ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА: ТЕНДЕНЦИИ БОРЬБЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

CV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА: ТЕНДЕНЦИИ БОРЬБЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
TERRORISM AND EXTREMISM AS A GLOBAL THREAT: TRENDS IN THE FIGHT AGAINST THEM AND INTERNATIONAL EXPERIENCE IN COUNTERING THEM
Elena Voropaeva
Teacher, Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don
Polina Kashlikova
Student, Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье анализируются тенденции борьбы и международный опыт противодействия терроризму и экстремизму как глобальной угрозы. Отмечается, что борьба с терроризмом и экстремизмом является актуальной проблемой для многих стран, поскольку масштабность данных преступлений и многочисленность жертв вызывают беспокойство у всего мирового сообщества. Автор делает вывод о том, что системная реализация профилактических мер, а также выявление и устранение факторов, обусловливающих распространение идеологии терроризма и экстремизма, обеспечат результативность профилактики и противодействия насаждению и деструктивному влиянию указанных негативных явлений.
Abstract. This article analyzes trends and international experience in countering terrorism and extremism as a global threat. It is noted that the fight against terrorism and extremism is a pressing issue for many countries, as the scale of these crimes and the large number of victims are a cause for concern for the entire international community. The author concludes that systematic implementation of preventive measures, as well as identifying and addressing the factors that contribute to the spread of terrorist and extremist ideology, will ensure effective prevention and counteraction to the spread and destructive influence of these negative phenomena.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, тенденции, борьба, международный опыт, противодействие.
Keywords: terrorism, extremism, trends, struggle, international experience, counteraction.
В настоящее время многие государства современного мира сталкиваются с нарастающими глобальными угрозами распространения терроризма и экстремизма. Небывалый всплеск данных преступлений и многочисленность жертв вызывают беспокойство у всего мирового сообщества. Противоправные действия экстремистов в виде агитации и пропаганды своей идеологии, распространение экстремистских материалов, вербовка, а также стимулирование к действиям радикального характера и преступные деяния террористов, такие как: захват заложников, похищение людей, наносят огромный политический, моральный, материальный и физический ущерб национальной безопасности любого государства. Угроза международного терроризма и экстремизма не теряет своей актуальности, более того, ее отличает потенциал к развитию. Российскому терроризму и экстремизму также присуща динамика. Наплыв ложных сообщений в ряде регионов России о минировании детских садов, школ, судов и учреждений здравоохранения, после начала специальной военной операции на Украине, не может не волновать общественность. Вследствие этого, противодействие терроризму и экстремизму является одной из ключевых проблем и задач обеспечения национальной безопасности.
Анализ статистических данных Главного информационно-аналитического центра МВД Российской Федерации свидетельствует об увеличении количества подобных преступлений. Так, в январе 2025 года в России было зарегистрировано 462 преступления террористического характера на 168,6% больше, чем в январе 2024 года, в их числе 269 терактов и 186 преступлений экстремистской направленности, прирост составил 102,2% [8].
Согласно отчету Глобального индекса терроризма GTI 2025 года, опубликованному Институтом экономики и мира IEP в марте 2025 года, число терактов увеличилось на 63% на Западе, больше всего пострадала Европа, где данный показатель удвоился до 67%. Самой смертоносной террористической организацией остается Исламское государство (далее - ИГ) (организация признана террористической и запрещенной в России), унесшей жизни 1805 человек. Страны с наивысшим уровнем террористической угрозы - Буркина-Фасо (8,581), Пакистан (8,374) и Сирия (8,00). В 2024 г. несколько западных стран сообщили, что каждому пятому подозреваемому в терроризме меньше 18 лет, причем большинство арестов, связанных с ИГ (организация признана террористической и запрещенной в России), в Европе, приходится на подростков [1].
Таким образом, официальные статистические данные подтверждают, что ситуация в мире остается напряженной, особенно в части противодействия распространению террористической и экстремистской идеологии среди молодежи.
Анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации и международных организаций: Организации Объединенных Наций (далее - ООН), Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС), Совета Европы позволил определить доминирующие тенденции борьбы с международным терроризмом и экстремизмом.
Тенденции борьбы с терроризмом включают: комплексный подход, сосредоточенный на профилактике и устранении коренных причин: политических, социально-экономических, идеологических, а также на правовом противодействии, укреплении антитеррористической защищенности объектов, борьбе с финансированием терроризма и использованием интернета в преступных целях. Важная роль отводится международному сотрудничеству, основанному на уважении прав человека и верховенства закона, а также взаимодействию государства с общественными и религиозными объединениями.
