Статья:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Глушков А.И. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(67). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 23-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глушков Александр Иванович
д-р юрид. наук, профессор, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM AS A DIRECTION OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

 

Alexander Glushkov

Doctor of Law, Professor, Dubna State University, Russia, Dubna

 

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы, касающиеся проблем предупреждения экстремизма в молодёжной среде. На основании исследования данного социального явления обоснован вывод о целесообразности предупреждение молодёжного экстремизма рассматривать в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности.

Abstract. The article deals with theoretical and practical issues related to the problems of preventing extremism among young people. Based on the study of this social phenomenon, the conclusion is substantiated that the prevention of youth extremism should be considered as an independent direction of law enforcement activity.

 

Ключевые слова: преступность; экстремистская деятельность; молодёжный экстремизм; предупреждение экстремизма; преступление; экстремистская направленность.

Keywords: crime, extremist activity; youth extremism; prevention of extremism; crime; extremist orientation.

 

Деятельность любого государства и его административных органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни как в целом по стране, так и в каждом её регионе и населённом пункте. Она достаточно многогранна и характеризуется широким спектром своей реализации и влияния, что обуславливается направленностью и содержанием вопросов и проблем, требующих систематического внимания и оперативного принятия мер по их разрешению со стороны соответствующих государственных органов и правомочных должностных лиц. Это связано с необходимостью обеспечения эффективного функционирования экономики, промышленности и бизнеса, как в масштабах всей страны, так и в её конкретных отраслях и хозяйственных организациях, созданием благоприятных условий для существования и развития культуры, науки, образования и общества.

В силу изложенных обстоятельств одним из ключевых и значимых вопросов, стоящих перед органами государственной власти, является качественная организация и осуществление правоохранительной деятельности, связанной с поддержанием правопорядка и общественной безопасности, обеспечением законности, гарантии защиты прав и свобод граждан, охраны материальных и духовных ценностей общества, прав и законных интересов государства, осуществлением борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

В Российской Федерации необходимость разрешения названных задач и их актуальность в настоящее время определена и зафиксирована в нормативном правовом акте, который имеет высшую юридическую силу. В частности, соответствующие положения содержатся в диспозициях ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72, п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ [2].

Так, например, ст. 2 Основного закона страны гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта же позиция нашла своё отражение в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» [2].

Поскольку согласно ч. 1 ст. 1 Основного закона страны Россия провозгласила себя демократическим правовым государством, в котором общественная и государственная жизнь должна осуществляться в строгом соответствии (точном и полном соблюдении) с нормами действующего законодательства, то интересы личности, общества и государства должны охраняться от любых противоправных посягательств, в том числе экстремисткой направленности.

В настоящее время экстремизм, в том числе осуществляемый различными молодежными формированиями, представляет серьёзную и значительную угрозу общественной безопасности, которая проявляется не только на национальном и региональном уровнях, но и международном.

Объединяющим фактором правонарушений указанной категории служит то обстоятельство, что их совершают по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении определённой социальной группы граждан. Российским уголовным законодательством преступления указанного вида предусмотрены п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213, ст.ст. 280, 2801, 282, 2821-2823 УК РФ [5].

Как свидетельствует официальная статистика, в последние годы в России отмечается постепенное и достаточно значительное возрастание количества общественно опасных деяний экстремистского характера, в том числе совершённых молодёжными группировками.

Так, например, если в 2019 году было зарегистрировано 585 преступлений указанного вида; в 2020 году – 833; в 2021 году - 1057; то только за период с января по май 2022 года зарегистрировано 594 преступления экстремистской направленности (рос по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил более 22% [4]. Таким образом имеются все основания полагать, что в стране продолжится рост числа зарегистрированных и оконченных преступлений указанного вида.

Согласно ст. 13 Конституции РФ в нашей стране провозглашаются следующие обязательные к исполнению положения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; запрещено создание и функционирование общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ всем гарантируется свобода мысли и слова при одновременном запрете пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [2].

В силу изложенных предписаний однозначно как незаконные необходимо рассматривать всякие действия, сопряжённые с распространением идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, любое подстрекательство к расовой дискриминации, а также различные акты насилия или побуждение к таким актам, направленных против какого-либо народа, расовой группы или этнической общности, а также против лиц, обладающих иным цветом кожи или национальным происхождением.

В этой связи необходимо также руководствоваться положениями Федерального закона от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», в котором к экстремизму были причислены конкретные действия, в частности публичное оправдание терроризма; использование нацистской атрибутики или символики; массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение с этой целью; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [6].

В развитии экстремизма в России отмечается ряд тенденций: создание устойчивых социальных групп, поддерживающих идеологию экстремизма; формирование в обществе убеждения о допустимости использования насилия для разрешения любых конфликтов; рост числа «национальных» религиозных групп, деятельность которых сопряжена с посягательствами на личность и права человека и гражданина; повышение уровня организованности экстремистских групп; формирование своеобразной системы преемственности и «подготовки» кадров; слияние экстремистских объединений с транснациональной, общеуголовной и экономической организованной преступностью; институционализация, легализация экстремистских организаций, их лидеров, проникновение таких организаций и их лидеров в политическую элиту; глобализация экстремизма; использование религиозных институтов а также конституционных прав и свобод, в частности права на свободу слова, для пропаганды идей экстремизма [3, с. 116].

В свете рассматриваемых проблем необходимо отметить, что элементы экстремистского поведения молодежи в определённой степени формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни нашего российского общества.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи, по мнению ряда авторов, входят следующие обстоятельства: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус [1, с. 76].

Ни для кого не является секретом тот факт, что экстремизм в молодежной среде представляет собой серьезную социальную проблему, стоящую перед российским обществом и государством, требующую целого комплекса действий различных институтов (общественных, государственно-политических, юридических, социальных и других), включающего в себя анализ причин и условий возникновения и развития различных проявлений экстремизма, поиск путей профилактики этих негативных явлений, вовлечение молодежи в социально полезную деятельность.

Борьба с групповым молодежным экстремизмом и его профилактика также предполагает целенаправленное совершенствование законодательной базы, постоянное внимание к указанной проблеме как со стороны правоохранительных органов, так и иных, в том числе негосударственных, органов и организаций, чья деятельность связана с работой с молодёжью. В этой связи данное направление государственной деятельности следует рассматривать в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности.

 

Список литературы:
1. Ентелис Г. С., Щипанова Г. Д. Протестный потенциал российской молодежи. - М.: Юрайт. - 2010. - 76 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
3. Кузьмин А. Г. Современный русский национализм: общее состояние, тенденции и перспективы // Право и политика. - 2012. - № 2. - С. 116.
4. Состояние преступности. Москва: МВД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 08.08.22).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, № 30. Ст. 3031.