Использование информационных технологий в системе муниципальных закупок
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Использование информационных технологий в системе муниципальных закупок
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием информационных технологий в процессе реализации контрактной системы в Российской Федерации. Автором особо отмечено, что ввиду развития экономики цифрового типа, применение современных информационных технологий стало повсеместным во всех ее сферах, в том числе, в процессе реализации государственных и муниципальных закупок. Автором разработаны два основных вектора, направленных на эффективное и целесообразное использование информационных технологий в сфере контрактной системы.
Ключевые слова: контрактная система; государственные и муниципальные закупки; цифровая экономика; инновационное развитие; электронная форма закупки.
Муниципальные закупки на сегодняшний день являются одним из главных инструментов регулирования социально–экономической сферы на местном уровне. В рыночных условиях единого экономического пространства формируется механизм распределения муниципальных закупок на конкурентных началах, которые заложены в основу контрактной системы Российской Федерации.
За последние годы произошло значительное развитие цифровых технологий, оказавших значительное влияние на все аспекты повседневной жизни государства и общества [10, c. 21].
Поэтому, немаловажным направлением в сфере повышения эффективности института контрактной системы является использование современных информационных технологий, которые в свою очередь основываются на развитых компьютерных и коммуникационных системах.
Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 было определено, что одна из целей цифрового развития российской экономики – это внедрение технологий обработки данных с помощью электронных технологий для уменьшения затрат при выполнении работ, оказании услуг и производстве товаров, а также одновременное формирование цифрового общества [5].
Развитие экономики цифрового типа определило совершенно новые подходы в процессу регулирования всех сфер, в том числе область государственных и муниципальных закупок. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [7] перед государством на сегодняшний день стоит цель масштабного технологического обновления сфер экономики посредством внедрения научных разработок, формирования у общества и бизнеса модели инновационного поведения, инновационный путь развития, в частности, поддержка инноваций во всех секторах российской экономики.
Среди основных направлений, которые ориентированы на достижение вышеуказанных целей можно выделить: формирование системы стимулов к инновационному развитию посредством усиления инновационной системы государственных и муниципальных закупок, использование возможностей контрактной системы для поддержки российских компаний.
Процесс цифровизации системы государственных и муниципальных закупок − это не только вопрос приобретения новых передовых технологий, это также изменение инструментов и методов осуществления закупок, которые в будущем могут позволить государству реализовать процесс взаимодействия с новыми технологиями и эффективно внедрить их в практику применения. В обратном случае будет идти речь о больших финансовых нецелесообразных затратах.
По мнению многих аналитиков [8], одним из основных мировых трендов в сфере государственных закупок является курс на широкое использование современных информационных технологий, базирующихся на развитых компьютерных и коммуникационных системах. В настоящий момент этот процесс активно развивается по двум основным направлениям. Во-первых, компьютеризации подвергаются внутренние процессы − внедряются модули e-procurement и системы Supply Chain Management. Во-вторых, активно используются внешние ресурсы − электронные торговые площадки [9, c. 144].
Вышеуказанную тенденцию можно увидеть и в Российской Федерации, где в последнее время традиционные методов и способы проведения процедур закупки являются вторичными в использовании, а приоритет отдается закупочным процедурам электронного типа.
Отметим, что с 01.01.2019 г. электронные конкурентные процедуры для всех заказчиков [2] стали обязательными. Электронными помимо аукциона стали конкурс, запрос котировок, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры.
Также с 01.01.2019 г. Закон о закупках [3] содержит наиболее жесткие указания по выбору способов закупок (например, все заказчики должны осуществлять конкурентные закупки в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке; заказчики не во всех случаях могут закрепить возможность неиспользования электронной формы закупочных процедур в своих положениях).
В частности, заказчики обязаны проводить электронные закупки, если нужно закупить товары (работы, услуги), включенные в так называемый электронный перечень [6]. Указанный перечень включает в себя широко распространенные в закупочной практике объекты закупки, такие, как полиграфическая продукция, канцелярские принадлежности, транспортные средства, услуги по уборке и проч. За нарушение формы проведения закупочных процедур заказчики могут быть привлечены к административной ответственности, а проведенная с нарушением закупка может быть аннулирована [4].
На основании вышеизложенного, предлагаем два основные направления, благодаря действию которых появиться эффективность и целесообразность введения и последующего применения цифровых технологий в сфере государственных и муниципальных закупок:
1. Цифровая трансформация процессов закупочной деятельности заказчиков, которая включает в себя совершенствование процедур и механизмов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на базе цифровой инфраструктуры, а также создание цифровой инфраструктуры для поддержки аналитической деятельности и аудита в сфере государственных закупок.
2. Содействие цифровой трансформации системы государственных закупок путем внедрения систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных, и аудит эффективности и стратегический аудит единой информационной системы, систем электронных магазинов и электронных торговых площадок.
Таким образом, на сегодняшний день информационные технологии опережают нормативное регулирование и их осмысление на законодательном уровне. В связи с этим представляется оправданным в целях обеспечения баланса интересов государства и общества и недопущения противоправного поведения в сфере государственных закупок скорейшее внедрение в практическую деятельность цифровых закупок, основанных на использовании данных в электронной форме, а также устранение правовых барьеров, имеющихся в законодательстве в этой сфере, и установление в законе ряда новых ограничений, обусловленных спецификой смарт-закупок и смарт-контрактов.