Актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности в России
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности в России
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TOURIST ACTIVITY IN THE RUSSIA FEDERATION
Anna-Maria Pecherskikh
master student Togliatti State University, Institute of Law, Lawyer LLC "YLMA Consulting", RF, Ozersk
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, значительная часть которых связана с необходимостью защиты прав и интересов сторон туристского договора, в том числе, потребителей туристских услуг согласно закону о правах потребителей и определением механизмов такой защиты.
Цель написания данной статьи заключается в том, чтобы выявить особенности и проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации.
Методом исследования является нормативно-логический метод исследования.
Abstract. The article deals with issues related to the problems of legal regulation of tourist activities in the Russian Federation, a significant part of which is associated with the need to protect the rights and interests of the parties to the tourist agreement, including consumers of tourist services under the law on consumer rights and the definition of mechanisms for such protection.
The purpose of this article is to identify the features and problems of legal regulation of tourist activities in the Russian Federation.
The method of research is a normative-logical method of research.
Ключевые слова: туристское право; гражданско-правовые отношения; туроператоры; туристическое агентство; туризм; защита прав потребителей; туристский договор.
Keywords: tourism law; civil law relations; tour operators; travel Agency; tourism; consumer protection; tourist agreement.
В литературе на сегодняшний день справедливо отмечено, что процесс формирования законодательства в сфере туризма еще не закончен.
В России законодательство в сфере туризма только недавно стало приводиться в соответствие с международными нормами и требованиями и в соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [3].
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью усовершенствования законодательной базы в сфере туризма, повышения контроля политической власти и государственных институтов за надлежащим исполнением туристическими организациями своих обязательств, обеспечения безопасности туристов и создание благоприятных условий для развития сферы туризма на территории Российской Федерации.
Важную роль в законодательном обеспечении современного туризма сыграло принятие 24 ноября 1996 года Федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором были определены принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристического рынка в РФ [8].
Он содержит основные понятия, права и обязанности участников, особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта.
Однако данная отрасль еще в недостаточной мере урегулирована и имеет много нерешенных проблем. Некоторые из них оперативно решаются государством, некоторые ‑ нет. Так, из-за финансовых трудностей ряд туроператоров фактически «бросил» несколько тысяч граждан РФ за рубежом.
При этом, они не выполнили свои обязательства и туристы вынуждены были повторно оплачивать проживание в гостиницах, перелет и т. д. В ситуацию было вынуждено вмешаться государство и за свой счет вывозить людей.
В связи с этим Федеральным законом от 2 марта 2016 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» был принят ряд существенных изменений [7].
В частности, в дополнение к существующим гарантиям формируется механизм ответственности туроператоров, подразумевающий создание фондов персональной ответственности с целью финансирования ассоциацией «Турпомощь» расходов при чрезвычайных ситуациях [1].
Актуальной является проблема разграничения прав собственности. Многие объекты историко-культурного наследия, которые способны привлечь туристов в настоящее время не имеет собственника.
Без должного обслуживания и вложений они разрушаются, приходят в негодность.
Также не урегулированы в полной мере отношения, регулирующие право собственности и пользования в отношении рекреационных земель для целей туризма.
Недостаточно интенсивно развиваются из-за отсутствия законодательной базы многие перспективные виды туризма (экологический, аграрный).
Поэтому необходимо провести корректировку налогового законодательства в части предоставления льгот инвесторам в объекты индустрии туризма и гостеприимства.
На сегодняшний день невыгодно вкладывать деньги в эти объекты из-за дороговизны земли, инвестиции окупаются долго.
Недостатком правового регулирования туризма является то, что на сегодняшний день данную сферу регулирует только Закон РФ от 9 января 1996 года № 2 ФЗ «О защите прав потребителей» [5] и Положение о лицензировании международной туристической деятельности (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 года № 1222) [6]. Также следует упомянуть Конституцию, Гражданский кодекс [2] и трудовой кодекс [4].
Закон «О защите прав потребителей» обеспечивает защиту прав клиентов турфирм и фактически обозначает обязанности последних при выполнении туристических услуг.
Положение о лицензировании международной туристической деятельности содержит основы системы лицензирования и разрешает введение конкретных количественных и качественных ограничений, а также собственно выдачу лицензий по туризму местным органам власти и управления - что, в общем-то, является достаточно спорным моментом.
На сегодняшний день движение в данном направлении есть – утверждена типовая туристическая путевка.
Однако, данная сфера в большей части не урегулирована.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительный прогресс в данной области правовое регулирование туризма в Российской Федерации еще далеко от совершенства и ему еще предстоит пройти большой путь.
В целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности предлагается в ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определить экскурсионную услугу как: «деятельность по организации экскурсии, предоставляемой в течении от одного академического часа до 24 часов по месту (или вне месте) жительства заказчика (экскурсанта) с целью получения информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения».
Также в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» следует добавить раздел «Возмездное оказание туристских услуг».
Следует дать определение договора туристской услуги и закрепить нормы о сторонах, предмете, основании, форме, содержании и порядке заключения, исполнения, изменения и расторжения туристского договора.