Статья:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ЭПОХУ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная философия

Выходные данные
Абдина А.К. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ЭПОХУ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ЭПОХУ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Абдина Айнур Канапияновна
доктор филос. наук, ассоциированный профессор, Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина, Республика Казахстан, г. Нур-Султан

 

THE EXISTENTIAL NEEDS OF THE ELDERLY IN THE ERA OF POPULATION AGING

 

Ainur Abdina

Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Saken Seifullin Kazakh Agrotechnical University, Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan

 

Аннотация. Старение населения мира постепенно превращается в одну из важнейших глобальных проблем современности, имеющих значительные социальные и  экономические последствия. В данной статье мы хотим затронуть одну из существенных сторон этой проблемы, которая касается экзистенциальных потребностей пожилых людей. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм отмечал, что экзистенциальные потребности определяются специфическими условиями человеческого существования. Если рассмотреть экзистенциальные потребности сквозь призму пожилого возраста, они покажут новые грани, более насыщенные содержанием, чем на любом другом жизненном этапе. Мы утверждаем это, исходя из предположения, что переосмысление экзистенциальных переживаний присуще человеку на склоне лет более, чем молодым людям.

Abstract. The aging of the world's population is gradually turning into one of the most important global problems of our time, with significant social and economic consequences. In this article we want to touch upon one of the essential aspects of this problem, which concerns the existential needs of older people. Erich Fromm, in his book “The Anatomy of Human Destructiveness”, noted that existential needs are determined by the specific conditions of human existence. If we consider existential needs through the prism of old age, they will show new facets, more saturated with content than at any other stage of life. We assert this based on the assumption that rethinking existential experiences is inherent in a person in his declining year’s more than young people.

 

Ключевые слова: старение населения; пожилые люди; качество жизни; экзистенциальные потребности; экзистенциальные переживания; активное долголетие. 

Keywords: population aging; elderly people; quality of life; existential needs; existential experiences; active longevity.

 

Cтарение населения является одним из доминирующих тенденций XXI века и имеет важные, далеко идущие последствия для всех сторон жизни общества. Каждую секунду где-то в мире два человека отмечают свое шестидесятилетие, а в течение года – почти 58 миллионов человек. Если сейчас каждому девятому человеку в мире 60 лет или больше, то к 2050 году, согласно прогнозам, таким будет уже каждый пятый человек [1].

Старение населения имеет множество различных сложных граней, таких как рост количества пенсионеров из-за увеличения продолжительности жизни, уменьшение количества трудоспособных членов общества, вызванного глобальным демографическим кризисом, другие социально-экономические проблемы, порождаемые этим процессом. На наш взгляд, экзистенциальные потребности пожилых людей, определяющие качество их жизни, также требуют внимательного изучения, поскольку влияют на физическое и ментальное здоровье значительной части населения мира.

С точки зрения немецкого философа и социолога Эриха Фромма, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Во-первых, это потребность в установлении эмоциональных связей. Фромм пишет, что, осознав свою изолированность от природы, человек должен найти новые связи, которые заменили бы ему биологическую связь с матерью. «Без сильных эмоциональных связей с миром он будет невыносимо страдать от своего одиночества и потерянности. Но ведь в его силах установить различные формы связи с другими людьми», - пишет Фромм [2, с. 289]. 

Людям всегда необходимо заботиться о ком-то, принимать участие в жизни людей, за которых они несут ответственность. И если большинство молодых людей могут без особых проблем устанавливать эмоциональные связи со своим окружением, то с возрастом ситуация становится сложнее. Дети вырастают и перестают нуждаться в опеке, работа уже не занимает большую часть жизни, или, в связи с выходом на пенсию, ее просто нет, и пожилой человек особо остро ощущает свою изолированность. Подобное состояние не испытывают только те, кто продолжает вести активную социальную или творческую жизнь, но, к сожалению, большинство людей с выходом на пенсию начинают чувствовать огромные проблемы с установлением эмоциональных связей, что закономерно ведет к ощущению потерянности, ненужности и бессмысленности существования.