Тенденции борьбы с экстремизмом представлены усилением профилактических мер, особенно в молодёжной среде, с акцентом на образование и формирование толерантности, а также комплексным взаимодействием государственных органов, образовательных учреждений и гражданского общества. Основными мерами в данной области выступают: объявление предостережения, предупреждение, в том числе - недопустимость распространения экстремистских материалов с приостановлением деятельности религиозных и общественных объединений и даже их ликвидацией.
Международный опыт играет ключевую роль в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В рамках международного сотрудничества страны могут обмениваться передовым опытом и работать совместно над устранением коренных причин терроризма и экстремизма, а также способствовать пресечению возникновения новых форм их проявлений.
Многие страны, в том числе и Россия, подписали ряд международных правовых актов, направленных на противодействие мировому терроризму и экстремизму, в их числе: Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Финансовое и материальное обеспечение обусловливает масштабы терроризма и экстремизма. Это касается участия в террористической и экстремистской деятельности, распространения террористической и экстремистской идеологии, вовлечения в деятельность террористических и экстремистских организаций, обучения террористов и экстремистов. Кандидат юридических наук П. А. Глущенко в своем диссертационном исследовании «Криминологические основы противодействия финансированию экстремисткой и террористической деятельности» на основе проведенного анализа международно-правовых актов, отечественного законодательства и доктринальных источников, указывающих на взаимосвязи экстремизма и терроризма, делает вывод о том, что финансирование экстремистской и террористической деятельности (далее ФЭиТД) следует рассматривать как единый феномен, который образует группа однородных преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и ст. 205 УК РФ «Террористический акт» в силу их общих сущностных характеристик [4, С. 19, 23].
Автор анализирует положительный опыт Центрального банка РФ в области противодействия ФЭиТД в рамках осуществления внутреннего контроля, проверки деятельности кредитных организаций, повышения уровня прозрачности финансовых транзакций и снижения рисков ФЭиТД. Также им дается оценка эффективности предупредительной деятельности Росфинмониторинга в целом как высокая.
К мерам предупреждения ФЭиТД диссертант относит правовые, организационные, информационные, технические и образовательные.
Уголовное право зарубежных стран демонстрирует возможность широкой дифференциации наказания, предусматривая санкции за финансирование терроризма в виде лишения свободы, ограничения гражданских прав, штрафа, конфискации, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, варьируясь от достаточно мягкого наказания, например, в ФРГ - от 6 месяцев до 10 лет лишения свободы с возможностью смягчения или освобождения от наказания, до самого строгого - пожизненного лишения свободы в США.
Использование террористическими организациями и их сторонниками информационно - телекоммуникационных технологий и методов социальной инженерии для решения широкого круга задач, включая: вербовку, финансирование, пропаганду, подготовку исполнителей, подстрекательство к совершению террористических актов, сбор и распространение информации в террористических целях, а также для внутренних коммуникаций с целью обмена и передачи информации о планируемых и предстоящих террористических актах, и, соответственно, оказания им материальной поддержки [6, С. 194], привело к распространению самой опасной формы терроризма - кибертерроризму, приобретающего с каждым годом все более глобальный характер.
Кибертерроризм (кибертерракт) - комплекс незаконных действий в интернет - пространстве, создающих угрозу государственной безопасности и обществу в целом [2, С. 15 - 17].
В России уголовная ответственность за преступления, совершенные в интернет - пространстве регулируется различными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, преступления, совершенные по статье 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ» наказываются лишением свободы на четыре года со штрафом в размере двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за последние восемь месяцев [9].
Одним из важных шагов по предотвращению кибертеррактов в Российской Федерации стало подписанное 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге «Соглашение между Правительствами государства - членов Шанхайской организации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».
На международном уровне значительных успехов в борьбе по противодействию проявлениям терроризма и экстремизма в сети Интернет в настоящее время достигли Соединенные Штаты Америки. Так, в местах общественного пользования, таких как: школы, библиотеки, в которых имеется свободный доступ к Интернет - ресурсам доступ к материалам террористического и экстремистского характера ограничивают специальные фильтры.
В последние годы происходит рост числа миграции в том числе и в России, в частности из слаборазвитых стран Средней Азии.
Кандидат политических наук А. В. Чеботарев в своем диссертационном исследовании «Политика Российской Федерации по противодействию проявления экстремизма в современных миграционных процессах» отмечает особую опасность проявления экстремизма в современных миграционных процессах, из которых большинство имеют политическую окраску и оказывают деструктивное влияние на политические процессы. Экстремистская деятельность субъектов миграционного процесса, выражается в распространении радикальных теорий и идей, массовых беспорядках, росте преступлений экстремисткой направленности с участием мигрантов, экстремисткой деятельности мигрантов в отношении местного населения и местного населения в отношении мигрантов и даже в крайних проявлениях - терроризме [11, С. 3]. Именно поэтому многие политические лидеры, в том числе и стран Европейского союза (далее - ЕС) говорили об ограничении миграционных потоков в их государства, тем более, что потоки беженцев, как правило, носят нелегальный характер. В данных обстоятельствах страны ЕС и РФ вынуждены идти по пути ужесточения мер контроля в целом для населения и иммигрантов.
