Статья:

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В РАЗВИТИИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая регионалистика. Этнополитика.

Выходные данные
Шыхиева К.М. МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В РАЗВИТИИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(77). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В РАЗВИТИИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Шыхиева Конуль Мадат кызы
канд. полит. наук, и.о. доцента, Академия имени Гейдара Алиева Азербайджанской Республики Азербайджанская Республика, г. Баку

 

THE PLACE AND ROLE OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE DEVELOPMENT OF THE MIDDLE EAST REGION

 

Konul Madat Shikhiyeva

Candidate of Political Sciences, Associate Professor Heydar Aliyev Academy of the Republic of Azerbaijan, Republic of Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. В статье рассмотрены геополитические позиции Исламской Республики Иран как государства ближневосточного региона, его политическая система и общие основы управления им как теократическим государством. В качестве силового фактора ИРИ в регионе рассмотрены три основных фактора – геополитический, религиозный и нефтяной. В то же время вопрос об иранском факторе рассмотрен в рамках американского проекта «Большой Ближний Восток».

Abstract. The article considers the geopolitical positions of the Islamic Republic of Iran as a state of the Middle East region, its political system and the general principles of its management as a theocratic state. As a power factor of Iran in the region, three main factors are considered − geopolitical, religious and oil. At the same time, the issue of the Iranian factor was considered within the framework of the American project "Greater Middle East".

 

Ключевые слова: Ближний Восток; геополитический фактор; религиозный фактор; исламский экспорт; персидская политика.

Keywords: Middle East; geopolitical factor; religious factor; Islamic export; Persian politics.

 

Концепция Ближнего Востока основана на европоцентристском подходе и используется британцами с XIX века. Исходя из этого определения, центром считались Англия и европейские страны, соответственно определялись такие понятия, как Восток, Дальний Восток, Средний Восток, Ближний Восток (Эфиопия, Египет), простирающиеся до Оманского залива, включая Турцию, Кавказ, Центральный Азиатские турецкие республики с севера, помимо Ирана, Афганистана, Пакистана, Ирака, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Сирии, Ливана, Иордании, Израиля и Палестины, это понимается как большой регион, включающий Аравийский полуостров, простирающийся из Саудовской Аравии до Йемена. Собственно, именно эту географию и охватывает проект США «Большой Ближний Восток», появившийся после 2001 года. С этой точки зрения регион следует рассматривать как совокупность регионов (Северная Африка, Южная и Юго-Западная Азия, Кавказ, Средняя Азия, Аравийский полуостров), что в принципе не является правильным  [4, с. 32].

В то же время, в современном смысле, мы видим регион, соединяющий Египет на западе, Турцию и Иран на севере, Оманский залив на востоке, Йемен и Аденский залив – на юге (ближневосточный регион – это не только мусульмане, но и христиане и иудеи, активно вовлеченные в процессы в регионе, это регион с большинством турок, арабов и персов, кроме того, есть курдский фактор). Хотя особый интерес к ближневосточному региону возник с середины XIX века, с начала XX века этот регион признается «зоной жизненных интересов» многих центров силы мира [3, с. 89].

Потребность в энергоресурсах постоянно растет, что обусловливает интерес к этому региону. С точки зрения природных ресурсов центром региона следует считать Иранский залив, поскольку здесь сосредоточена большая часть природных ресурсов. Персидский залив представляет собой регион площадью 5 млн км2, охватывающий Иран, Саудовскую Аравию и 6 стран, граничащих с Персидским заливом (Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман). Этот регион арабы, персидские и западные исследователи — Персидским заливом, а турки — Басрским заливом. Несмотря на большинство мусульман в странах Персидского залива и странах Ближнего Востока в целом, существуют межконфессиональные разногласия, идеологические проблемы, пограничные конфликты, политические, исторические, психологические вопросы, разногласия в политических взглядах и, отдельно, тайное сотрудничество с западными государствами в регионе, из-за чего они не могут действовать сообща перед процессами. В Персидском заливе находится 50% мировых месторождений нефти и 45% запасов природного газа. Предполагается даже, что в этом регионе находятся запасы, оцениваемые в 2 трлн баррелей в мире. С другой стороны, 33-процентная доля нефти в мировом энергопотреблении еще больше увеличивает значение региона [6, с. 65].

