Статья:

Манипуляция, как основополагающий инструмент политической власти

Конференция: X Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Катков И.Е. Манипуляция, как основополагающий инструмент политической власти // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Манипуляция, как основополагающий инструмент политической власти

Катков Илья Евгеньевич
студент Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Manipulation, as fundamental instrument of political power

 

Ilya Katkov

student of Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен манипуляции, как основополагающий инструмент власти. Через властные отношения выражается объективная необходимость людей в саморегуляции и организации, ведь в современном обществе всегда есть различные групповые и индивидуальные интересы, которые должны быть регулируемы вышестоящими инстанциями. Как считают исследователи, с появлением необходимости управлять, возникает и желание навязывать свою волю подданным, то есть манипулировать ими.

Abstract. This article discusses the phenomenon of manipulation, as a fundamental instrument of power. Through the power relations expressed by the objective necessity of the people in the self-regulation and organization, because in modern society there is always a variety of individual and group interests, which shall be governed by the higher authorities. According to the researchers, with the emergence of the need to manage, and there is a desire to impose their will on subjects, that is, to manipulate them.

 

Ключевые слова: власть; манипуляция; политические технологии; политика; общество; влияние.

Keywords: power; manipulation; political technology; politics; society; influence.

 

Отдельные индивиды с давних времен стремились познать механизмы воздействия на людей, играющие подавляющую роль в коммуникативном процессе, разгадав сущность феноменов влияния, убеждения и внушения. Отметим, что внушение всегда занимало важное место в арсенале средств достижения власти, и активно использоваллось опытными политиками и другими манипуляторами в осуществлении своих самых разных намерений. Особое место в ряду прочих способов внушения занимает манипуляция – скрытое психологическое воздействие на собеседника, направленное на побуждение последнего к достижению косвенно вложенной манипулятором цели. Прежде чем рассмотреть достаточно неоднозначный и отнюдь не редкий феномен в политике - манипуляция, необходимо пояснить этимологию данного термина, а уже после начать размышление о связи манипулятивных методов в политике,  и  как следствие и во власти.

Так что же означает термин «манипуляция»? Большинство исследователей утверждают, что данное явление в широком понимании представляет собой скрытое управление адресатом со стороны инициатора, при котором последний достигает своих целей, нередко нанося ущерб адресату. Примечательно, что рассматриваемый феномен достаточно широко проник практически во все сферы жизни человека, начиная от института семьи, заканчивая властными институтами государства. Однако, наиболее явное применение манипулятивных инструментов стоит искать именно в политике, а если углубиться более, то необходимо заострить внимание на таком понятии, как власть, которая представляет собой способность и возможность осуществить волю, оказывать воздействие, заставлять и, в конце концов, манипулировать людьми посредством таких мощных орудий, как: статус, авторитет, право, религия, насилие.

Исторических примеров, доказывающих правильность выдвинутого выше тезиса, крайне много, достаточно вспомнить средневековый феномен Крестовых походов. Папа Римский Урбан II, будучи неким «Левиафаном» всего западного католического мира, обладал просто колоссальной властью и авторитетом, которые прочно держались на несокрушимом некогда базисе религии, смог поднять огромное количество людей абсолютно разных социальных групп средневекового общества на дело освобождения священного города Иерусалима из рук мусульман. Таким образом, используя достаточно сильные инструменты манипуляции, католическая церковь добивалась воплощения своих самых смелых идей в жизнь руками подвластных ей рыцарей, феодалов и королей. Заметим, что религиозный фанатизм и такое понятие, как манипуляция массовым сознанием идут бок о бок друг с другом. Так, например, известный фанатичный религиозный деятель, позже обвиненный в ереси - Джироламо Савонарола, собирался построить во Флорентийской республике «Царство Небесное». Достаточно большой успех имели его многочисленные проповеди, в которых он фактически завладевал сознанием прихожан и призывал все больше и больше флорентийцев отказаться почти от всего имущества, что они имели. Возникшие волнения 1498 года в один момент даже чуть не переросли в полномасштабный мятеж, который поставил бы под угрозу правление во Флоренции семьи Медичи.

Не стоит забывать о том, что метод достижения своих целей посредством других был известен намного раньше Средневековой эпохи. Стоит в этой связи обратиться к Древнему Китаю и его довольно мудрой военно-стратегической мысли, которая заключена в различных трактатах о военном искусстве, а также в стратагемах полулегендарного умелого полководца Сунь-Цзы. Принцип действия этих приемов неразрывно связан с хитроумными схемами, основывающимися на принципах манипуляции часто превосходящими силами противника. Одно из изречений гласит: «Убивай противника чужим ножом», что ярко указывает нам на идею о том, что манипуляция в политике очень часто направлена на воздействие не напрямую, а как бы через некого «посредника», незаметно, косвенно. Позволим небольшое, но все-таки уместное отступление в философию. Рассуждения о воздействии на людей писал также  один из самых известных мыслителей древности - Платон, который говорил о подвластности людских судеб небесным божествам, которые, подобно кукловодам, управляют и контролируют жизнь людей-марионеток в земном мире. Люди подражают богам, а основная цель этого подражания – это обретение внутренней гармонии, служащей отголоском гармонии высшей, гармонии сфер, божественного порядка. В свою очередь высшие существа, имеющие действительную власть над людьми, направляют их на правильный путь жизни, следуя которому, у людей появится шанс достичь совершенства.

