Статья:

Молодёжь как объект социальной защиты

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Мельников А.А. Молодёжь как объект социальной защиты // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 28-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Молодёжь как объект социальной защиты

Мельников Андрей Александрович
студент, Ивановский государственный университет, РФ, г. Иваново

 

Социальная политика выступает в качестве обоснованной системы мер, которые направлены на то, чтобы реализовывать актуальные социальные программы, поддерживать доходы населения и достойный уровень его жизни, обеспечивать занятость и сокращать безработицу, а также поддерживать отрасли социальной сферы, предотвращать возможные социальные конфликты, возникающие между различными категориями граждан.

Содержание социальной политики не остается прежним, оно постепенно расширяется. Государство и его субъекты пришли к выводу о том, что необходимо переходить от задач, которые реализуют поддержание более-менее приемлемого уровня жизни, к задачам, которые будут заключаться в том, чтобы создать более целостную систему формирования личности и ее последующего воспитания. Безусловно, это потребует довольно значительных изменений в сфере образования, а также в здравоохранении и науке, так как эти направления могут стать основными движущими силами к последующему развитию социальной политики государства, поэтому и считаются наиболее приоритетными [2, с. 316].

Как говорит Кауфман: «В условиях глобальных изменений, охвативших все мировое сообщество, большое значение приобретают проблемы адаптации личности к новым условиям. Глобальные проблемы современности (экологические, социальные, национальные, политические, нравственные) оказывают влияние на развитие общества, цивилизации, культуры, при этом важным специфическим объектом воздействия указанных проблем оказывается молодое поколение.

Молодежь - это будущее общества, и от того, какой она будет, зависит его развитие. Молодежь - это большая открытая, возрастная, необходимая для нормального функционирования социума группа, поэтому молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Заинтересованность общества проблемами молодежи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма и т. п.), а также проведение продуманной гуманистической (человеколюбивой) молодежной политики » [7, с. 219].

По мнению Сидорова В. Е.: «В связи с переходом к рыночной экономике в стране произошли значительные изменения, которые коснулись социального положения многих категорий граждан. Они также затронули тех, кто традиционно считался носителями передовых идей и находился в относительно стабильном положении. Одну из главных ролей в совершенно новых условиях играют представители молодежи. Социальные ориентиры и цели, которые были выбраны молодежью, являются определяющими будущее всего общества. Как один из массовых слоев населения, молодежь всегда требовала к себе особого внимания со стороны общества, и на это есть три группы причин:

- Представители молодежи уже сегодня нацелены на формирование образа будущего, который заложен в них самих. Именно поэтому они несут большую ответственность за последующее развитие общества, за передачу знаний об истории и культуре страны, а также за благополучие старшего поколения, конкурентоспособность страны на мировой арене;

- В силу объективных причин молодые люди отличаются не сформированностью ценностных установок, а также духовных и нравственных ориентиров. У них нет достаточного жизненного опыта для разрешения особо противоречивых ситуаций и конфликтов, и это увеличивает шансы совершить ошибки или принять неверное решение, когда на их плечах лежит особая ответственность;

- Как и любая другая социальная группа, молодые люди должны формировать собственные установки и цели, а также ориентироваться на свои интересы, которые могут не совпадать с целями, которые ставят перед собой другие общественные группы. Именно поэтому социальная работа с представителями молодежи в нашей стране выступает в качестве одного из значимых направлений» [10, с. 87].

Государственная молодежная политика направлена обеспечивать стратегическую преемственности поколений (переход знаний и опыта от старшего поколения к младшему), сохранение и последующее развитие национальной культуры, воспитание у молодых людей бережного отношения к историческому, а также к культурному наследию народов Российской Федерации.

Необходимо развивать и прививать патриотичное отношение к своей стране, а также выводить на новый уровень граждан правового, демократического государства, которые способны социализироваться в условиях развивающегося гражданского общества.

По мнению Сулейманова Г. В.: «Молодые люди должны быть воспитаны таким образом, чтобы они уважали права и свободы других граждан и проявляли терпимость на религиозном и национальном уровнях» [11, с. 156].

