Статья:

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВА XII-XVI вв.

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: История философии

Выходные данные
Виноградова В.И. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВА XII-XVI вв. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВА XII-XVI вв.

Виноградова Валентина Ивановна
сотрудник ФГБУН «Института физиологии им. И. П. Павлова» РАН, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE DEVELOPMENT OF A RELIGIOUS PHILOSOPHY OF NON-POSSESSION: KLIMENT SMOLYATICHS "MESSAGE", WORKS OF HIL SORSKY

 

Valentine Vinogradova

Employee in the Pavlov Institute of Physiology, Russian Academy of Sciences, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье анализируется становление философии нестяжательства, начиная с древнерусского религиозного произведения Климента Смолятича. Изучается преемственность этих идей в богословском наследии Нила Сорского. В статье рассматривается, как нестяжательство стало поводом для образования внутрицерковного конфликта в XVI в., и повлияло на эволюцию русской философии.

Abstract. The present article analyzes the development of the philosopy of nonpossesiveness, starting from ancient Russian religious work of Kliment Smolyatich. The continuity of these ideas in the theological heritage of Nil Sorskij is studied. The article considers as nonpossesiveness became the reason for the formation of intra-church conflict in the XVI century and ifluanced the evolution of Russian philosophy.

 

Ключевые слова: религия; духовность; сознание; безмолвие; нестяжательство; монашество; исихазм; экзегеза; отшельничество.

Keywords: religion; spirituality; consciousness; silence; nonpossesiveness; monasticism; hesychasm; exegesis; hermitage.

        

Актуальность темы состоит в изучении формирования философии нестяжательства в русском богословском наследии. Определяются ценности морального и социального поведения, заложенные в древнекиевскую эпоху, их развитие во время образования Московской Руси.  

Философия порицания материального обогащения в Древней Руси нашла свое отражение в произведениях таких выдающихся древнерусских мыслителей, как Феодосий Печерскиий, Кирилл Туровский, Климент Смолятич.

По мнению Милькова В. В., Климент Смолятич был основателем философии нестяжательства [5]. Однако этот термин впервые начнет употреблятся с XVI в. Максимом Греком и его единомышленником Зиновием Отенским [9].

Климент Смолятич был иноком, он принял монашеский постриг в Зарубском монастыре. В своем богослужении он недовольствовался только монашеством, им был принят обет схимника, что является кульминационной стадией в монашеском подвижничестве [8].

Богословское творчество Климента Смолятича (XII в.) продолжило древнерусскую философскую традицию. По мнению мыслителя, божественная сущность обладает апофатичностью, для толкования текстов Священного Писания применим метод экзегезы. Древнерусский философ отстаивал "приточное богопознание" [4, с. 23].

В настоящее время сохранилось религиозно-философское произведение, созданное Климентом Смолятичем, – это "Послание, написанное митрополитом русским к смоленскому пресвитеру Фоме, истолкованное монахом Афанасием". "Послание" обладает полемическим характером. Древнерусский книжник, кроме того, что является автором знаменательного философского трактата, известен тем, что был вторым после Илариона Киевского русским митрополитом.

Изучение "Послания" неотделимо от представлений о исторических событиях на Руси, предшествовавшие созданию этого произведения. В нем кроме религиозно-философских рассуждений выражено стремлений Климента избавиться от порочащих его высказываний. Полемика древнерусского мыслителя направлена к пресвитеру Фоме, который обвинял Климента Смолятича в стремлении к славе и обогащению, тщеславии.

"Послание" в современном виде неоднородно по структуре. Часть его была переделана монахом Афанасием. Также, как установил Никольский Н. К., в произведении содержатся отрывки из "Словес избранных" Григория Богослова [3, c. 179].

В византийско-богословском наследии применялся символический метод интерпретации Священного Писания. И такой метод был продолжен в древнерусской книжности в произведениях Илариона, Кирилла Туровского. Однако Клименту Смолятичу, который принимал также и буквальное значение библейского текста, приходилось отстаивать возможность его символического восприятия. 