В XV веке Никколо Макиавелли, который  по праву считается одним из основателей такой науки, как Политология, в своем трактате «Государь» изложил основные мысли, которые стали для многих правителей ключевыми в деле построения их будущего управленческого курса на той или иной подвластной им территории. Мыслитель выделяет особую, почти главенствующую роль манипуляции, которую он расценивает как основу для своеобразной хитрой и в тоже время достаточно жесткой политики, главной целью которой является захват и удержание власти абсолютно любыми путями. Достаточно важными инструментами манипуляции Макиавелли считает религию и мораль. Манипулирование, по мысли итальянского философа, должно проходить достаточно своеобразно: правитель требует от народа морали и добродетели, тогда как сам он должен оцениваться только с точки зрения того, ведут ли его действия к успешному захвату власти. В этой связи говорят о различии у Макиавелли общественной и личной морали. Одна мораль - для подданных, а другая - для государя. Следовательно, еще одним инструментом воздействия на массы является элементарный обман общества, усмирение его чувств. Однако, если исходить из предпосылок Макиавелли, то существует только лишь одна мораль, а именно воля государя, поэтому, по мысли Макиавелли, невозможно выделить из политики какие-либо конкретные методы и инструменты успешной манипуляции, поскольку, как утверждал сам мыслитель: «Политика – это и есть манипуляция», – то есть абсолютно все процессы и пути их решения базируются на грамотном воздействии на массы.

Доказательством всему перечисленному выше может послужить политическая история Древнего Китая, Византии, Османской империи, а также Италии эпохи Возрождения, страницы которых буквально пронизывают жесткие политические процессы и технологии, в число которых, безусловно, входила и манипуляция, являвшаяся достаточно эффективным методом достижения желаемых целей. Рассматривая эпоху XX века, мы можем увидеть, что манипулятивные методы помогли такому известному политическому деятелю, как Йозефу Геббельсу, добиться головокружительных успехов в высших эшелонах властных структур нацистской Германии. Более того, Геббельса считают действительно непревзойденным мастером пропаганды и красноречивым оратором, а также практически отцом-прародителем манипуляции сознанием в современном понимании. Стоит заметить, что именно с его легкой руки началась масштабная программа нацистского руководства по подчинению и управлению массовым сознанием людей, одним из самых эффективных методов мыла обширная пропагандистская работа среди немецкого населения. Основной принцип манипуляции «правой руки» Гитлера заключался в следующем изречении: «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят». Другими словами, к людям, сознанием которых владеет какая-либо вышестоящая инстанция властного института, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора.

На сегодняшний день технология манипуляции применяется также активно, как когда-то сто или более лет назад. Стоит отметить, что в XXI веке арсенал манипулятивных инструментов существенно расширился благодаря созданию глобальной сети Интернет и средств массовой информации, которые поспособствовали созданию феномена информационных войн. Важную роль в манипулировании общественным сознанием сегодня играет так называемая манипулятивная семантика, которая заключается в изменении смысла слов и понятий. Так, одним из видов лжи в прессе является конструирование сообщения из не связанных друг с другом обрывков высказываний или видеоряда; при этом меняется контекст, и из слов создается новый смысл. Кроме того, возможна выработка специального языка для сообщений прессы, составление словарей для обозначения тех или иных явлений и действий, которые произвели бы на читателя или слушателя должное впечатление. Для выработки такого языка, во-первых, выбирается слово, в диапазоне смыслов которого имеется такой, который может быть притянут к обозначению данного явления, пусть даже слово в этом смысле почти не употребляется. Во-вторых, важна коннотация слова, то есть возбуждаемые им ассоциации. В случае военных действий из употребления исключаются слова «война», «оружие», «наступление», вместо них водятся нейтральные понятия «конфликт», «операция», «устройство».

Манипулирование сознанием сегодня стало действительной глобальной социально-политической реальностью, влияющей на все сферы общественной жизни. В результате изменения общества под воздействием ряда современных факторов, усилилась социальная дифференциация, вызывающая, в свою очередь, необходимость поиска новых форм снижения социальной активности народа, превращение его то в электорат, то в массу, упрощая его общественное сознание.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что манипуляция сознанием людей стала одним из наиболее эффективных средств подавления и снижения неблагоприятной для власти активности масс. В процессе борьбы за власть роль влияния на массы особенно велика, поэтому специалисты в области политических технологий и избирательных процессов, реализуя различные мероприятия и акции для получения их кандидатами наибольшего количества голосов, прибегают к методам воздействия и дальнейшего «захвата» именно массового сознания потенциального электората.

 

Список литературы:
1. Никколо Макиавелли. Государь. - М.: АСТ, 2015. – 176 с.
2. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. - СПб.: АЗБУКА, 2015. – 480 с.
3. Гюстав Лебон. Психология масс. – СПб.: ПИТЕР, 2016. – 224 с.
4. Роберт Чалдини. Психология влияния. - СПб.: ПИТЕР, 2017. – 304 с.
5. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. – М.: АСТ, 2016. – 256 с.
6. Жозеф-Франсуа Мишо. История Крестовых походов. – М.: АСТ,  2003. – 368 с.
7. Филимонов Г., Данюк Н., Юраков М.Переворот. – СПб.: ПИТЕР, 2016. – 256 с.