Во-вторых, Фромм обращает внимание на проблему преодоления людьми своего природного начала, что порождает экзистенциальную потребность преодоления себя. Пащенко О.В. в статье «Экзистенциальные потребности как основание целостности личности» пишет, что в повседневной жизни происходит «искажение экзистенциальной ситуации. Человек, удовлетворяя ежедневные потребности, чувствует себя несчастным, потому что не происходит удовлетворения экзистенциальных, сущностных потребностей человека. За большинством личностных психологических проблем стоят неудовлетворенные экзистенциальные потребности» [3, с.101].

Наиболее перспективным разрешением потребности преодоления повседневности видится деятельность, основанная на творчестве. Если в течение жизни человек может сочетать свою основную деятельность с креативностью, или же полностью посвятить жизнь искусству в различных его проявлениях, то пожилые люди, вышедшие на пенсию и осознавшие, что у них появилось свободное время, могут по-новому осваивать креативные практики. Например, продвижение идей, основанных на жизненном опыте, или создание духовных и материальных ценностей в области искусства, помощь молодым людям наставничеством и педагогической деятельностью. Эти практики позволят пожилым людям осознать собственную значимость и достичь чувства определенной свободы от скучной старости, бесперспективных будней, и, в каком-то смысле, даже от деструктивного будущего. Однозначно можно утверждать, что освоение новых навыков, особенно творческих,  повышает качество жизни пожилых людей.

Третьей экзистенциальной потребностью является поиск корней, или, желание людей ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью [2, с. 291]. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В течение жизни люди переживают эту потребность по-разному. Экзистенциальные переживания среднего возраста связаны в большей степени с потребностями повседневности, в том числе с чувствами стабильности и безопасности, которые схожи с родительской защитой в детстве. Но в более зрелом возрасте каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

В современном обществе проблема отрыва от корней стоит особо остро, так как общинная культура, обеспечивающая экзистенциальную потребность в корнях, постепенно уступает место урбанистической культуре, стирающей грань между прошлым и настоящим. Поэтому, наиболее остро ощущают эту потребность пожилые люди, проживающие в городах. На первый взгляд, кажется, что освобождение от норм и ценностей общины может дать человеку  возможность обретения личностной целостности и свободы, но это не совсем так. Такого рода опыт необходим в более юном возрасте, когда, молодой человек, освобождаясь от опеки родителей, выстраивает свою собственную индивидуальность. Экзистенциальную потребность в корнях, которую испытывают пожилые люди, можно сравнить с возвращением домой после длительного путешествия, с накопленным жизненным опытом и желанием применить его к новому пониманию общинного бытия. Зачастую, именно в пожилом возрасте людей начинает тянуть к корням, к обретению целостности с сообществом, к которому они принадлежали, принадлежат или могли бы принадлежать. Исследователи пишут: «Основной тезис Фромма состоит в том, что, эволюция человека основана на утрате им изначального дома – Природы – и  невозможности снова вернуться к нему. Однако, утратив это доисторическое единство, они развили в себе способность мыслить, предвидеть, воображать» [4, с. 174]. Возможно, именно эта способность помогает людям в удовлетворении экзистенциальной потребности поиска корней.  

Четвертая экзистенциальная потребность, на которую обращает внимание Фромм – это потребность в идентичности. Фромм говорит о той идентичности, которая помогает человеку осознать самого себя, свою суть. На наш взгляд, это наивысшая экзистенциальная потребность, поскольку смысл человеческого существования заключается в осознании своей сущности, и потеря такого рода идентичности может привести к последствиям полного отрицания себя самого как личности, к растворению в социуме. И если в поисках корней человек ищет целостности с сообществом, к которому принадлежит или хотел бы принадлежать, то в осознании своей сущности, человек пытается обрести личностную целостность, единение экзистенциального бытийного начала с духовными основаниями.

