Статья:

Коллизионно-правовое регулирование международных трудовых отношений

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Байдин П.Н. Коллизионно-правовое регулирование международных трудовых отношений // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коллизионно-правовое регулирование международных трудовых отношений

Байдин Павел Николаевич
магистрант 2 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина - КубГАУ, РФ, г. Краснодар

 

COLLISIONAL LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL LABOR RELATIONS

 

Pavel Nikolaevich Baidin

2nd year master's student of the faculty of law Kuban state agrarian University I.T. Trubilin University Kubgau, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Автором рассмотрен вопрос о некоторых проблемах, возникающих при регулировании международных трудовых отношений в связи с наличием коллизий. Автор считает, что проблема коллизий норм, регулирующих труд в международном частном праве, еще не нашла своего разрешения.

Abstract. The author has considered the issue of some problems that arise in the regulation of international labor relations in connection with the presence of conflicts. The author believes that the problem of conflicts of norms governing labor in international private law has not yet been resolved.

 

Ключевые слова: право, работник, иностранный гражданин, норма, коллизия, закон места работы.

Keywords: law, employee, foreign citizen, norm, conflict, law of place of work.

 

В правоотношениях, которые содержат иностранный элемент, возможно возникновение столкновения законов разных стран (коллизии). Они возникают в различных сферах, в том числе и в трудовом праве. Так как трудовое право является не только частной отраслью, но и несет в себе в значительной мере публично-правовые начала, это ограничивает действие иностранного законодательства. Для трудовых правоотношений характерно действие коллизионного принципа закона места работы (lex loci laboris). В некоторых случаях под ним понимают закон страны места нахождения правления организации или закон флага судна и др. Если работник отправляется в командировку на территорию другой страны, следует применять закон той страны, которая направила его для работы в командировку.

Бывают ситуации, когда работник должен выполнять работу в нескольких странах. Такое возможно у работников, работающих в сфере международного транспорта (автомобильного, речного, железнодорожного, воздушного). В таких случаях требуется применение дополнительных коллизионных привязок. Немаловажную роль в трудоустройстве иностранных работников играют взаимосвязи разных государств. Это особенно проявляется при возникновении и разрешении трудовых споров.

В России суды, при рассмотрении трудового спора, в котором участвует иностранный работник, при условии, что такой спор возник на территории нашей страны, применяют преимущественно российское право. В 2015 г.  Трудовой кодекс РФ был дополнен важной главой 50.1, в которой содержались нормы, регулирующие особенности труда иностранных работников и лиц без гражданства. В указанной главе не содержится коллизионных норм.

Подробно об участи граждан-иностранцев в трудовых правоотношениях говорится в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[1] и актах Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти принятых на его основе. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ [2], дается толкование положений трудового законодательства. Так в нем сказано, что в случаях, когда международный договор, которым регулируются трудовые отношения, устанавливает другие правила, чет те, что предусмотрены в законодательстве РФ, следует применять правила, установленные международным договором. Это следует из ч.4 ст.15 Конституции РФ, а также ч.2 ст.10 ТК РФ.

Российская правоприменительная практика, таким образом признает допустимость применения международно-правового регулирования трудовых отношений. Российская Федерация осуществляет взаимодействие на двустороннем уровне с иностранными государствами по различным проблемам по широкому кругу вопросов, в том числе и по вопросам правового регулирования труда. К сожалению, в результате взаимодействия не удалось выработать единый подход по вопросам включения в двусторонние соглашения коллизионных трудовых норм.

Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики по вопросу временной трудовой деятельности граждан на территории России и Франции [3] предусматривает отказ сторон устанавливать квоты. Договор между Россией и Республикой Польша [4] содержит такое правило: если страны не выбрали законодательство, то вопросы, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров и претензии сторон, будут регулироваться законодательством по месту, где осуществляется труд.

Это приводит к различным решениям по однотипным вопросам, что дает почву для нарушения субъективных прав и злоупотреблению правами. Ученые считают, что злоупотребление субъективным правом [5, с.306], происходит, как правило, на грани дозволенного и недозволенного.  Нарушитель в любой момент может перейти эту грань, в результате чего злоупотребление правом трансформируется уже в более серьезные правонарушения или преступление [5, с.306]. В настоящее время проблема коллизий норм, которые регулируют труд в международном частном праве, нельзя назвать разрешенной, несмотря на многочисленные реформы российского законодательства, в частности, трудового, гражданского и международного частного права.

Некоторые категории работников в соответствии с ТК РФ (глава 53 ТК РФ) попадают под действие принципа экстерриториальности. Это работники дипломатических представительств РФ, работники консульских учреждений РФ, направленные в них для работы. Также к этой категории относятся работники, работающие в представительствах федеральных органов исполнительной власти РФ, госучреждений РФ, которые находятся за границей

Особенность регулирования их труда проявляется в следующем. Режим труда и отдыха названных лиц определяется в локальных нормативных актах, которые принимаются в представительстве и трудовыми договорами. Причем обязательным является действие принципа о запрете ухудшения их положения в данных актах по сравнению с ТК РФ (ст.339 ТК РФ). Тут мы видим наглядный пример дифференциации правового регулирования труда.

