КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ
CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN RUSSIA
Ksenia Kozlova
Student, State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod Provincial College», Russia, Nizhny Novgorod
Alice Konakova
Student, State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod Provincial College», Russia, Nizhny Novgorod
Darya Gorskaya
Student State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod Provincial College», Russia, Nizhny Novgorod
Ekaterina Buvashkina
Student, State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod Provincial College», Russia, Nizhny Novgorod
Anna Avdeeva
Teacher, head of the specialty Law and organization of social security, State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod Provincial College», Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. Научная статья посвящена изучению конституционно-правовой ответственности общественных объединений в России. В работе рассматриваются основные аспекты регулирования ответственности общественных объединений в рамках конституционных норм и законодательства Российской Федерации. Анализируются понятие ответственности общественных объединений, ее основания, виды и механизмы привлечения к ответственности.
Abstract. The scientific article is devoted to the study of the constitutional and legal responsibility of public associations in Russia. The paper examines the main aspects of regulating the responsibility of public associations within the framework of constitutional norms and legislation of the Russian Federation. The concept of responsibility of public associations, its foundations, types and mechanisms of accountability are analyzed.
Ключевые слова: общественные объединения, Россия, механизмы, федеральный закон, конституция РФ.
Keywords: public associations, Russia, mechanisms, federal law, constitution of the Russian Federation.
Общественные объединения – это негосударственные организации, созданные на основе добровольного объединения граждан для совместного реализации своих интересов и целей. Они могут быть созданы на основе общности убеждений, интересов, профессиональной или территориальной принадлежности. Общественные объединения в России могут быть различных форм собственности (некоммерческие партнерства, общественные объединения, общественные движения, общественные фонды и т.д.) и осуществлять разнообразные деятельности в социальной, культурной, образовательной, благотворительной и других сферах. Важной особенностью общественных объединений является их независимость от государства и возможность самостоятельного определения своих целей и задач [4, с. 316].
Ответственности общественных объединений - соблюдение законодательства, защита интересов членов, исполнение своих обязанностей перед государством и обществом, поддержание прозрачности и открытости своей деятельности, осуществление социально значимых проектов и программ, соблюдение этических и моральных принципов.
В Российской Федерации существует большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность общественных объединений:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Федеральный закон «Об общественных объединениях»
3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
Общественные объединения могут быть привлечены к ответственности за нарушение законов и прав граждан. Ниже приведены некоторые виды и механизмы привлечения общественных объединений к ответственности:
1. Гражданские исковые процессы. Граждане, организации или государство могут подать иск в суд на общественное объединение в случае нарушения их прав. Суд может вынести решение о возмещении причиненного ущерба или иных мер по восстановлению нарушенных прав.
2. Административная ответственность. Общественные объединения могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение административных правил, законов или указов, например, штрафы или возможное ликвидирование организации.
3. Уголовная ответственность. Если деяние общественного объединения квалифицируется как преступление, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности. Это может привести к аресту, штрафу или другим мерам.
4. Административные наказания. Кроме штрафов, общественные объединения могут быть подвергнуты другим административным наказаниям, например, временному приостановлению деятельности.
5. Аудиторские проверки. Государственные органы могут проводить проверки деятельности общественных объединений для выявления нарушений законодательства. В случае выявления нарушений могут быть применены различные меры ответственности [2, с. 3].
Но важное место отводится конституционной ответственности общественных объединений.
Основания конституционно-правовой ответственности общественных объединений:
1. Нарушение Конституции, посягательство на конституционный строй.
Согласно статье 13 Конституции РФ, запрещается создание и деятельность общественных организаций, целью или действия которых являются насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, формирование вооруженных группировок, подстрекательство к социальным, расовым, национальным и религиозным конфликтам. Также в данной статье утверждается, что никакая идеология не может быть установлена как государственная или обязательная [1].
2. Нарушение законодательства, собственных учредительных документов, совершение действий, противоречащих целям создания или отказ от достижений этих целей.
Согласно статье 44 ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение может быть распущено судебным порядком в случае систематического нарушения законов, других нормативно-правовых актов или осуществления деятельности, противоречащей его уставным целям [5]. Примером причины ликвидации из-за отказа от достижения целей, для которых было создано общественное объединение, может служить отсутствие участия политической партии в выборах в течение пяти лет подряд.
3. Нарушение прав и свобод граждан, побуждение к отказу от исполнения обязанностей, нанесение ущерба их нравственности или здоровью.
Например, общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке в случае нарушения своими действиями прав и свобод человека и гражданина.
Существует разнообразие конституционно-правовых мер, которые могут быть применены к общественным объединениям. Эти меры можно условно разделить на две группы: первая связана с лишением конституционно-правового статуса (например, роспуск, ликвидация, запрет деятельности, отмена государственной регистрации), а вторая группа включает иные меры, не приводящие к лишению конституционно-правового статуса (например, отказ в регистрации, приостановление деятельности, вынесение предупреждения, переход имущества политической партии в государственную собственность, отмена актов партии как неконституционных) [4].
Конституционно-правовая ответственность общественных объединений играет важную роль в обеспечении законности, защите прав и свобод граждан, обеспечении безопасности общества и государства.
Важность конституционно-правовой ответственности общественных объединений включает в себя следующие аспекты:
1. Защита конституционных принципов. Общественные объединения, особенно политические партии, могут оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны. Поэтому важно, чтобы их деятельность соответствовала Конституции и законам Российской Федерации.
2. Обеспечение законности. Конституционно-правовая ответственность общественных объединений способствует предотвращению незаконной деятельности, нарушений прав граждан и иных правовых норм.
3. Обеспечение честных выборов. Политические партии, как один из видов общественных объединений, играют важную роль в выборах и политической системе. Контроль за их деятельностью и отсутствие нарушений важны для обеспечения честности и прозрачности выборов.
4. Борьба с экстремизмом и терроризмом. Конституционно-правовая ответственность общественных объединений также важна для предотвращения и борьбы с экстремизмом, терроризмом и другими угрозами национальной безопасности [3, с. 73].