В обществе сегодня существует ряд проблем, которые нуждаются в своем разрешении. Специалисты определяют, что довольно большая их часть приходится на такую отрасль, как государственная молодежная политика. Безусловно, именно представители данной социально-демографической категории сталкиваются с рядом проблем, а также в целом нуждаются в более эффективной и быстрой адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности.

Вопросы, несогласованные и не проработанные до конца решения могут лишь усугубить нестабильное социальное и экономическое положение молодых людей, а также в целом усилить негативные тенденции, которые сегодня присутствуют в окружающей среде. В связи с этим, социальное обеспечение молодежи представляется как наиболее значимое направление в деятельности государства и уполномоченных органов. Говоря о государственной системе социальной защиты и социального обеспечения молодых граждан, необходимо упомянуть о том, что на ней лежит большая ответственность: она обязана обеспечить как правовые, так и экономические права представителей молодежи.

Со слов Горшкова А. В.: «Прежде всего, гарантируется и осуществляется право на труд и осуществление работы, на получение определенного дохода от осуществления своей деятельности. Молодой человек должен ощущать поддержку со стороны государства, быть уверенным в завтрашнем дне и в том, что внешние обстоятельства, нестабильность в некоторых социально-экономических и политических сферах не скажутся на его состоянии, положении в обществе. Что касается малоимущих групп населения, то для них государство также гарантирует следующее:

- Безвозмездные денежные выплаты и дотации;

- Безвозмездные натуральные выдачи»  [3, с. 56].

Причем, следует сделать акцент на том, что такие безвозмездные выплаты и выдачи имеют право получить не только те граждане и представители молодежи, которые по объективным причинам не в состоянии самостоятельно обеспечить собственный доход и удовлетворять свои потребности и интересы.

Основная цель государственной политики по социальной защите и социальному обеспечению молодежи заключается в том, чтобы позволить молодым людям почувствовать себя полноценными личностями, которые могут принимать активное участие во всех социально-экономических и иных процессах, высказывать свою собственную точку зрения в отношении различных событий и идей, а также в целом обрести чувство собственного достоинства.

Они должны поверить, что могут без посторонней помощи добиться для себя и своих близких лучшей жизни, получить в государстве достойное образование, все необходимые услуги (например, медицинское обслуживание). По сути, государство влияет на то, чтобы росло новое поколение, которое будет способно в дальнейшем создавать новое государство, предлагать свои идеи по развитию, что выведет страну на качественно и количественно новый уровень. 

Таким образом, благодаря социальному обеспечению и системе социальной защиты человек обретает не только чувство безопасности, но также и н возможность самоутвердиться, самоопределиться в своих желаниях и целях таким образом, чтобы это не противоречило целям и возможностям самого государства.

По мнению Галаганова В. П.: «На сегодняшний день специалистами и государством в сфере социального обеспечения молодежи выделяется несколько основных групп, к каждой из которых необходимо подбирать свои способы и меры для осуществления социального обеспечения и социальной защиты. К таким группам относятся:

- Лица с ограниченными возможностями;

- Дети и подростки, которые остались без попечения родителей;

- Молодые семьи до 30 лет;

- Школьники;

- Учащиеся колледжей и высших учебных заведений;

- Молодые специалисты – выпускники вузов;

- Молодые рабочие;

- Подростки, которые имели правонарушения»  [1, с. 42].

В отношении данных социальных групп государством сегодня осуществляется несколько направлений социального обеспечения и социальной защиты.

Во-первых, это социальная защита процесса формирования и развития человеческой личности, поскольку ничто не должно угрожать его жизни и здоровью, безопасности в процессе формирования нового «лица».

Во-вторых, социальная защита окружающей среды формирования и развития человеческой личности, так как каждый молодой человек должен проживать и осуществлять процесс становления своей личности в условиях, наиболее благоприятных для этого, а также отвечающих всем требованиям, которые высказываются в рамках разнообразных документов и, что самое главное, законодательства.

Здесь важно учесть два основных аспекта: первый – это формирование самой среды обитания человека, которая окружает его в повседневной жизни; второй – стимулирование этих элементов окружающей среды, которые оказывают наиболее благоприятное воздействие на формирование человеческой личности.