Например, Франция пошла на принятие закона о запрете ношения паранджи и хиджаба в общественных местах, который был одобрен Национальным собранием страны 13 июля 2010 года. За появление женщины в бурке или хиджабе в общественном месте полагается штраф в 150 евро. Мужчине, который будет принуждать свою жену носить такую одежду, придется заплатить 15 тыс. евро или провести год в тюрьме. Аналогичные законы уже действуют в Испании, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Великобритании.
В настоящее время в Москве и Московской области внедряется эксперимент, предусматривающий дополнительные механизмы контроля и учета мигрантов. Для них вводится обязательная регистрация по месту нахождения, дактилоскопия, биометрическое фотографирование и мониторинг геолокации абонентских устройств через специальное мобильное предложение. При смене места фактического нахождения мигранты будут обязаны проинформировать об этом МВД в течение трех рабочих дней. Меры не коснутся только дипломатов и граждан Беларуси [5].
В свою очередь, кандидат политических наук А. Х. Муратов в своем диссертационном исследовании «Противодействие терроризму в системе политического управления Российской Федерации (федеральный и региональный аспекты) отмечает, что особого внимания в рамках стратегии антитеррористической деятельности требует такое новое явление в спектре террористических угроз, как школьное насилие, потому что именно дети становятся наиболее уязвимым объектом террористических угроз в целях дестабилизации политической и социальной обстановки в регионах [7, С. 22].
Кандидат психологических наук А. С. Эльзессер в своем диссертационном исследовании «Индивидуально-психологические характеристики личности у студентов, склонных к экстремизму рассматривает отдельный вид экстремизма - скулшутинг. Скулшутинг - акт насильственного экстремизма, представляющий собой запланированное вооруженное нападение обучающегося с целью массового убийства в образовательном учреждении. По мнению автора, существует необходимость раннего выявления у обучающихся индивидуально-психологических характеристик и негативного психоэмоционального состояния, совокупность которых может составить условие совершения акта насильственного экстремизма в образовательном учреждении [12, С. 4].
В международном сообществе образование рассматривается как ключевой инструмент профилактики терроризма. Это мнение поддерживается рядом международных правовых актов, таких как Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, которая прямо указывает на необходимость использования образовательных механизмов в борьбе с терроризмом и экстремизмом [3, С. 48 - 49].
Особое значение в этом контексте приобретает использование образовательных технологий, направленных на повышение медиаграмотности и цифровой безопасности. Примером успешной реализации подобных инициатив является британская программа “Prevent”, которая активно сотрудничает с образовательными учреждениями и различными государственными структурами в области выявления и предотвращения радикализации среди молодежи.
Российское законодательство также включает нормы, направленные на борьбу с экстремизмом. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями и дополнениями от 23.07.2025 г. подчеркивает роль образования в предотвращении распространения радикальных идеологий, обеспечивая нормативно-правовую основу для внедрения образовательных программ, направленных на профилактику экстремизма и терроризма [10]. Эти меры гармонично интегрируются с инициативами международных организаций и создают эффективную правовую базу для формирования безопасной образовательной среды.
Международный опыт, включая практики стран Европы и Азии, подтверждает, что успешные образовательные программы должны сочетаться с другими мерами, такими как профилактическая работа с религиозными лидерами, гражданским обществом и правоохранительными органами. Пример Индонезии, где вовлечение религиозных лидеров в образовательный процесс значительно снизило влияние экстремистских групп, подчеркивает важность междисциплинарного подхода.
В заключение важно отметить, что при условии глобализации, безопасность отдельно взятой страны можно обеспечить лишь за счет совместных усилий мирового сообщества. Осуществляя противодействие терроризму и экстремизму, необходимо уделять внимание, прежде всего, профилактике их проявлений:
- проведение мероприятий, раскрывающих преступное начало экстремизма и терроризма, и информирование граждан об уголовной ответственности за данные преступления;
- системная работа с мигрантами, состоящая в оказании им помощи в вопросах интеграции в новую социокультурную среду;
- работа различных институтов гражданского общества (общественных и религиозных объединений) с разными категориями людей;
- пристальный контроль со стороны правоохранительных структур за информационным наполнением интернет-пространства и блокировка контентов экстремистского и террористического содержания;
- организация антитеррористических и патриотических движений при образовательных организациях.
Таким образом, системная реализация указанных мер, а также выявление и устранение факторов, обусловливающих распространение идеологии терроризма и экстремизма, обеспечат результативность профилактики и противодействия насаждению и деструктивному влиянию указанных негативных явлений.