В российской практике вопрос о коллизионном регулировании труда с иностранным элементом решался с учетом того, что при всех различиях трудовые и гражданско-правовые отношения объединены общими принципами частноправового регулирования. К трудовым отношениям применяются общие понятия и положения международного частного права.

Трудовые правоотношения в РФ регулируются на высоком нормативном уровне. Имеется кодифицированный нормативный акт (ТК РФ), и федеральное законодательство (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В них достаточно подробно урегулированы вопросы правового положения иностранных работников, их правовой статус, но мы не найдем в них коллизионных норм, таких, которые  предусматривают правила выбора права, применимого к трудовым отношениям, обремененным иностранным элементом. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что реформирование трудового законодательства еще не закончено, и в будущем этот пробел будет устранен. Наличие правового регулирования труда иностранных граждан в трудовом законодательстве свидетельствует, что спорным можно считать мнение, об отнесении трудовых правоотношений иностранных работников к сфере действия международного частного права.

Следует отметить, что ТК РФ   содержит императивную коллизионную норму о законе места работы (lex loci laboris), которая считается базовой в правовом регулировании труда иностранных граждан. Это норма ст. 13 ТКРФ, в которой говорится о сфере действия ТК РФ и всех нормативных актов, в которых содержатся нормы трудового права. Эти нормативные акты, как и ТК РФ распространяют свое действие на всю территорию РФ. Исключения допустимы только если в этих нормативных актах имеется прямое на них указание.

В международном частном праве закон места работы не только провозглашается, но и опирается на конкретные принципы.

1. Работник, который устроился на работу, вливается в трудовой коллектив, становясь его частью. В этих случаях применение закона страны места работы будет уравнивать его в правах со всеми членами коллектива, то есть, с другими работниками данной организации.

2. Место работы и место заключения коллективного договора, как правило, соответствуют друг другу и это дает возможность и право работнику участвовать в управлении организацией.

3. Местом работы устанавливает пределы (границы) действия для локальных нормативных актов работодателя.

4. Судебное рассмотрение и разрешение трудовых споров между работником и работодателем происходит, как правило, по месту работы.

Среди всех принципов, большинство ученных отдает приоритет принципу автономии воли, который необходим для решения спорных вопросов с участием иностранных работников. Этот принцип называют еще главенствующим [6, с.67-77].

Можно утверждать, что коллизионная привязка lex loci laboris нашла применение в РФ к трудовым отношениям, с участием иностранцев.

Lex loci laboris применяется в различных странах, таких как Польша, Австрия, Австралия. Вопросы могут быть урегулированы в нормативных актах специального характера о международном частном праве (Австрия, Польша, Чехия, Румыния и др.). Они также могут закрепляться в Гражданском кодексе (Канада, Германия и др.). Наработанный другими странами опыт подробного правового регулирования труда с участием иностранных работников было бы целесообразно учесть в России, дополнив трудовое законодательство и отдельные положения ГК РФ, касающиеся труда иностранцев.

Для надлежащего применения на практике коллизионных норм имеются определенные правила. Так, необходимо правильно сочетать основные и дополнительные коллизионные нормы. Например, закон места работы (службы) и закон автономии воли, применяемые для типичных видов правоотношений и дополнительные коллизионные нормы, которые носят специальный характер.

Следует помнить о наличии ограничений, установленных императивными нормами, касающимися социальной защиты работников. Эти нормы фактически ограничивают действие коллизионного принципа «автономии воли» сторон. Действие императивных норм не зависит от права, которое было выбрано сторонами, от права, к которому отправляет коллизионная норма. Это, как правило, вопросы, касающиеся охраны труда работника, вопросы защиты отдельных категорий работников: женщины, инвалиды, несовершеннолетние и др. Необходимо в обязательном порядке учитывать те коллизионные нормы, которые касаются регулирования коллективных отношений в сфере международного права.

Нельзя забывать общий принцип, касающийся запрета ухудшать положение работника, или снижать уровень гарантий трудовых прав в системе коллизионных норм, либо действие принципа «наиболее благоприятных условий труда», которые могут быть предусмотрены национальным законодательством страны, трудовым договором, коллективным договором.

Таким образом, если имеется ограничение действия норм иностранного права относительно иностранных работников, которые работают в России, и при этом между странами отсутствует международный договор, реализация трудовых прав мигрантов должна быть обеспечена национальным законодательством в полном объеме. От этого зависят многие показатели, в частности защита трудовых прав иностранных работников, их успешная деятельность на территории страны, которая их принимает, обеспечение для них равных возможностей по сравнению с гражданами страны  для удовлетворения социальных потребностей.

 

Список литературы:
1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-Ф (ред. от 01.03.2020) //СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3032.
2. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007.N 3.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 27.11. 2009 г. //СЗ РФ. -2011. -№ 8. -С. 68-78.
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам // Бюллетень международных договоров.- 2002.- № 5. -С. 56-86.  
5. Адриановская Т.Л., Баева С.С. Злоупотребление правом работником и работодателем // Современная научная мысль. -2016. -№ 6. -С. 304-309. 
6. Лушникова М.В. Коллизионное правовое регулирование международных трудовых отношений: теоретические проблемы и современная практика // Закон. -  2011. -№ 10. -С. 67-77.