Также сюда стоит учесть и защиту прав молодого человека, поскольку каждый представитель молодежи неоднократно подчеркивает, что испытывает сложности в адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, им достаточно сложно принимать обдуманные решения из-за недостатка информации по интересующим вопросам. К тому же, отсутствие развитого критического мышления не позволяет студенту высказывать свою позицию, так как он не может грамотно сформулировать ключевые мысли из-за недостатка знаний [4, с. 98].

Таким образом, одной из значимых сфер государственной социальной политики является социальное обеспечение молодых людей, которые сегодня относятся к одной из нестабильных групп населения.

Государство разрабатывает различные документы и законы, программы, в которых большое внимание отводится именно представителям данной социально-демографической группы.

В России государственная молодежная политика реализуется в противоречивых и трудных условиях, которые сложились в связи с проблемами в экономической и социальной сферах.

Сегодня, в существующей общественной и политической государственной системе направление реализации политики в отношении представителей молодежи является единственным направлением, которое затрагивает исключительно данные слои общества.

Как правило, политические партии не могут предоставить четкие основы для молодежной политики, и поэтому сводят свою роль лишь к провозглашению позиций, которые, должны получать отражение в действиях государства в отношении молодых людей. 

К тому же, политические партии используют молодежь в качестве своеобразного резерва для дальнейшего восполнения партийных рядов. Молодыми людьми достаточно легко манипулировать, несложно навязать им какую-либо позицию или точку зрения в отношении каких-либо событий, и по этой причине политические партии нередко пользуются этим.

Со слов Добромыслова К. В.: «Легкость таких действий обуславливается еще и тем, что эти манипуляции можно совершать через социальные сети и Интернет, которыми сегодня пользуются практически все представители молодежи» [6, с. 212].

Молодежные объединения также играют недостаточную роль, так как они не могут в должной мере защитить свои интересы из-за отсутствия должного опыта, а также по причине организационной слабости и несогласованности каждого уровня друг с другом. Из-за этого отсутствует действенная работа в молодежной сфере, а объединения не воспринимаются с должным интересом и вниманием.

В большинстве случаев очень невысока роль профессиональных союзов, которые также стремятся решать молодежные проблемы, но не могут принимать участие в разработке своей профессиональной и актуальной молодежной политике из-за недостатка знаний и информации о наиболее актуальных проблемах.

Одной из категорий современной молодежи является работающая молодежь. Она также подвержена негативному влиянию со стороны некоторых неблагоприятных тенденций.

С одной стороны, эти тенденции есть в самом обществе, а с другой стороны, их создают сами представители работающей молодежи. Проблемы эти присущи всем – и кто имеет работу, и кто еще не трудоустроен, но проблематика проявляется в разной степени и мере. Представители работающей молодежи также подвержены таким негативным проявлениям, как алкоголизм и наркомания, вспышки девиантного поведения и криминализация. Молодой человек может быть выходцем из неблагополучной семьи, или же воспитываться в семье, где есть инвалиды [9, с. 92].

Таким образом, на государство ложится ответственность за то, чтобы сделать молодежь услышанной. Сегодня эта политика развивается достаточно активно, хотя некоторые исследователи видят в этом риски. Например, многие представители молодежных движений и организаций выдвигают совершенно радикальные идеи, которые призывают отказаться от нынешних стратегий и сменить в стране абсолютно все, и это, в том числе, касается власти. Поэтому важно создать систему фильтрации идей, для чего организуются разнообразные мероприятия: открытые дискуссионные площадки, международные молодежные форумы по различным направлениям (наука, экономика, предпринимательство, волонтерство), где представители движений могут выступить и вступить в диалог на равных со специалистами из своих областей.

 

Список литературы:
1. Галаганов В. П. Право социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 448 c.
2. Гасанов К.К. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Учебное пособие для магистров. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / К.К. Гасанов. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 616 c.
3. Горшков А. В. Право социального обеспечения / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
4. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2017. - 276 c.
5. Дзгоева-Сулейманова Ф. О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ф.О. Дзгоева-Сулейманова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
6. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2017. - 416 c.
7. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях. Учебное пособие / А.А. Кауфман. - М.: Проспект, 2016. - 370 c.
8. Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 724 c.
9. Никонов Д. А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. - Москва: Огни, 2017. - 608 c.
10. Сидоров В. Е. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие / В.Е. Сидоров. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. - 347 c.
11. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.