Древнерусский книжник обладал значительной эрудицией. Исследователи древнерусского наследия предполагают, что он проходил обучение в Константинополе [4, с. 21]. Философ превосходно знал Священное Писание. Используя византийское богословское наследие, он создал произведение, в котором содержались символико-аллегорические толкования библейских сюжетов. В "Послании" Климента Смолятича содержатся элементы древнегреческой философии - Аристотеля, Платона, Гомера.  В область знаний древнерусского книжника входило красноречие, богословская экзегеза. Климент Смолятич сочетал образованность с праведностью и мудростью. Поэтому понятие "философ", применявшееся в период развития византийской теологии, может быть использовано при обозначении этого древнерусского мыслителя [1, с. 27].

Текст "Послания", содержащий ссылки на таких выдающихся представителей святоотческого наследия, как Никита Гераклийский, Григорий Богослов, Феодорит Кирский, свидетельвует о превосходном богословском образовании Климента Смолятича упоминается в Ипатьевской летописи, как "книжник и философ, каких в Русской земли на бывало" [3, с. 178].

Значительная часть в рассуждениях Климента Смолятича отводится проблеме апофатичности божественной сущности. Однако благодаря проявлениям божественных энергий, с помощью познания созданий человек способен получить некоторое представление о божественных ипостасях. Антропологические воззрения древнерусского книжника основывались на убеждении, что человек, является "венцом творения", обладая свободной волей в выборе между добром и злом, должен стремиться к духовному очищению и следовать высоконравственному пути, что даст ему способность приблизится к божественной истине, стать причастником божественных таинств. Климент Смолятич был преемником древнерусского религиозно-философского мировоззрения, истоки которого начинаются в трудах Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского. Однако, в его "Послании" не содержится ярко выраженная убежденность в соблюдении образа жизни стоиков [4, с. 21-22].  

Климент Смолятич порицал стремление духовенства к приобретению новых земель. Древнерусский мыслитель уравнивает отсутствие приобретения богатства с отсутствием тщеславия [3, с.181]. Его рассуждения о неоспоримом приоритете вечного, которое было неотделимо в представлениях мыслителей от божественного, были восприняты и продолжены в религиозных воззрениях последующих представителей русской философии.

Одним из наиболее выдающихся приверженцев нестяжательства в средневековье был Нил Сорский (ок. 1433-1508 гг.), утверждавший также идею аскетизма. В его религиозных трудах содержится теоретическое объяснение доктрин нестяжательства. [4, с. 32-34] Он в юности стал иноком Кирилло-Белозерского монастыря, который был известен суровостью монастырской жизни.  Нил Сорский был хорошо образован, осуществил паломничество в Палестину и на Афон. Его богословские воззрения были обогащены идеями исихазма. Св. Нил является основателем скита в лесу на реке Соре. Преподобный как рассуждениями, так и образом жизни утверждал философию нестяжательства. Нил Сорский наставлял, что монастыри не должны быть крупными землевладельцами, монахи должны жить только тем, что сами произвели. Парадигмой монашеской жизни должны быть духовное очищение, подвижничество, стремление к нравственному совершенствованию.

Образ жизни монахов в Сорском скиту был неотделим от идеи нестяжательства. Монахи не содержали подворья, из вещей могли иметь только немного книг, иконы и самое насущное. Содержали себя монахи результатами "своего рукоделия" [6]. Они могли принимать только скудные пожертвования. Скит представляет собой переходную стадию от монастыря к отшельничеству.

Современные исследователи древнерусского наследия установили, что Нил Сорский является автором таких произведений, как "Предание", "Устав о скитской жизни", "Завещание", также посланий Герману Подольному, Гурию Тушину, Вассиану Патрикееву. Нил Сорский хорошо знал произведения византийских авторов и в своих трудах применял рассуждения таких выдающихся богословов как Григорий Синаит, Исааак Сирин, Иоанн Лествечник, Василий Великий.

Нил Сорский утверждал, что нравственное совершенствование начинается с избавления от своей греховности, страстей. Необходимо стремится, чтобы страх Божий стал частью человеческого существования. Мыслитель наставлял, что верующий должен заботиться о своей духовной чистоте. Важное значение имеет изучение Священного Писания, молитвы, смирение, терпение, целомудрие, отсутствие гордыни, нестяжательство. Преподобный указывал на необходимость соблюдения поста, проявление милосердия [7].