Исламская Республика Иран (ИИР) расположена в стратегически важной части Евразийского континента – на Ближнем Востоке, в Западной Азии. Культурно-историческим ядром современного Ирана является Персидская империя (собирательное название династий Ахеменидов, Арсаков и Сасанидов). Иран имеет сухопутные границы с Афганистаном, Пакистаном, Туркменистаном, Арменией, Азербайджаном, Турцией и Ираком. Иран не имеет сухопутной границы с Россией, но разделяет воды Каспийского моря. На юге Иран омывается Персидским и Оманским заливами. Ормузский пролив, соединяющий оба залива, имеет стратегическое значение, через него проходит около 20% мировых нефтепродуктов.

Используя свои геополитические преимущества на протяжении всей своей истории, Иран создал влиятельный политический институт в регионе. Иран расположен в сухих, полупустынных, субтропических районах Передней Азии. Имея площадь 1 648 195 км2, Иран является 18-й по величине страной в мире. Хотя Иран является 28-й страной мира по размеру своей экономики, резкие геосинклинальные зоны в этой стране препятствуют распространению промышленности. Иран занимает 4-е место в мире по запасам нефти. Разведку нефтяных месторождений осуществляет «Национальная нефтяная компания Ирана» (Sherkete Milliye Nafte Iran). Иран занимает второе место в мире после России по запасам природного газа. Через Ормузский пролив проходит более 40% мирового экспорта нефти [10].

Население многонациональной страны составляет более 83 миллионов человек, и более 60% составляют лица моложе 30 лет. Уровень образования в стране высокий (85% всего населения и 97% молодежи до 30 лет), отмечается гендерное равенство. Хотя есть сунниты и христиане, а также парсы, евреи и индуисты, большинство жителей исповедуют шиизм.

Государственный строй — республиканская теократия. Верховный лидер – священнослужитель, избираемый пожизненно. Президент, избираемый сроком на 4 года, выполняет функции премьер-министра и представляет государство во внешней политике. Законы принимаются Меджлисом (Парламентом). Политические силы делятся на консерваторов и либералов-реформаторов, как и в России [2, с. 5].

В сфере безопасности проблемными остаются районы действия террористических группировок на границе Афганистана и Пакистана.

Региональным соперником Ирана является Саудовская Аравия (в настоящее время предпринимаются усилия по установлению двусторонних дипломатических отношений), отношения с которой долгое время были натянутыми из-за религиозных разногласий (ваххабитский суннизм) и исторических конфликтов (поддержка Эр-Риядом режима Саддама Хусейна). Основными противниками Ирана являются США и Израиль (Иран обвиняется в попытках создания ядерного оружия, риске подрыва гегемонии США в регионе Персидского залива, есть исторические обиды, неприятие теократической модели правления в Иране) и их сателлиты. Поэтому ЕС и некоторые страны Ближнего Востока, находящиеся под влиянием США или Саудовской Аравии, могут по своему желанию выступить против Ирана.

В региональной геополитике существует понятие «Большой Иран», в который, помимо иранского государства, входят сам Иран, а также Таджикистан и большая часть Афганистана. Кроме того, необходимо учитывать влияние Ирана, центра мирового шиизма, на арабские страны и соседние государства с шиитским населением: 1) Бахрейн, Ирак, Катар, Азербайджан (большинство); 2) Кувейт, Ливан, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Йемен, Сирия, Афганистан, Пакистан (меньшинство); 3) Население ряда африканских стран также шиитское. Шииты имеют фундаментальное политическое влияние на Коморских островах [7, с. 312].

Для успешной реализации проекта «Большой Ближний Восток» США должны владеть треугольником Средиземное море-Каспий-Персидский залив, который образует сердце Ближнего и Среднего Востока. Очень важно подчинить себе Иран, чтобы закрепиться в этом геополитическом треугольнике. Это превосходство Ирана было доказано и принято на практике как во второй половине ХХ века, так и в нашей новейшей истории. Первая стратегическая задача Ирана — сохранить существующие естественные границы и геополитическую крепостную структуру. Иран, расположенный в важнейшей геостратегической зоне Ближнего и Среднего Востока, является мишенью новой модели империализма Запада [9, с. 2].

Иран играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты – Передней Азии, включающей Ближний и Средний Восток, Кавказ, зону Каспийского моря и Среднюю Азию. Иран также имеет важнейшее военно-стратегическое положение на Ближнем Востоке, Кавказе, в Средней Азии и Каспийском море. Все болевые точки в регионе так или иначе связаны с Ираном. Все проблемы отдельных частей региона, которые кажутся чисто внутренними, будь то этнические, религиозные, военные или экономические, незаконный оборот беженцев и наркотиков, терроризм и сепаратизм, могут быть эффективно решены только с помощью Исламской Республики Иран.

