Статья:

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНИРУЮЩЕЙ РОЛИ ООН В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Игнатьева А.Ю. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНИРУЮЩЕЙ РОЛИ ООН В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНИРУЮЩЕЙ РОЛИ ООН В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Игнатьева Анастасия Юрьевна
соискатель научной степени канд. юрид. наук, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE UN’S COORDINATING ROLE IN INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME

 

Anastasia Ignatieva

Applicant for the scientific degree of Candidate of Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью настоящей статьи является исследование историко-правовых аспектов развития координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Для достижения поставленной цели проанализированы основные международные нормативно-правовые акты в указанной сфере. Исследование позволило выявить ключевые этапы развития координирующей роли ООН в борьбе с преступностью, начиная с момента создания организации и до настоящего времени.  Историко-правовой анализ показал значимость роли ООН в поддержании международной безопасности и борьбе с преступностью. Эволюция этой роли свидетельствует о необходимости постоянного адаптирования стратегий и методов работы с учетом современных вызовов и угроз. ООН остается ключевым фактором в обеспечении координированного международного сотрудничества по борьбе с преступностью в рамках более широкой деятельности по созданию мирного и стабильного международного сообщества.

Abstract. The purpose of this article is to study the historical and legal aspects of the development of the coordinating role of the United Nations (UN) in international cooperation in the fight against crime. To achieve this goal, the main international regulations in this area were analyzed. The study made it possible to identify the key stages in the development of the UN's coordinating role in the fight against crime, from the creation of the organization to the present. Historical and legal analysis has shown the importance of the role of the UN in maintaining international security and fighting crime. The evolution of this role demonstrates the need to continually adapt strategies and practices to meet today's challenges and threats. The UN remains a key factor in ensuring coordinated international cooperation to combat crime as part of the broader effort to create a peaceful and stable international community.

 

Ключевые слова: ООН, международное сотрудничество, преступность, история, правовые аспекты.

Keywords: UN, international cooperation, crime, history, legal aspects.

 

Организация Объединенных Наций была создана в 1945 году с целью поддержания международного мира и безопасности, в том числе и в борьбе с преступностью. Одним из важных инструментов, который ООН использовала (и использует по настоящее время) для борьбы с преступностью, является Устав Организации Объединенных Наций, который закрепляет принципы правопорядка и справедливости. Так, в статье 1 Устава ООН закреплена одна из основных целей «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [8], что говорит о том, что ООН с первых дней существования рассматривает борьбу с преступностью как одну из важных угроз человечеству, для решения которой необходимо международное сотрудничество под эгидой ООН. Кроме того, необходимо обозначить еще одну важную цель ООН, закрепленную в статье 1 Устава ООН, а именно «быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей» [8]. Цели заявленные в Уставе ООН продолжают проходить красной нитью через всю деятельность органов ООН и организации системы ООН.

Исторический обзор развития роли ООН в борьбе с преступностью показывает, как эта роль эволюционировала с течением времени. Координирующая роль ООН в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью на практике берет свое начало в 1955 году, когда был организован первый Конгресс ООН по преступности и уголовному правосудию, по итогам которого были приняты «Минимальные стандарты правила обращения с заключенными» [5].  На сегодняшний день, Конгрессы организуются Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), в результате которых происходит обмен мнениями и опытом, а также выявление новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и правосудия (в особенности учитывая современные вызовы и угрозы в сфере информационных технологий). Например, в 2021 году в Киото, Япония проходил XIV-ый Конгресс на тему «Содействие предупреждению преступности, уголовному правосудию и верховенства права: на пути к реализации Повестки дня на период до 2030 года» [7], по итогам которого была принята Киотская декларация [4], которая определила широкий круг стратегических и оперативных мер в рассматриваемой области. Также стоит отметить, что Конгрессы изначально были задуманы как экспертные органы. По сути, они перетекли в директивные органы ООН и стали отправной точкой для экспертов по вопросам развития преступности и уголовному правосудию.

