ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Заключенный брак в абсолютно любой стране мира порождает многообразие по своей правовой природе права и обязанности супругов. Увеличение количества смешанных браков за последние годы, а, в связи с этим, и усиление маневренности граждан между странами, вызывает и рост возникновения имущественных отношений в части приобретения имущества за пределами нашей страны. Такого рода ситуации создают коллизии различных правопорядков, требующих внимательности при установлении режима имущества супругов.
Имущественные отношения, возникшие в браке, в каждой отдельно взятой стране регулируются по-разному. Здесь имеет место прямая зависимость между правовой системой отдельно взятой страны, а также установленные в них правовые формы собственности. Данный факт усложняет процедуру определения режима имущества супругов в межнациональных браках.
В зависимости от источника используемых коллизионных норм, вытекающих как из внутреннего (гражданского), так и международного права, выделяется два порядка определения применимого к режиму имущества супругов права: законный и договорной.
В свою очередь законный режим делится на виды:
- режим раздельной собственности (данного режима придерживается законодательство стран англо-саксонской правовой системы, некоторых штатов США, а также большинства мусульманских стран).
- режим общей совместной собственности (свойственен режим романо-германской правовой системе, при этом допускается возможность определения иного режима имущественных отношений между супругами по соглашению. Аналогичный режим имеет развитие семейного права в странах Восточной и Центральной Европы, а также и в Российской Федерации).
Указанные два вида являются основными в большинстве стран. Однако, выделяют еще такие виды законного режима имущества супругов:
- режим отложенной общности (имеет место в Германии, Австрии, Греции, скандинавских странах и четко регламентирован законодательством. Речь идет об общности будущего прироста имущества супругов. Суть его заключается в том, что при вступлении в брак замеряется стоимость активов каждого из супругов. В конце брака проверяется, кто, что и сколько нажил, и уравнивается доход. Основной сложностью такого режима является необходимость выяснить до раздела, какое имущество есть у каждого из супругов);
- режим полной совместной собственности (практикуется в Нидерландах. Данный режим предусматривает, что даже добрачное имущество после регистрации брака становится общим. Именно по этой причине в данной стране чаще практикуется договорной режим имущества супругов, т.к. законный нарушает права каждого из супругов. Хотя изначально законодатель посчитал, что именно соединение капиталов и имущества будущих супругов, скрепят их союз более надежно).
В Российской Федерации режим общей совместной собственности устанавливается нормами и Гражданского (а именно ст.256) [1], и Семейного (а именно ст.34) [9] Кодексов.
К общему совместно нажитому имуществу в семейном законодательстве РФ относятся:
- доходы каждого из супругов от трудовой или предпринимательской, а также результатов интеллектуальной деятельности;
- полученные каждым из супругов пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (различная материальная помощь, возмещение ущерба, связанного с утратой трудоспособности вследствие травм и подобное). Считаю данный пункт некорректным и нарушающим личные имущественные права того супруга, кому предназначались указанные денежные средства.
- приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации;
- любое другое нажитое супругами в период брака имущество.
На имущественные отношения супругов в смешанных браках играют роль такие основанные на коллизионных нормах такие факторы, как право государства общего гражданства супругов или гражданства одного из них (чаще всего, мужа), право страны совместного места жительства, право страны местонахождения имущества, право страны, выбранное по соглашению супругов (автономный статут). Считаю выбор законодательства государства по месту нахождения имущества супругов более разумным, логичным в вопросе установления режима.
Правильно установленный режим имущественных отношений играет важную роль и в случае смерти одного из супругов. Одновременно с наследственными правами решается вопрос об имущественных правах пережившего супруга. Довольно часто разграничение между правом, применимым к режиму имущественных отношений супругов, и правом, применимым к наследованию, приводит к сложностям. Потому регулирование остро необходимо.