Геополитическое значение Ирана определяется тремя факторами, «тремя столпами»:

1. Географическое положение. Иран — это сердце, сердце Большого Ближнего Востока с точки зрения геополитики. Ее расположение между Кавказом и Индийским океаном является стратегической опорой для этой страны, а ее расположение в такой позиции позволяет ей одновременно контролировать Персидский залив, Каспийское море, Афганистан и Пакистан. Чтобы понять стратегическое положение Ирана, достаточно взглянуть на карту, частично отражающую представления США о Большом Ближневосточном театре военных действий. Кроме того, Ормузский пролив, главная артерия арабской нефтетранспортной системы, почти полностью находится в иранских территориальных водах. Это важный элемент системы энергетической безопасности США. Если этот водный путь будет закрыт, что уже произошло, под угрозой может оказаться примерно 40% всего экспорта нефти в мире. В настоящее время существующие альтернативные маршруты транспортировки нефти из региона способны покрыть максимум 53% всего объема танкерного транзита через Босфор [8, с. 74].

2. Религиозный фактор. Помимо своего выгодного географического положения, Иран также является центром шиитской общины всего мира. Почти всегда, говоря о шиитах, подчеркивают, что они составляют лишь 15% мусульманской общины (подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть общины). На протяжении веков шииты составляли меньшинство в умме и подвергались угнетению. Результатом этого стало не только значение мученической смерти в шиизме, но и, мягко говоря, способность приспосабливаться, выживать и существовать в неблагоприятной среде, и в условиях такого неопределенного отношения к себе шииты выработали свое мировоззрение, которое сунниты интерпретировали как «тукья», как законное лицемерие». Скрывая свою веру, они выстраивают суннитов в ряды верующих и призывают их к терпимости к своей идеологии, имея в виду, что шииты необычайно политически активны, что выдвигает их на первый план в контексте общей политизации ислама. Это не менее важный принцип для понимания внешней и внутренней политики политической элиты стран своего проживания, Ирана и отношения к ней всего мирового шиитского сообщества [1, с. 14].

Принцип «велаят-и факих» означает верховенство духовного лидера, «правоправителя», воля которого по определению непогрешима и обязательна, вот что здесь важно понять. Шииты пытались создать «праведное» государство на всех этапах своей истории. Согласно шиитскому учению, только чистые люди имеют право быть его главой, а в их отсутствие только правоведы имеют право их замещать. Исламская революция в Иране была одной из первых серьезных претензий ислама на политическую власть в современном мире. Это привело к созданию уникальной политической системы, действующей в двух совершенно разных пространствах: демократическом и теократическом. В теории имама Хомейни, реализованной в конституции Исламской Республики Иран, «исламское правительство» реализуется как республика, основанная на принципе «велаят-и-факих», и власть юриста устанавливается в форме Исламские инструкции.

С точки зрения государственного устройства Иран – уникальная страна, объявившая ислам государственной религией и, самое главное, закрепившая статус ислама конституцией. Исламская Республика Иран – не просто исламская страна, а исламское государство. Согласно Хомейни, вали-факих является высшим толкователем божественных законов и в то же время осуществляет верховный контроль над светской государственной властью, вооруженными силами и силами безопасности. За шиитскими общинами стоит прочное финансово-экономическое положение [7, с. 239].

3. Энергетические ресурсы Ирана. Эксперты считают, что Иран обладает 10% мировых запасов нефти и 15% запасов газа. По доказанным запасам нефти Иран занимает 3-4 место в мире. Общие запасы составляют 370 миллиардов баррелей. (50 млрд тонн). Доказанные извлекаемые запасы составляют от 96% до 100 млрд баррелей, по разным данным. (13-13,4 млрд т). 80% официально подтвержденных запасов нефти расположены на месторождениях провинции Хузестан и шельфовых месторождениях Персидского залива. Общие запасы природного газа Ирана достигли 33,1 трлн кубометров. Это второе место в мире после России. Основными покупателями иранской нефти являются Япония, Китай и Южная Корея, на долю которых приходится около 50% экспорта нефти Ирана. Кстати, Иран является третьей страной, поставляющей энергоресурсы в Японию [10].