Современное международное сообщество сталкивается с новыми вызовами в области борьбы с преступностью. Роль ООН в этих условиях становится еще более критической: необходимо стимулировать сотрудничество государств в области разработки общих стратегий и механизмов противодействия данным угрозам. Ярким примером быстрой адаптивности координирующей роли ООН в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью являются трагические события, связанные с террористическим актом 11 сентября 2001 года. Так, 28 сентября 2001 года была принята Резолюция 1373 (2010) (принятая Советом Безопасности ООН), которая учреждала комитет Совета Безопасности, который в дальнейшем будет называться Контртеррористическим комитетом ООН, целью которого является содействие государствам-участникам в предупреждении, контроле, профилактике и противодействию террористических актов [2]. Иным словами, ООН выступает в качестве координатора международных усилий по борьбе с различными видами преступности с начала существования ООН и по сей день.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что первоначально ООН фокусировалась на разработке международных норм и стандартов в области борьбы с преступностью. С 70-х годов XX века ООН начала активно заниматься вопросами транснациональной организованной преступности, по итогам которых была проведена Конференция Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (ТОП) в 2000 году в Палермо, и подписаны Палермская Конвенция (Резолюция 54/129 ГА ООН) и несколько Протоколов к ней. Например, Первый Протокол к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности «о предупреждении и пресечении торговли людьми» был принят 08 января 2001 года (резолюция A/RES/55/25) [3]. Данный протокол стал первым глобальным юридически обязывающим документом в области торговли людьми, а также содействовал сближению национальных подходов к установлению внутренних уголовных преступлений (что способствовало унификации международного сотрудничества в расследовании и судебном преследовании дел в данной сфере). Третий Протокол «против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему» [3] стал первым юридически обязывающим документом по стрелковому оружию, целью которого являлось укрепление международного сотрудничества в данной сфере, а также изменения внутреннего законодательства в сферах установления уголовного преступления,  системе лицензирования и маркировки огнестрельного оружия и боеприпасов (что также способствовало унификации международного сотрудничества в расследовании дел в данной сфере). То есть, с принятием Конвенции ТОП и Протоколов к ней, ООН продолжила не только разработку международных норм и стандартов в области борьбы с преступностью, но и имплементации унифицированных стандартов и норм во внутреннее законодательство государств-участников. Учитывая объемы и скорость создания нормативной базы в данной сфере, УНП ООН применило современный и новаторских поход к сбору и анализу данных с государств-участников об осуществлении Конвенции ООН ТОП и ее Протоколов, а именно создание и применение программного обеспечения «Omnibus Survey» (ПО) [6]. Данное ПО помогает государствам-участникам оценивать внутреннее законодательство на предмет соответствия, а также помогает обмениваться передовым опытом и определять потребности в технической и юридической помощи.

Следующим этапом развития координирующей роли ООН в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью является создание рабочих и экспертных групп в выработке новых подходов к международно-правовому регулированию противодействия отдельным видам преступлений. Например, рабочая группа по поддержке и освещению жертв терроризма занимается выработкой новых подходов к международно-правовому регулированию противодействия терроризма, которая была создана на компонентах I и IV Глобальной контртеррористической стратегии ООН. За последние годы, данная рабочая группа разработала и провела ряд мероприятий в поддержку жертв терроризма. Например, в 2016 году была организована знаменитая Конференция ООН по правам человека жертв терроризма, и в последствии были разработаны рекомендации и справочники в целях укрепления потенциала представителей гражданского общества, которые работают с жертвами терроризма [1]. Также, описываемая рабочая группа разработала передовую практику, которая помогла заложить основу для провозглашения в 2017 году Международного дня памяти и поминовения жертв терроризма.

Как мы видим, с началом XXI века органы ООН и организации системы ООН стали уделять все большее внимание проблемам киберпреступности и терроризма. На сегодняшний день ООН активно работает над разработкой стратегий по предотвращению радикализации и экстремизма, а также по укреплению международного сотрудничества для борьбы с киберугрозами.

Организация Объединенных Наций продолжает играть ключевую роль в координации деятельности по борьбе с преступностью на международном уровне. Органы ООН и организации системы ООН активно поддерживают государства, участвующие в разработке и реализации национальных стратегий по борьбе с преступностью, проводят анализ и мониторинг ситуации с преступностью в различных регионах мира и предоставляет рекомендации по улучшению внутреннего законодательства и практики. Кроме того, Организация Объединенных Наций продолжает развивать механизм международного сотрудничества и обмена информацией для эффективной борьбы с преступностью. Настоящее исследование исторических и правовых аспектов развития координирующей роли ООН позволяет лучше понять ее значимость и направить усилия на улучшение международного сотрудничества в этой области. Историко-правовой анализ показал важность роли ООН в поддержании международной безопасности и борьбе с преступностью. Вышеприведенная эволюция свидетельствует о необходимости постоянной адаптации стратегий и методов работы с учетом современных вызовов и угроз.

 

Список литературы:
1. Абдирова Г.А. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: сб. ст. материалов Международной научно-практической конференции. – 2021 года. – С. 3-11.
2. Байрамова Н.А. Роль ООН в координации действий государств в борьбе с международным терроризмом // Вопросы гуманитарных наук.  — 2009. — №5. — C. 252-257.
3. Елисеев М.Д. ООН как международная организация по борьбе с преступностью // Молодежь и системная модернизация страны. – 2018. – С. 17-20.
4. Киотская декларация [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://ru.readkong.com/page/kiotskaya-deklaraciya-unodc-2893164 (дата обращения: 17.02.2024).
5. Минимальные стандарты правила обращения с заключенными [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://oshibaet.ru/minimalnye-standarty-pravila-obrashheniya-s-zaklyuchennymi/(дата обращения: 15.02.2024).
6. Мороз Н.О. Роль ООН в координации международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий – Текст : электронный // ПРАВО.BY. – 2014. – С. 90-95.
7. Содействие предупреждению преступности, уголовному правосудию и верховенства права: на пути к реализации Повестки дня на период до 2030 года. XIV-ый Конгресс [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:https://www.unodc.org/documents/congress/Documentation_14th_Congress/DiscussionGuide/A_CONF234_PM1_r_V1806331.pdf (дата обращения: 16.02.2024).
8. Устав ООН  [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 07.02.2024).