Нил Сорский был противником различных конфликтов, пререканий, сплетен. Философия нестяжательства преподобного относилась не только к вещественному миру, но и к мирскому общению. Нил Сорский учил, что беседа должна быть неторопливой, обдуманной. Приоритетным было общение на духовные темы. Как сторонник исихазма Нил Сорский был убежден, что безмолвие также является источником добродетели.  Он указывал, что монахи должны себя содержать в основном тем, что произведут своим трудом. Для того, чтобы следовать по пути духовного обновления, верующий должен очистить свое сознание от злобных помыслов, раздражения, своенравия. Нил Сорский проповедовал, что "кто с растленным разумом делает дело Божие, те уклоняются от правого пути" [7]. Он убеждал в необходимости чтения жития святых и следования по их христианскому примеру.

На Руси было известно произведение Нила Синайского "О восьми помыслах", в которой нестяжательство упоминается как одна из восьми добродетелей. Этот богословский труд Нил Сорский использовал в качестве подтверждения своих рассуждений о христианской жизни в "Уставе". Как сторонник нестяжательства он критически относился к тем, кто стремился к обогащению, в том числе и монастырскому [2, с. 81-84].

Выдающимся противником Нила Сорского в вопросе монастырского владения был Иосиф Волоцкий. На соборе в 1503 г. предложение Нила Сорского о прекращении приобретения монастырями крупных пожертвований не встретило поддержки. Противопоставление их идейных разногласий получило название иосифлянство-нестяжательство. 

В религиозно-философских рассуждениях Нила Сорского значительной место занимают рассуждения о важности обретения мудрости и достижения просветления. Последователями воззрений Нила Сорского были такие знаменитые представители русской религиозной философии, как Артемий Троицкий, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, которые утверждали приоритет подвижничества, духовного развития. Они были противниками вотчинного землевладения монастырями. Их идеи были идеализированы и не могли быть применены повсеместно. Тем не менее, нестяжательство продолжило существовать в обществе [2, с. 107-108]. В XIX в. Серафим Соровский продолжил религиозную философию нестяжательства.

Философия нестяжательства формировалась на основе древнерусской религиозной мысли, на которую оказало византийское богословие. В средневековой России идеи нестяжательства были дополнены учением исхазма. В результате распространения доктрин нестяжательства происходило изменение русского религиозного мировоззрения, которое было обогащено новыми философскими учениями, в значительной мере дополнилось социальными элементами.

 

Список литературы:
1. Гранстрем Е. Э Почему Климента Смолятича называли философом. {Электронный ресурс]. URL.: http://lib.pushinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/25_tom/Granstrem/Granstrem.pdf   (дата обращения: 31.03.2023)
2. Громов М. Н. Образы философов в Древней Руси [Текст] / М. Н. Громов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М., 2010. - 190 с. 
3. Златоструй. Древняя Русь. X - XIII вв. / Сост.,3 - 67 авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова; Оформл. худож. Ю. В. Игнатьева, В. В. Ситникова. М.: Мол. гвардия, 1990. - 302 [2] с., ил. - (Дороги человеческой пмысли).
4. История русской философии / Под общ. ред. проф. А. Ф. Замалеева. - СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. - 354 с. 
5. Мильков В. В. Климент Смолятич // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. - М.: Алгоритм, 2007.  [Электронный ресурс] URL.: http://logic-books.info/sites/default/files/russkaya_filosofiya_eniklopedia.pdf (дата обращения: 8.04.2023)
6. Нил Сорский // Словарь книжников и книжности Древней Руси [Электронный доступ] URL.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4354 (дата обращения: 2.04.2023)
7. Нил Сорский. Четыре Послания и Завещание [Электронный доступ] URL.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5090 (дата обращения 2.04.2023)
8. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL.: http://azbuka.ru/sxima (дата обращения: 2.04.2023)
9. Романенко Е. В. Нестяжатели [Электронный ресурс] URL.: http://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2263386 (дата обращения: 4.04.2023)