Статья:

Эффективность реализации командирами воинских частей, военными комендантами гарнизонов дисциплинарной власти при привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Волков А.К. Эффективность реализации командирами воинских частей, военными комендантами гарнизонов дисциплинарной власти при привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 43-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность реализации командирами воинских частей, военными комендантами гарнизонов дисциплинарной власти при привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки

Волков Андрей Константинович
старший лейтенант юстиции, начальник отделения (дознания, дисциплинарной и административной практики) военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда), РФ, г. Североморск

 

В соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации [1], дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Полномочия командиров воинских частей и военных комендантов гарнизонов по проведению разбирательств, в отношении военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, разграничены.

Командиры воинских частей, в отношении подчиненных им военнослужащих, могут применять дисциплинарные взыскания, которые определены Дисциплинарным уставом, соответствуют воинском званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира, принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности, когда:

а) командиру воинской части стало известно о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка;

б) должностным лицом воинской части выявлены фактические обстоятельства, указывающие на грубый дисциплинарный проступок.

Военные коменданты (кроме прав предоставленным им как командирам в отношении своих подчиненных), в соответствии со ст. 75 Дисциплинарного устава [2], имеют право проводить разбирательства и применять дисциплинарные взыскания ко всем военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, когда:

а) дисциплинарный проступок выявлен военнослужащим (нарядом) военной полиции или совершен военнослужащим, доставленным в орган военной полиции;

б) сообщение (заявление) о дисциплинарном проступке поступило непосредственно в орган военной полиции.

Следует отметить, что права командира воинской части по применению дисциплинарных взысканий шире прав военного коменданта, однако дисциплинарные взыскания ими применяются зачастую неэффективно.

Применению дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство, которое должно быть проведено в строгом соответствии со ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации [1].

Так, дисциплинарные взыскания в виде «снижения в воинской должности (воинском звании) ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), или снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины)», «досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта» командирами воинских частей практически не применяются.

В соответствии со ст.ст. 11, 76 Дисциплинарного устава [1], военные коменданты в соответствии с воинским званием, предусмотренным штатом для занимаемой воинской должности, формально вправе применять вышеуказанные дисциплинарные взыскания.

Вместе с тем указанные меры дисциплинарного воздействия непосредственно связаны с прохождением военной службы и исходя из содержания ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237 [3], и ст. 73 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16.01.2001 г. № 30 [4], полномочиями по присвоению воинского звания «сержант» обладают должностные лица, начиная от командира бригады и выше, в отношении военнослужащих, состоящих в их прямом подчинении. То есть, указанным законодательством исключена возможность применять данные меры властью военных комендантов в отношении военнослужащих, которые не находятся у них в подчинении.

Исходя из вышеизложенного следует, что в связи с имеющимися противоречиями в законодательстве, военные коменданты не могут в полной мере осуществлять свои полномочия по применению мер дисциплинарного воздействия.

Командирами воинских частей и соединений (объединений) вышеуказанные дисциплинарные взыскания, в отношении подчиненных им военнослужащих, практически не применяются. Однако, применение данных взысканий, значительно бы способствовало укреплению воинской дисциплины военнослужащими (в частности младшими командирами), так как они бы стали более серьезно относиться к исполнению своих должностных обязанностей и соблюдению требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что Уставом не определена очередность применения дисциплинарных взысканий за тот или иной дисциплинарный проступок. Однако строгость дисциплинарных взысканий в порядке возрастания Уставом определена.

Так, за «выговором» следует «строгий выговор», за ним «предупреждение о неполном служебном соответствии», «снижение в воинской должности», «снижении в воинском звании» и только потом «досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта». Крайней мерой дисциплинарного воздействия является «дисциплинарный арест».

Командованием воинских частей широко применяются дисциплинарные взыскания в виде «выговора», «строгого выговора», а также «предупреждения о неполном служебном соответствии».

Вместе с тем взыскания зачастую применяются бессимптомно, то есть военнослужащего за повторное совершение грубого дисциплинарного проступка могут привлечь к равному или менее строгому виду дисциплинарной ответственности, в результате чего своей воспитательной роли взыскания не играют.

Так, например, привлечение военнослужащих, неоднократно совершивших грубые дисциплинарные проступки, к дисциплинарной ответственности в виде дисциплинарного ареста практически не инициируется. Это связано в первую очередь с тем, что командиры воинских частей (соединений) не обладают полномочиями самостоятельно привлекать военнослужащих к дисциплинарному аресту, так как он назначается только по решению гарнизонного военного суда.

В связи с отсутствием в воинских частях штатных помощников командира воинской части по правовой работе, зачастую, командиру легче привлечь военнослужащего к иному виду дисциплинарной ответственности, чем подготавливать материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке в суд.

Таким образом, с целью достижения наиболее эффективного дисциплинарного взаимодействия, необходимо внести дополнения в действующее законодательство, а именно:

- установить, что к военнослужащим в случае повторного совершения грубого дисциплинарного проступка, применять исключительно более строгий вид дисциплинарного взыскания.

Например, если за ранее совершенный грубый дисциплинарный проступок, военнослужащему объявлен «выговор», то за следующий проступок ему должен быть объявлен «строгий выговор», далее «предупреждение о неполном служебном соответствии», «снижение в воинской должности», «снижение в воинском звании» и только потом «досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта»;

- устранить противоречия в законодательстве, в части касающейся полномочий военных комендантов по применению дисциплинарных взысканий к военнослужащим, совершившим дисциплинарные проступки на территории соответствующих гарнизонов.;

- ввести в воинских частях должности помощника командира воинской части по правовой работе.

 

Список литературы:
1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/c401b0ba6064c7e607a9ea1b9aeb05e4d7e20fdf/ (дата обращения: 10.05.2021).
2. Применение дисциплинарных взысканий в особых случаях [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/6b10c839122755d6bebb51b22f73cce78fab94e6/ (дата обращения: 12.05.2021).
3. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 05.03.2021) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы"). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24400/(дата обращения: 12.05.2021).
4. Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16.01.2001 г. № 30 . [Электронный ресурс]. − Режим доступа:  https://docs.cntd.ru/document/901781811 (дата обращения: 13.05.2021).