Статья:

Информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами – как один из видов доказательства в суде

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовный процесс

Выходные данные
Карташова А.Г., Копылова О.П. Информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами – как один из видов доказательства в суде // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 75-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами – как один из видов доказательства в суде

Карташова Алла Геннадьевна
аспирант Тамбовского государственного технического университета, РФ, г. Тамбов
Копылова Ольга Петровна
канд. юрид. наук, доцент Тамбовского государственного технического университета, РФ, г. Тамбов

 

Information about connections between subscribers and (or) subscriber devices as one type of evidence in court

 

Alla Kartashova

post-graduate student, Tambov State Technical University, Russia, Tambov

Olga Kopylova

candidate of legal sciences, associate professor Tambov State Technical University, Russia, Tambov

 

Аннотация. Рассмотрены основные проблемы, возникающие при получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Внесены предложения по усовершенствованию процесса применения данного следственного действия, основанные как на анализе изучения литературы, так и на применении личного практического опыта по данному вопросу.

Abstract. The main problems arising in obtaining information about connections between subscribers and (or) subscriber devices. Made suggestions to improve the process of application of the investigatory action, based on the analysis of the literature study and the application of personal practical experience concerning this issue.

 

Ключевые слова: информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; IMEI-код; сотовые компании

Keywords: information about connections between subscribers and (or) subscriber devices, the IMEI code, cellular company

 

С 1 июля 2010 года в УПК РФ предусмотрено получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Однако такую информацию можно получить только на основании судебного решения, поскольку в ст. 23 Конституции РФ закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [1].

Согласно ст. 186.1 УПК РФ следователь только при наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела вправе возбуждать перед судом данное ходатайство [2].

На практике получить такое разрешение суда следователю либо дознавателю обычно труда не составляет.

Что же представляет собой получение данной информации?

В соответствии с п. 24.1 ст. 5 УПК РФ получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами – это получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций [2].

Мобильные компании предоставляют данные сведения на различных носителях, это либо дискета или диск, а иногда и флеш-карта, притом оператор сотовой связи не несет ответственность за полноту и качество переданных данных, что не совсем, по нашему мнению, является правильным.

Такие сведения в основном имеют значение по уголовным делам, связанным с хищением имущества, в частности, мобильных телефонов, планшетов, получением либо дачей взятки, наркопреступлениями, террористическими актами и другими, преступлениями совершенными преступными сообществами или организованными группами. При расследовании таких преступлений данная информация играет важную роль в изобличении виновных.

При получении документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами следователь (дознаватель) осматривает полученные документы в соответствии с нормами УПК РФ и если они имеют доказательственное значение, приобщает их в качестве вещественных доказательств.

Анализ ряда статей позволяет сделать вывод о том, что в УПК РФ не закреплено такое самостоятельное доказательство, как информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Поэтому целесообразно отнести его к «иным документам».

Доказать виновность лица при наличии только данного основания зачастую бывает проблематичным в суде. Поскольку необходимо определить все критерии доказательства, а это допустимость, относимость, достоверность и достаточность.

Ведь, чтобы изобличить лицо в виновности необходимо доказать тот факт, что именно в момент совершения преступления данное лицо находилось там, что мобильный телефон был в руках лица, совершившего преступление, и именно данным лицом осуществлялись либо телефонные звонки, либо передача смс-сообщений.

Шапошников А.Ю. считает: «…чтобы использовать в доказывании информацию об абонентах, полученную у операторов сотовой связи, необходимо установить и доказать множество промежуточных фактов». По его мнению, потребуется доказывать отсутствие номеров и устройств-двойников, изучать возможную подделку SIM-карт и изменений уникальных номеров сотовых устройств (IMEI) [4, с. 43].

При сомнении в подлинности либо оригинальности файлов, содержащих сведения о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, полученных из соответствующей сотовой компании, одна из сторон вправе ходатайствовать о проведении судебной компьютерно-технической экспертизы.

Следователи (дознаватели) данную информацию чаще используют как косвенное доказательство. Но как отмечает М.П. Шаламов, «пренебрежение косвенными доказательствами, их недооценка может привести к тяжелым, подчас непоправимым ошибкам, в результате которых хищение остается нераскрытым, а преступник не изобличенным» [5, с. 14].

Так, например, по уголовному делу № 4/2932, возбужденному отделом дознания ЛУ МВД России на ст. Москва-Рязанская установлено, что  08.02.2016 года в 07 ч. 32 мин., находясь на ж.д. ст. «Фабричная» МЖД, при посадке в электропоезд № 6105 сообщением «Голутвин - Москва-Казанская», неустановленное лицо открыто похитило у гражданки М. из левого кармана куртки мобильный телефон марки «SONY Xperia Z 1 compact», вырвав его правой рукой, тем самым причинив ей ущерб в сумме 15990 рублей, что для нее является значительным [3].

В ходе производства дознания потерпевшей был предоставлен товарный чек на покупку телефона и коробка от телефона с IMEI-кодом. По этому IMEI-коду перед судом дознавателем было возбуждено ходатайство о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Суд ходатайство удовлетворил, и по детализации звонков было установлено местонахождение телефона.

И это ни единственный случай, когда был установлен и телефон, и грабитель.

Минусом, служит то, что мобильные компании зачастую предоставляют данные через большие промежутки времени, тем самым затягивая расследование по уголовным делам. К примеру, нередко информация предоставляется только через 1 либо 1,5 месяца. Целесообразным было бы указать в законе о необходимости исполнения постановления суда не позднее 15 суток с момента получения.

В основном следователем либо дознавателем при осмотре полученной информации не систематизируются сведения, не выдвигаются определенные следственные версии, то есть осмотр производится поверхностно без детального изучения, что естественно неправильно.

Однако около 20% полученной информации не содержит доказательственного значения и не может быть приобщено к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.

Согласно статистике уголовных дел, к примеру, в ЛУ МВД России на ст. Москва-Рязанская, с помощью данного следственного действия, раскрыто 17 уголовных дел по хищениям мобильных телефонов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо на законодательном уровне закрепить порядок предоставления информации, запретив предоставлять сведения на флеш-картах и иных носителях, кроме дисков. Вся предоставляемая информация должна быть защищена, без права доступа к ее изменению, то есть файл может быть открыт только для чтения, это позволит избежать внесения изменений в исходный файл. Каждый предоставляемый диск должен иметь номерной знак и логотип компании. Все номерные диски должны быть отмечены в реестре мобильной компании.

Таки образом, век развития информационных технологий, сведения о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеют существенное значение в расследовании уголовных дел и усовершенствование их получения существенно повысит раскрываемость по уголовным делам.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с попр.) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://base.garant.ru/.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 07.06.2017 г.) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://base.garant.ru/.
3. Уголовное дело № 4/2932. Архив ЛУ МВД России на ст. Москва-Рязанская, 2015 г.
4. Шапошников А.Ю. Ходатайство о получении информации об абонентах должно быть обоснованным / А.Ю. Шапошников // Уголовный процесс. – 2010. – № 10. – С. 43.
5. Шаламов М. П. Косвенные улики на предварительном следствии по делам о хищении социалистической собственности: Сборник работ по методике расследования преступлений. – М., 1953. Вып. 4. - С. 14.