Статья:

Использование информационных технологий в системе муниципальных закупок

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Рыбникова А.С., Плахтий Е.В. Использование информационных технологий в системе муниципальных закупок // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 54-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование информационных технологий в системе муниципальных закупок

Рыбникова Анна Сергеевна
магистрант, Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
канд. юрид. наук, доцент, Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием информационных технологий в процессе реализации контрактной системы в Российской Федерации. Автором особо отмечено, что ввиду развития экономики цифрового типа, применение современных информационных технологий стало повсеместным во всех ее сферах, в том числе, в процессе реализации государственных и муниципальных закупок. Автором разработаны два основных вектора, направленных на эффективное и целесообразное использование информационных технологий в сфере контрактной системы.

 

Ключевые слова: контрактная система; государственные и муниципальные закупки; цифровая экономика; инновационное развитие; электронная форма закупки.

 

Муниципальные закупки на сегодняшний день являются одним из главных инструментов регулирования социально–экономической сферы на местном уровне. В рыночных условиях единого экономического пространства формируется механизм распределения муниципальных закупок на конкурентных началах, которые заложены в основу контрактной системы Российской Федерации.

За последние годы произошло значительное развитие цифровых технологий, оказавших значительное влияние на все аспекты повседневной жизни государства и общества [10, c. 21].

Поэтому, немаловажным направлением в сфере повышения эффективности института контрактной системы является использование современных информационных технологий, которые в свою очередь основываются на развитых компьютерных и коммуникационных системах.

Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 было определено, что одна из целей цифрового развития российской экономики – это внедрение технологий обработки данных с помощью электронных технологий для уменьшения затрат при выполнении работ, оказании услуг и производстве товаров, а также одновременное формирование цифрового общества [5].

Развитие экономики цифрового типа определило совершенно новые подходы в процессу регулирования всех сфер, в том числе область государственных и муниципальных закупок. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [7] перед государством на сегодняшний день стоит цель масштабного технологического обновления сфер экономики посредством внедрения научных разработок, формирования у общества и бизнеса модели инновационного поведения, инновационный путь развития, в частности, поддержка инноваций во всех секторах российской экономики.

Среди основных направлений, которые ориентированы на достижение вышеуказанных целей можно выделить: формирование системы стимулов к инновационному развитию посредством усиления инновационной системы государственных и муниципальных закупок, использование возможностей контрактной системы для поддержки российских компаний.

Процесс цифровизации системы государственных и муниципальных закупок − это не только вопрос приобретения новых передовых технологий, это также изменение инструментов и методов осуществления закупок, которые в будущем могут позволить государству реализовать процесс взаимодействия с новыми технологиями и эффективно внедрить их в практику применения. В обратном случае будет идти речь о больших финансовых нецелесообразных затратах.

По мнению многих аналитиков [8], одним из основных мировых трендов в сфере государственных закупок является курс на широкое использование современных информационных технологий, базирующихся на развитых компьютерных и коммуникационных системах. В настоящий момент этот процесс активно развивается по двум основным направлениям. Во-первых, компьютеризации подвергаются внутренние процессы − внедряются модули e-procurement и системы Supply Chain Management. Во-вторых, активно используются внешние ресурсы − электронные торговые площадки [9, c. 144].

Вышеуказанную тенденцию можно увидеть и в Российской Федерации, где в последнее время традиционные методов и способы проведения процедур закупки являются вторичными в использовании, а приоритет отдается закупочным процедурам электронного типа.

Отметим, что с 01.01.2019 г. электронные конкурентные процедуры для всех заказчиков [2] стали обязательными. Электронными помимо аукциона стали конкурс, запрос котировок, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры.

Также с 01.01.2019 г. Закон о закупках [3] содержит наиболее жесткие указания по выбору способов закупок (например, все заказчики должны осуществлять конкурентные закупки в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке; заказчики не во всех случаях могут закрепить возможность неиспользования электронной формы закупочных процедур в своих положениях).

В частности, заказчики обязаны проводить электронные закупки, если нужно закупить товары (работы, услуги), включенные в так называемый электронный перечень [6]. Указанный перечень включает в себя широко распространенные в закупочной практике объекты закупки, такие, как полиграфическая продукция, канцелярские принадлежности, транспортные средства, услуги по уборке и проч. За нарушение формы проведения закупочных процедур заказчики могут быть привлечены к административной ответственности, а проведенная с нарушением закупка может быть аннулирована [4].

На основании вышеизложенного, предлагаем два основные направления, благодаря действию которых появиться эффективность и целесообразность введения и последующего применения цифровых технологий в сфере государственных и муниципальных закупок:

1. Цифровая трансформация процессов закупочной деятельности заказчиков, которая включает в себя совершенствование процедур и механизмов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на базе цифровой инфраструктуры, а также создание цифровой инфраструктуры для поддержки аналитической деятельности и аудита в сфере государственных закупок.

2. Содействие цифровой трансформации системы государственных закупок путем внедрения систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных, и аудит эффективности и стратегический аудит единой информационной системы, систем электронных магазинов и электронных торговых площадок.

Таким образом, на сегодняшний день информационные технологии опережают нормативное регулирование и их осмысление на законодательном уровне. В связи с этим представляется оправданным в целях обеспечения баланса интересов государства и общества и недопущения противоправного поведения в сфере государственных закупок скорейшее внедрение в практическую деятельность цифровых закупок, основанных на использовании данных в электронной форме, а также устранение правовых барьеров, имеющихся в законодательстве в этой сфере, и установление в законе ряда новых ограничений, обусловленных спецификой смарт-закупок и смарт-контрактов.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (часть I). Ст. 88.
3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 28 ноября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571; 2018. № 49 (часть I). Ст. 7524.
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8498.
5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
6. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (часть I). Ст. 383.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 28 сентября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; 2018. № 41. Ст. 6246.
8. Низимов А.С., Ли С.Р. Оценка экономической эффективности электронных торговых площадок // Фундаментальные исследования. 2018. № 1. С. 96 - 100.
9. Рахматуллина В.Р., Горшенин В.Ф. Особенности закупочной деятельности российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 8(418). Экономические науки. Вып. 62. С. 144.
10. Талапина Э.В. Правовое регулирование цифрового правительства в России: возможности учета требований ОЭСР // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 3. С. 21.