Статья:

Соотношение международного и Российского законодательства в сфере регулирования трудовой миграции

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Трудовое право; право социального обеспечения

Выходные данные
Жумабаев Ж.Х. Соотношение международного и Российского законодательства в сфере регулирования трудовой миграции // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 104-109.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Соотношение международного и Российского законодательства в сфере регулирования трудовой миграции

Жумабаев Жавохир Хамракулович
магистрант, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В этой статье анализируется и соотносится Российское и международное законодательство, регулирующее взаимоотношения трудовых мигрантов и государства. Автор, раскрывая и сравнивая, особенности Российского законодательства в сфере регулирования трудовой миграции с международным опытом, пишет об отличи­тельных особенностях Российского законодательства, в то же время указывая, на несоответствия с международной практикой и предлагает пути развития Российского миграционного законодательства.

 

Ключевые слова: Трудовые мигранты; Миграционное законода­тельство; Регулирование трудовой миграции; Трудящиеся-мигранты.

 

Активно развивающие во всем мире процессы интернацио­нализации труда сопровождаются интернационализацией рабочей силы, меняющее местожительство и место работы, переезжая из одних городов и государств в другие, с целью улучшения своего материального положения. Процессы международной миграции населе­ния занимают все большее значение в развитии социума. Все большее число государств вовлекаются в международную трудовую миграцию, и можно с уверенностью говорить об увеличении общей численности международных мигрантов, характера и направленности миграционных потоков.

Процессы трудовой миграции являются составными частями общей миграции населения. Эти процессы имеют длительную историю. Так, на национальном уровне процессы международной миграции фактически регулируются странами – получателями трудовых ресурсов. Национальная политика каждого государства зависит от того, каким образом исторически сложились рынки труда в этих странах. Сегодня существуют два подхода к регулированию миграционных процессов: «ассимиляционный» (в США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии) и «отходнический» (в Западной Европе, странах Персидского залива, Японии), которые реализуются государствами в той или иной пропорции. При «ассимиляционном» подходе к регулированию миграционных потоков страна привлекает работника на постоянное местожительство с семьей, но без определенного заранее трудоустройства. При «отходническом» подходе государство, обычно принимает мигрантов по специальным приглашениям национальных фирм на определенное время. При такой политике мигранты едут обычно без семей, но на определенное заранее рабочее место. Российская Федерация использует строго «отходнический» подход для мигрантов трудящихся из СНГ и дальнего зарубежья и «ассимиляционный» — для переселенцев и беженцев из пост­советского пространства.

Для регуляции миграционных потоков на мировом уровне было создано несколько организаций:

· Международная организация труда (МОТ) устанавливающая международную стандартизацию в сфере заработной платы, продолжи­тельности рабочего дня, условий труда, социального страхования и обеспечения, оплачиваемого отпуска, охраны труда.

· Международная организация по миграции (МОМ) занимаю­щаяся проблематикой организации международной миграции (вопросы количественной и качественной стороны миграции, проблематика беженцев);

· Комиссия ООН по народонаселению располагающая специализированный фонд, который используется для того, чтобы суб­сидировать национальные программы в сфере иммиграции населения;

Так, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. [7, с. 23] вступившая в силу 1.06.2003 года, применяется ко всем трудовым мигрантам и членам их семей, без каких-либо различий. Не допускается дискриминация по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку. Конвенция применяется на протяжении всего процесса иммиграции трудовых мигрантов и членов их семей. Этот процесс включает в себя подготовку к перемещению, процесс выезда, транзита и все время пребывания, оплаты труда в стране, где совершались работы, а также возвращение в страну отправления.

Конвенция определяет для трудовых мигрантов точно такие же условия пребывания, которые предусматривают отношение с мигрантами не менее благоприятное, чем то, которое применяется к собственным гражданам страны. Такой режим уравнивает трудовых мигрантов с гражданами страны пребывания в отношениях: 1) охрана трудящихся от увольнения; 2) пособия по безработице; в) доступ к общественным работам внутри программы по, борьбе с безработицей; г) доступ к иной трудовой деятельности в случае потери работы при соблюдении иных положений Конвенции.

Согласно Конвенции трудовые мигранты имеют право на свободный выбор вида трудовой деятельности в стране работы по найму, учитывая ограничения, которые касаются признания квалификаций, полученные за границей, функций, рода деятельности, которые обусловлены интересами страны и его безопасности, предусмотренные в национальном законодательстве. Также члены семьи трудящихся и сами мигранты имеют право на создание профсоюзов и ассоциаций в стране пребывания для того, чтобы обеспечить и защитить своих экономические, социальные, культурные и иные интересы. Имеют право на перевод заработанных денежных средств и сбережений, в том числе средства, нужные для содержания семьи, из страны пребывания на родину или же в любую другую страну.

Европейская социальная хартия статьей 18 фиксирует права трудовых мигрантов заниматься трудовой деятельностью, приносящей денежный доход, на территории других государств, которые являются участниками данного Соглашения [3, с. 18]. Страны, присоединившиеся к соглашению, обязываются: применять существующие законодательные акты в духе либерализма; упрощать действующие формальности и сокращать или упрощать гербовые и иные сборы с трудовых мигрантов; сделать в одностороннем или в коллективном порядке менее строгим законодательные акты, которые регулируют работу трудовых мигрантов, и признавать право своих граждан на выезд из собственного государства с целью трудовой деятельности, которая приносит доход, на территории других стран.

Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся - мигрантов 1977 года регулирует вопросы следующего характера: приобретение разрешения на работу, пребывание и проживание, набор трудовых ресурсов и ее перемещение, принцип воссоединения с семьей, право социального обеспечения [5, с. 12].

Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г. приме­няется на иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев [4, с. 21]. На них распространяются те же социальные программы, что и на собственных граждан. Основатели Конвенции следовали принципу, чтобы ни один из моментов трудовой жизни мигранта не оказалась вне рамок этого соглашения. Именно потому полагается выплаты социальных пособий, в том числе и за границами компетентности страны. Кроме того, соглашение регламентирует выплаты пособий по материнству, по болезням, по инвалидности, по старости, по случаю трудовых увечий, по случаям профессиональных заболеваний, по смерти.

Россия не была изолирована от миграционных потоков. Распад Советского Союза, переход от плановой экономики к рыночной, экономические и политические трудности, межэтнические конфликты и столкновения послужили причиной того, что на Российской территории в середине 1990-х г. оказались более трех миллионов беженцев. Эти миграционные потоки были, прежде всего, из пост­советского пространства и стран Балтии.

Как у страны – импортера миграционное законодательство в России направлено на то, чтобы обеспечить защиту государственной экономики от излишнего притока трудовых мигрантов из других государств; разработать меры по регулированию количественными и качественными параметрами миграционного потока, обеспечить рацио­нальное использование прибывающих трудовых ресурсов на благо экономических и политических интересов России.

В области многосторонних соглашений России в сфере регулирования трудовой миграции можно выделить следующие.

Межправительственная ассамблея государств – участников СНГ составила соглашение «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», которая является рекомендательным документом [11, с. 24]. В целях этого документа числятся: урегулирование процессов трудовой миграции в рамках содружества; обеспечение прав трудовых мигрантов в независимости от того, на территории какой страны находятся мигранты; способствование созданию и сближению национальных законодательных актов в странах содружества, а также межгосу­дарственных соглашений в этой сфере.

В Конвенции устанавливаются базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ и регулируются следующие вопросы: полномочия органов, занимающихся направлением и привлечением рабочей силы; порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов; Данный региональный документ инкорпорирует в российское законодательство нормы международных конвенций по трудовой миграции, принятых в рамках ООН и МОТ.

Подводя итоги можно говорить, о том, что в Западной Европе, США, Канаде, где мы можем наблюдать развитое законодательное регулирование в сфере трудовой миграции. Обязанности страны, которые корреспондируют с правами и свободами трудовых мигрантов, находят свое проявление в совокупности гарантий, закрепленных в международно-правовых соглашениях, в том объеме, в котором страна обязуется предоставить трудовым мигрантам для их осуществления на практике. Таким образом, процессы обеспечения государствами прав и свобод трудовых мигрантов состоят в формировании возможностей и предоставлении условий для того, чтобы мигранты в полной мере могли реализовать свои права и свободы. Как мы видим, именно в этом направлении двигаются Западные страны. В попытках найти наилучший баланс между национальными интересами и защитой прав и свобод трудовых мигрантов, они не закрывают глаза на последнее. И, именно поэтому мы наблюдаем в развитых странах большой поток разноплановых трудовых мигрантов, так как, для трудящихся, смысл правоотношений между ними и государством заключается в получении защиты своих прав, а для государства, в том, чтобы гарантировать такую защиту.

В России же, мы видим иную картину, где права и свободы трудящихся-мигрантов, отнюдь, не находятся в равном положении с государственными интересами. Здесь мы наблюдаем коллизии нормативно-правовых актов, которые касаются прав и обязанностей трудовых мигрантов. неопределенности правового регулирования, нередко ведущие к последствиям, которые серьезно ухудшают положения трудовых мигрантов. По мнению многих ученых, совершенствование регулирования трудовой миграции в России должно двигаться в направлении наиболее широкого охвата взаимоотношений мигранта и государства, устранение или существенное облегчение некоторых отдельных административных процедур, социальное обеспечение трудящихся мигрантов должно быть наравне с гражданами страны, создание условий для наилучшей реализации прав и свобод трудовых мигрантов. Именно так мы можем привлекать разноплановых трудовых мигрантов, высококвалифици­рованных специалистов, которые так нужны для развития экономики страны.

 

Список литературы:
1. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Юристъ, 2004.
2. Булавко А.Э. Международное регулирование трудовой миграции // Молодой ученый. – Москва, 2017. – № 29. 
3. Европейская социальная хартия от 18.10.1961 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.: Международная организация по миграции, 1994. 
4. Европейская конвенция о социальном обеспечении от 14.12.1972 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.: Международная организация по миграции, 1994.
5. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся - мигрантов от 24.11.1977 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.: Международная организация по миграции, 1994.
6. Карпова И.В. Международное сотрудничество России в сфере регули-рования внешней трудовой миграции. – М.: Искра, 2008. – 240 с.
7. Международная конвенция о защите прав мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.: Международная организация по миграции, 1994.
8. Рекомендация МОТ № 151 о трудящихся-мигрантах от 24 июня 1975 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.: Международная организация по миграции, 1994.
9. Рубинская Э.Д. Регулирование международной миграции рабочей силы: многоуровневый подход. Государственное и муниципальное управление // Ростов на Дону, 2014. – № 2. 
10. Рубинская Э.Д. Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: система мер // Государственное и муниципальное управление. – Ростов на Дону, 2016. – № 8.
11. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, от 15 апреля 1994 г. // СЗ РФ. 1996. - № 47. - Ст. 5299.