Система конституционных принципов в сфере уголовного правосудия в конституции Российской Федерации 1993 года
Секция: Уголовный процесс
LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Система конституционных принципов в сфере уголовного правосудия в конституции Российской Федерации 1993 года
THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL PRINCIPLES IN THE FIELD OF CRIMINAL JUSTICE IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION OF 1993
Seliverstov Nikita
Student, All-Russian State University Of Justice (RPA of the Ministry of justice of the Russian Federation), Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье исследуется концепция и систематика конституционных принципов в сфере уголовного правосудия в Конституции Российской Федерации 1993 года. В чем актуальность данного исследования? Все крайне просто. Анализируя вопросы формирования, применения, систематичности данных принципов, можно сравнить и провести аналогию с Основным Законом после принятия поправок к нему в 2020 году. Также рассмотрим основополагающие правовые идеи, которые определяют построение всего уголовного судопроизводства, проявляют его сущность. Рассмотрим взаимодействие норм Конституции РФ 1993 года и УПК РФ.
Abstract. This article examines the concept and systematics of constitutional principles in the field of criminal justice in the Constitution of the Russian Federation of 1993. What is the relevance of this study? Everything is extremely simple. Analyzing the issues of formation, application, and systematicity of these principles, we can compare and draw an analogy with the Basic Law after the adoption of amendments to it in 2020. We will also consider the fundamental legal ideas that determine the construction of the entire criminal procedure, and show its essence. Consider the interaction of the norms of the Constitution of the Russian Federation of 1993 and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.
Ключевые слова: Конституция РФ; конституционные положения; Уголовно-Процессуальный кодекс (УПК РФ); систематика; характер; взаимосвязь; взаимодействие.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation; constitutional provisions; the Code of Criminal Procedure; systematics; character; relationship; interaction.
Еще когда Российская Федерация начинала становиться самостоятельным государством, остро встал вопрос о демократизации общества. В первую же очередь новым для того времени законодателем был придуман закон, ставший вестником новой эпохи в истории России. Этот Основной Закон стали именовать Конституцией Российской Федерации, которая в свою очередь была принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. Это и стало одним из важных, если не самым важным аспектом к формированию дальнейшего законодательства в РФ [1].
Конституционные принципы начали устанавливать основополагающие начала уголовного процесса. Они носят характер общих и одновременно с этим определяющих правовых норм. Данные нормы также затрагивают системы досудебного и судебного производства по уголовному делу, а также определяют характер. Ценности, которые отражены в Конституции РФ являются основной национальной идеей. Важнейшие принципы, которые были внесены в Основной Закон в 1993 году, обладают признаками демократизации и устанавливают гарантии прав участников уголовного процесса. Все принципы структурированы и систематизированы в главах 1, 2 и 3 Конституции РФ. Не смотря на различные функции, но четкую систематичность, их можно классифицировать по нескольким системным группам [2].
Естественно в первую группу определены принципы с общими требованиями, которые всегда выполняются в уголовном процессе. Например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина − обязанность государства» − ст. 2 Конституции РФ. Органы и должностные лица в обязательном порядке должны соблюдать данный принцип. Или же принцип указанный в ст. 18 Конституции РФ, а именно: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Во вторую группу определим те нормы Основного Закона, из которых вытекают специальные требования. Крайне интересно тут вписываются нормы об осуществлении производства, а именно те, когда доказательства получены с помощью нарушения тех или иных ФЗ, или же принцип равенства перед законом и судом.
Третья группа образуется благодаря принципам Конституции РФ, из которых формируются те или иные запреты, например о том, что никто не вправе присваивать власть в РФ о чем нам говорит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Или же знаменитая ст. 51 Конституции РФ о несвидетельствовании против себя самого и своих родных и близких также войдет в данный раздел.
В четвертой группе будет представлен перечень положений о личных правах и свободах гражданина и человека, которые подлежат защите в уголовном судопроизводстве. Естественно не обойти стороной такие права, как на жизнь, на свободу, на неприкосновенность частной и личной жизни и семейной тайны соответственно. Тайна переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища и другие нормы. Не стоит забывать о том, что эти права не являются аналогичными с нормами, указанными в первых трех группах, так как они могут быть ограничены при осуществлении уголовного процесса. Ограничение данных норм имеет место только на основании и в пределах Основного Закона 1993 года.
В пятой группе у нас окажутся те принципы Конституции РФ, которые гласят о праве участников уголовного процесса на защиту своих прав, свобод и интересов. Можно провести аналогию с четвертой группой, ведь ясно видна ситуация в обоих случаях. Например из ст. 33 Конституции вытекает, что можно лично обращаться в государственные органы, а также направлять им индивидуальные обращения. Один из основных принципов защиты своих прав и свобод всеми возможными способами, которые естественно не запрещены законом. И многие другие нормы.
В шестую группу можно внести компенсаторные нормы, закрепленные Конституцией 1993 г. К примеру, об указанной норме в ст. 53, а именно, что каждый имеет право на то, чтобы добиться возмещения государством время, причиненного незаконными действиями или бездействием органов или должностных лиц уголовного процесса.
Как видно, перечисленная систематичность принципов по группам крайне сильно способствует тому, чтобы разобраться в наличие тех или иных норм и четко обратиться к ним, если это потребуется. Данные нормы напрямую соответствуют развитию уголовного процесса в России. Мы можем видеть сочетание норм Конституции и УПК РФ, например, ч. 1 ст. 118 Конституции РФ гласит, что правосудие в РФ осуществляется только судом, равно как и ч. 1 ст. 8 УПК РФ и так далее [3]. Проводя же аналогию между двумя этими НПА имеется четкое понимание всей глубины уголовного процесса и то, как тесно связаны они благодаря данным нормам. Уголовный процесс в России строится на нормах Конституции РФ с 1993 года. Не смотря на внесенные на народном голосовании поправки в Основной Закон 01.07.2020 г., мы увидим, что они особо не коснулись темы уголовного законодательства [4]. Но, не смотря на это УПК РФ крайне сильно прогрессирует. Постоянно входят новые изменения в данный НПА, что позволяет порой с другой стороны смотреть на Основной Закон. Не смотря на то, что один напрямую зависим от другого, основные, фундаментальные нормы так и остались нетронутыми, а значит граждане смогут спокойно защищать свои права и свободы в уголовном процессе благодаря нормам Конституции РФ [5, c.243].
Не смотря на это, можно сделать вывод, что в современной России идет повышенная тенденция на увеличение практики правоприменителем. Но не смотря на все изменения, законодатель, внося изменения в УПК РФ будет опираться на Конституцию РФ в первую очередь, сохраняя при этом и не нарушая основные нормы по защите прав, свобод и законных интересов граждан [6, с. 529].