Статья:

Актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности в России

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Печерских А.В. Актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности в России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 46-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности в России

Печерских Анна-Мария Валериевна
магистрант Тольяттинского Государственного Университета, Институт права, юрист ООО "ЮЛМА Консалтинг", РФ, г. Озёрск

 

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TOURIST ACTIVITY IN THE RUSSIA FEDERATION

 

Anna-Maria Pecherskikh

master student Togliatti State University, Institute of Law, Lawyer LLC "YLMA Consulting", RF, Ozersk

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, значительная часть которых связана с необходи­мостью защиты прав и интересов сторон туристского договора, в том числе, потребителей туристских услуг согласно закону о правах потре­бителей и определением механизмов такой защиты.

Цель написания данной статьи заключается в том, чтобы выявить особенности и проблемы правового регулирования туристской деятель­ности в Российской Федерации.

Методом исследования является нормативно-логический метод исследования.

Abstract. The article deals with issues related to the problems of legal regulation of tourist activities in the Russian Federation, a significant part of which is associated with the need to protect the rights and interests of the parties to the tourist agreement, including consumers of tourist services under the law on consumer rights and the definition of mechanisms for such protection.

The purpose of this article is to identify the features and problems of legal regulation of tourist activities in the Russian Federation.

The method of research is a normative-logical method of research.

 

Ключевые слова: туристское право; гражданско-правовые отношения; туроператоры; туристическое агентство; туризм; защита прав потребителей; туристский договор.

Keywords: tourism law; civil law relations; tour operators; travel Agency; tourism; consumer protection; tourist agreement.

 

В литературе на сегодняшний день справедливо отмечено, что про­цесс формирования законодательства в сфере туризма еще не закончен.

В России законодательство в сфере туризма только недавно стало приводиться в соответствие с международными нормами и требованиями и в соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [3].

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью усовер­шенствования законодательной базы в сфере туризма, повышения конт­роля политической власти и государственных институтов за надлежащим исполнением туристическими организациями своих обязательств, обеспечения безопасности туристов и создание благопри­ятных условий для развития сферы туризма на территории Российской Федерации.

Важную роль в законодательном обеспечении современного туризма сыграло принятие 24 ноября 1996 года Федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором были определены принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристического рынка в РФ [8].

Он содержит основные понятия, права и обязанности участников, особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта.

Однако данная отрасль еще в недостаточной мере урегулирована и имеет много нерешенных проблем. Некоторые из них оперативно решаются государством, некоторые ‑ нет. Так, из-за финансовых трудностей ряд туроператоров фактически «бросил» несколько тысяч граждан РФ за рубежом.

При этом, они не выполнили свои обязательства и туристы вынуждены были повторно оплачивать проживание в гостиницах, перелет и т. д. В ситуацию было вынуждено вмешаться государство и за свой счет вывозить людей.

В связи с этим Федеральным законом от 2 марта 2016 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» был принят ряд существенных изменений [7].

В частности, в дополнение к существующим гарантиям форми­руется механизм ответственности туроператоров, подразумевающий создание фондов персональной ответственности с целью финансирования ассоциацией «Турпомощь» расходов при чрезвычайных ситуациях [1].

Актуальной является проблема разграничения прав собственности. Многие объекты историко-культурного наследия, которые способны привлечь туристов в настоящее время не имеет собственника.

Без должного обслуживания и вложений они разрушаются, приходят в негодность.

Также не урегулированы в полной мере отношения, регулирующие право собственности и пользования в отношении рекреационных земель для целей туризма.

Недостаточно интенсивно развиваются из-за отсутствия законода­тельной базы многие перспективные виды туризма (экологический, аграрный).

Поэтому необходимо провести корректировку налогового законода­тельства в части предоставления льгот инвесторам в объекты индустрии туризма и гостеприимства.

На сегодняшний день невыгодно вкладывать деньги в эти объекты из-за дороговизны земли, инвестиции окупаются долго.

Недостатком правового регулирования туризма является то, что на сегодняшний день данную сферу регулирует только Закон РФ от 9 января 1996 года № 2 ФЗ «О защите прав потребителей» [5] и Положение о лицензировании международной туристической деятель­ности (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 года № 1222) [6]. Также следует упомянуть Конституцию, Граж­данский кодекс [2] и трудовой кодекс [4].

Закон «О защите прав потребителей» обеспечивает защиту прав клиентов турфирм и фактически обозначает обязанности последних при выполнении туристических услуг.

Положение о лицензировании международной туристической деятельности содержит основы системы лицензирования и разрешает введение конкретных количественных и качественных ограничений, а также собственно выдачу лицензий по туризму местным органам власти и управления - что, в общем-то, является достаточно спорным моментом.

На сегодняшний день движение в данном направлении есть – утверждена типовая туристическая путевка.

Однако, данная сфера в большей части не урегулирована.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительный прогресс в данной области правовое регулирование туризма в Российской Федерации еще далеко от совершенства и ему еще предстоит пройти большой путь.

В целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности предлагается в ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятель­ности в РФ» определить экскурсионную услугу как: «деятельность по организации экскурсии, предоставляемой в течении от одного академического часа до 24 часов по месту (или вне месте) жительства заказчика (экскурсанта) с целью получения информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения».

Также в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» следует добавить раздел «Возмездное оказание туристских услуг».

Следует дать определение договора туристской услуги и закрепить нормы о сторонах, предмете, основании, форме, содержании и порядке заключения, исполнения, изменения и расторжения туристского договора.

 

Список литературы:
1. Ассоциация «Турпомощь». [Электронный ресурс]. Официальный сайт. - Режим доступа: http://tourpom.ru (Дата обращения 06.11.2018).
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140.
6. Постановление Правительства РФ от 25.12.1993 № 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 03.01.1994, № 1, ст. 12.
7. Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» // «Собрание законодательства РФ», 07.03.2016, № 10, ст. 1323.
8. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законода¬тельства РФ», 02.12.1996, № 49, ст. 5491.