.2025]
9. A. Avasthi “Political parties in India”// The Indian Journal of Political Science-1951-Vol. 12- No. 1-pp. 6-12
10. Adam W. (Adam Weston) Ziegfeld “Rule of Law and Party Systems: A Study of Regional Political Parties in India” [Электронный ресурс]// ResearchGate- Электрон. дан.- Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/265122038_Rule_of_Law_and_Party_Systems_A_Study_of_Regional_Political_Parties_in_India[Дата обращения: 4.06.2025]