Поиск самого себя присущ человеку всегда, в течение всей жизни. Рассматривая экзистенциальные потребности сквозь призму пожилого возраста, можно отметить, что на этом этапе жизненного пути человек может по-разному принимать свою идентичность. Кто-то испытывает удовлетворение от своих достижений и полностью осознает свою целостность. Кто-то продолжает беспокойные или вдумчивые поиски новых граней себя самого. Кому-то кажется, что жизнь прошла мимо, и он лишь краешком коснулся ее, не реализовав свою исключительность в полной мере. В любом случае, осознание собственной идентичности – глубокая экзистенциальная потребность пожилого человека, которая, в позитивном варианте, помогает ему принять жизнь такой, какая она есть, или, в негативном варианте, в силу разных обстоятельств, ввергает в отрицание жизненных ценностей. Состояние старческой депрессии является одной из самых тяжелых форм этого заболевания. Тревожность, раздражение, апатия, общий негативный настрой, все это зачастую связано как со снижением физической активности, так и с нежеланием принимать себя самого в немощной старости. Все это способствует ухудшению качества жизни пожилых людей и снижению ее продолжительности.

Еще одной экзистенциальной потребностью, с точки зрения Фромма, является потребность в системе ценностей, которая помогает человеку воспринимать окружающую действительность во всех ее проявлениях: онтологическом, эпистемологическом, аксиологическом. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира, - считает Фромм [2, с. 302]. Человек нуждается в том, чтобы постоянно объяснять и прояснять все события, происходящие в мире и соотносить их со своей системой ценностей. Причем, совершенно не важно, что является основой этой системы – научные факты, религиозные убеждения, нравственные установки, главное, чтобы эта система не дала сбой, и не оставляла человека наедине с неупорядоченным хаосом, лишающем твердой почвы под ногами.

Если исходить из экзистенциальных ценностей, то человек всегда находится в ситуации выбора. В своей книге «Бытие и ничто» Жан-Поль Сартр излагает свое понимание свободы, как способности человека творить самого себя [5]. Соответственно, свобода выбора – это удел человека. Человек обречен на свободу. Исследователи Сартра пишут о том, что в поздних работах французский экзистенциалист начал признавать социальную обусловленность свободы человека. Поэтому он обратился к проблеме необходимости. Сартр утверждает, что необходимость противоположна свободе. Она мешает свободной деятельности человека, сковывает его инициативу и не дает возможности проявить свои духовные и физические потенции [6]. В этой связи хочется отметить, что пожилой человек, освобождаясь от бремени необходимых повседневных социальных действий, начинает обретать подлинную свободу. Он преодолевает необходимость и, при условии открытости миру, осознает этот мир как целостная личность, свободная в своем выборе. Следует учесть, что вариантов развития событий огромное множество, и человек может быть сломлен реалиями социума, или подавлен необходимостью, которую начинает осознавать как свой собственный выбор. Или же, он выстраивает некую иллюзорную систему ценностей, так как неспособен противостоять существующим нарративам. Но открытость человека миру предполагает его полное восприятие себя как целостной личности, и в этом случае, человек побеждает свою зависимость от необходимости и формирует собственную систему ценностей, свободной от внешнего вмешательства.

Таким образом, экзистенциальные потребности человека в пожилом возрасте непосредственно влияют на качество его жизни, на осознание самого себя как креативной личности, свободной в своих проявлениях, ответственной за свои действия, живущей в гармонии с собой и обществом. Поиск корней и идентичности дополняет целостное мировоззрение человека, делая его творцом собственной жизни, а не тенью прожитых лет. Нереализованные или неудовлетворенные экзистенциальные потребности разрушают целостность человека, негативно влияя на качество его жизни.

 

Список литературы: 
1. Старение в XXI веке: триумф и вызов // Издание Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA), New York, и организации «HelpAge International», London. – 2012.
2. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. «Издательство АСТ», 1973.  
3. Пащенко, О. Экзистенциальные потребности как основание целостности личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 101–103.
4. Федякшина, А. Эрих Фромм об экзистенциальных потребностях человека // https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4466/2/sf-06-44.pdf Дата обращения: 2022-03-05
5. Сартр, Ж. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с. 
6. Кандалинцева, Л. Проблема свободы и выбора во французском экзистенциализме//Философия и общество. Выпуск №2(23)/2001.