Статья:

Ответственность за нарушение правового режима работы со сведениями, составляющими государственную тайну

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Информационное право

Выходные данные
Вовенда Ю.В. Ответственность за нарушение правового режима работы со сведениями, составляющими государственную тайну // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 38-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ответственность за нарушение правового режима работы со сведениями, составляющими государственную тайну

Вовенда Юлия Владимировна
магистрант, Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, Санкт-Петербург

 

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE LEGAL REGIME FOR WORKING WITH INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

 

Yulia Vovenda

Student (Master), North-West Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению мер ответственности, которая применяется к лицам, нарушившим правовой режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну. В статье освещены основные моменты в установлении правовых режимов для работы с отдельными категориями информации.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the measures of responsibility that apply to persons who have violated the legal regime of work with information constituting a state secret. The article highlights the main points in the establishment of legal regimes for working with certain categories of information.

 

Ключевые слова: правовые режимы; государственная тайна; ответственность; нарушение; законодательство.

Keywords: legal regimes; state secrets; responsibility; violation; legislation.

 

В Российской Федерации для обеспечения безопасности информационных ресурсов созданы и функционируют правовые режимы работы с информацией. Информационные ресурсы подразделяются на информацию с ограниченным доступом и открытую информацию. Основными правовыми режимами обеспечения безопасности информационных ресурсов являются: правовой режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну, правовой режим работы с персональными данными, правовой режим работы с информацией для служебного пользования.

Конституция Российской Федерации содержит базовые основы для установления правовых режимов работы с информационными ресурсами. В частности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, при условии если отдельными федеральными законами не предусмотрены правовые режимы для определенной информации, например, правовой режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну [1].

Установление правовых режимов нацелено, прежде всего, на обеспечение безопасности конкретных информационных ресурсов, которые обрабатываются в органах власти, организациях, предприятиях и т.д. В основном правовые режимы обеспечения безопасности информационных ресурсов выражаются в специальных ограничениях доступа к определенной информации третьими лицами (создание специальных секретных помещений, формирование списков сотрудников, допущенных для ознакомления с информацией и т.д.), запрета произведения определенных видов действий с информацией (копирование, изменение, разглашение, отправление любыми способами посредством электронной связи), принятием режимных мер (контрольно-пропускные пункты, установка специального оборудования в помещениях для работы с информацией), проведение особых контрольно-проверочных мероприятий для оценки уровня обеспечения информационной безопасности информационных ресурсов, принятие нормативно-правовых актов, официальных документов, регламентирующих работу с отдельными категориями информационных ресурсов  и другое. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим правовой режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну, являются Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» [5], Постановление Правительства РФ от 4.09.1995 №870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» [6].

В соответствии со статьей 2 государственная тайна представляет собой информацию, которая подлежит защите государством, в различных сферах деятельности государства: военная, внешнеполитическая, экономическая, розыскная и другие. Особенностью сведений, составляющих государственную тайну, является то, что при их разглашении, утечке, потере может быть нанесен значительный ущерб национальной безопасности государства [5].

В свою очередь, лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Уголовная ответственность прописана в статьях главы 29. «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» Уголовного кодекса Российской Федерации [2]. Уголовный кодекс Российской Федерации в соответствии со ст. 275 предусматривает лишение свободы от 12 до 20 лет со штрафом за государственную измену или ст. 276  предусматривает лишение свободы от 10 до 20 лет за шпионаж – выдача государственной тайны, либо оказание консультационной помощи иностранному государству или организации, которые привели к ущербу в обеспечении безопасности Российской Федерации. Однако при условии того, что лицо добровольно сообщит о выдаче государственной тайны тем самым предотвратит возможный ущерб, то оно освобождается от уголовной ответственности.

Например, в настоящий момент по статье 275  УК РФ идет дело по обвинению советника гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина по информационной политике И.И. Сафронова в том, что он передал секретные сведения о военно-техническом сотрудничестве России с одним из ближневосточных африканских государств спецслужбам Чешской Республики [7]. Сообщается, что И.И. Сафронов был завербован в 2012 году, а в момент передачи данных разведке Чешской Республики в 2017 году работал журналистов в «Коммерсанте».

Уголовная ответственность также предусмотрена за разглашение и получение государственной тайны (ст. 283 УК РФ, ст. 283.1 УК РФ), без признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 УК РФ и 276 УК РФ, также при нарушении установленных правил при работе с документами, содержащими государственную тайну, что повлекло утрату и наступление тяжких последствий (ст. 284 УК РФ) [2].

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность связанную с государственной тайной, в части касающейся нарушения условий работы с государственной тайной (ч. 3-4 ст. 13 КоАП РФ) [3], например, использование неаттестованного оборудования, несертифицированного программного обеспечения и др. Рассматривают дела об административных правонарушениях федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, которые осуществляют контроль за обеспечением защиты государственной тайны.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации  может быть применена дисциплинарная ответственность к лицам нарушившим правовой режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну, а именно в соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя может быть расторгнут трудовой договор при однократном разглашении государственной тайны [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой режим работы со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливает применение специфических мер государственной защиты, особую защиту государственной тайны специальными органами, а также закрепляет в законодательстве конкретные положения применения уголовных, административных и дисциплинарных мер ответственности.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации / Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.12.2020).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 15.12.2020).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 15.12.2020).
5. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1 (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-21071993-n-5485-1-s/ (дата обращения: 10.12.2020).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.09.1995 №870 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7686/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 9.01.2021).
7. ФСБ предъявила обвинение в госизмене журналисту Сафронову [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РБК». - Режим доступа:  https://www.rbc.ru/society/13/07/2020/5f0bfebc9a794736d34c7587 (дата обращения: 10.12.2020).