Сегодня трудно говорить о единой тенденции и мотивации, определяющей ближневосточную политику Ирана. Видно, что среди элиты внешней политики и безопасности Ирана находят своих сторонников исламистско-революционные, сектантские и националистические течения. Однако есть два важных момента, в которых эти тенденции сходятся, хотя и по разным причинам и соображениям. Первый из них можно охарактеризовать как «иранскую исключительность». Соответственно, Иран занимает уникальное место в регионе с точки зрения исторических, конфессиональных и геополитических аспектов. Эта точка зрения приводит к представлению Ирана как другой и уникальной, но «единой» страны. Этот подход имеет два важных следствия с точки зрения внешней политики. Во-первых, идея о том, что Иран «одинок», является «навязчивой», поскольку «исламский иранский режим» стал открытой и уязвимой мишенью перед лицом атак противника [8, с. 308].

Таким образом, это в значительной степени ведет к секьюритизации иранской политики и проведению внешней политики по оси безопасности. В этих рамках почти каждое событие в регионе, независимо от того, связано оно напрямую с Ираном или нет, считается «ираноцентричным». Во-вторых, исключительный взгляд на Иран приводит к выводу, что Иран «превосходит» другие страны региона и, следовательно, должен возглавить страны региона.

Стремление к региональному лидерству, являющееся результатом исключительности Ирана, является вторым вопросом, по которому согласны различные сегменты внешней политики и силовых элит. Стремление Ирана к региональному статусу и лидерству не ново. Однако между элитами существуют серьезные разногласия по поводу того, как добиться статуса регионального лидера Ирана.

На самом деле, в региональной политике Ирана есть два дискурса, которые конкурируют друг с другом с точки зрения методов, но в конечном итоге направлены на повышение регионального статуса Ирана. Правительство Рухани поддерживает внешнюю политику, основанную на экономическом развитии и «конструктивном взаимодействии» со странами региона. С другой стороны, элиты безопасности подчеркивают дискурс «оси сопротивления». Хотя подход Рухани призывает к обеспечению мира и стабильности в регионе, дискурс оси сопротивления основан на сохранении региональных конфликтов. Постепенная милитаризация нынешних кризисов на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, и провал дипломатических усилий по урегулированию приводят к выдвижению на первый план силовой элиты и оси сопротивления во внешней политике Ирана, усилению региональной поляризации [8, с. 312].

Таким образом, автор данного исследования приходит к выводу о важной роли и одной из ведущих прогрессивных позиций Исламской Республики Иран в геополитическом, религиозном и нефтяном развитии ближневосточного региона.

 

Список литературы:
1. Behrooz  Moazami. İran’da devlet, din və devrim. İstanbul: İletişim Yayıncılıq, 2018, 24 s.
2. İran İslam Respublikasının Konstitusiyası. Bakı: Beynəlxalq ALHODA nəşriyyatı, 2010. 48 s.
3. Əmirov İ. Yaxın və Orta Şərq ölkələrinin tarixi. Bakı: “Bakı Universiti”, 2018. 463 s.
4. Soltanova H., Məmmədov  C. Yaxın və Orta Şərq ölkələrinin iqtisadi və sosial coğrafiyası. Bakı: “Bakı Universiteti”,  2008. 304 s.
5. Рябцев В.Н. Современный иранский кризис как объект геополитического анализа: региональный и глобальный контекст. Ростов-на-Дону:  ЮНЦ РАН, 2008. 576 с.
6. Tayyar Ari. Geşmişten Günümüze Orta Doğu, Siyaset, Savaş ve Diplomasi. Bursa: “Ankara” yayınları, 2014. 345 s.
7. Иран на условиях новых геополитических реалий. М.: Фонд Ибн Сины, 2019. 341 с.
8. Francisco Jose B.S., Carlos  Branco, Flavius Caba-Maria. The geopolitics of Iran. Sigapore: “Spinger Nature Singapore Pte ltd”, 2021. 607 s.
9. Иран: геостратегия и геополитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://iran.ru/news/analytics/71564/Iran_geostrategiya_i_geopolitika // (дата обращения: 10.05.2023).
10. İran’da enerji: rezervler, üretim, tüketim və kurumsal aktörler. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iramcenter.org/iranda-enerji-rezervler-uretim-tuketim-ve-kurumsal-aktorler-229 // (дата обращения: 12.05.2023).