В соответствии с правом, применимым к законному режиму имущества супругов, определяются:
- имущественные массы и их правовой статус;
- права супругов по владению, пользованию и распоряжению имуществом;
- ограничения прав супругов по распоряжению имуществом и условия принятия ими имущественных обязательств. Например, в РФ необходимо получение нотариально удостоверенного согласия одного супруга при совершении другим супругом сделки по распоряжению недвижимым имуществом и сделки, требующей обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в случаях, если имущество оформлено в браке на одного из супругов;
- ответственность супругов по долгам перед кредиторами;
- доли супругов при разделе имущества, а также право на получение компенсации от супруга с более высоким доходом (стоит отметить, что не в каждой стране предусмотрены законодательством такие отступные);
- основания прекращения и изменения режима имущества супругов, в частности, допустимость заключения брачного договора.
Договорной режим имущества супругов подразумевает наличие брачного договора (контракта), заключенного между супругами.
Институт брачного договора активно используется в законодательстве большинства развитых стран. Плюсами данного договора являются возможность самостоятельно определить статус имущества, находящегося в собственности супругов, вне зависимости от способа его приобретения.
Основной целью заключения супругами брачного договора является стремление усовершенствовать законный режим, приспособив его к особенностям отношений между супругами и фактической ситуацией. В области международных отношений заключение брачного договора тем более оправдано, поскольку зачастую позволяет избежать целого комплекса практических проблем.
Стоит отметить, что использование в тексте п. 2 ст. 161 Семейного кодекса РФ[9] только термина «супруги», не лишает лиц, еще не зарегистрировавших брак, возможности выбора применимого права. Считаю данную формулировку некорректной, приводящей к ничем не обоснованному ограничению прав «будущих супругов».
Как следует из текста п. 2 ст. 161 Семейного кодекса РФ[9], супруги никак не ограничены в выборе права, применимого к брачному контракту. Теоретически они могут избрать законодательство страны, с которой ни один из супругов, ни их имущество никак не связаны. Однако на практике целесообразно ограничивать выбор только законодательством тех стран, с которыми у супругов или их имущества имеется реальная правовая связь.
В российском семейном законодательстве России нет четкого регламента на случай, если супруги не воспользовались своим правом выбора применимого права при заключении брачного договора. В нем указано, что можно изменить соглашение в любой момент времени. И не просто произвести раздел их общего имущества в период брака, но также и при его расторжении, а еще и в течение трех лет после расторжения брака. Однако, это касается только тех случаев, когда применимым является именно право российское. Когда права и обязанности супругов по брачному договору регулируются законодательством иной страны, то условия и допустимость такого изменения зависят от применимого права.
Конкретное содержание брачного договора определяется супругами и может иметь широкий спектр условий. Однако законом каждой отдельно взятой страны предусматриваются определенные рамки для супругов, реализующих свою волю. Например, согласно п. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ[9] брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Условия брачного договора, противоречащего данным охранительным нормам российского семейного законодательства, на территории РФ не действуют и нотариусами учитываться не могут.
В соответствии со ст. 41 Семейного кодекса РФ[9] брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня такой регистрации.
Когда брак заключен с иностранным элементом, возникает вопрос: законодательством какой именно страны нужно регулировать имущественные отношения супругов.
Среди универсальных конвенций в данной области, регулирующей имущественные отношения супругов в смешанных браках, является Конвенция о праве, применимом к режимам имущества супругов, принятая в 1978 г в Гааге[3]. Стоит обратить внимание и на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 1993 г) [4], а также Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишиневская конвенция от 2002 г) [5]. В первой Российская Федерация не участвует но при этом допускает возможности использования ее решений в некоторых специфических случаях.
Представляется, что возможность заключения брачного договора зависит от права, применимого к действующему режиму имущества супругов. Иначе говоря, супруги могут своим соглашением изменить режим их имущества, только если право, применимое в настоящее время к их имущественным правам и обязанностям, это позволяет. Поэтому, если иностранное право, регулирующее имущественные отношения супругов, запрещает изменение режима после заключения брака, любые соглашения в данной области будут недействительны.
Практика договорного регулирования имущественных отношений супругов в странах англо-саксонской правовой системы исходит из возможности увязывать решение имущественных вопросов супругов с их манерами, действиями, моральным обликом, находясь в браке. Например, такие факты, как супружеская измена, рождение детей в принципе или определенного пола, по соглашению супругов обуславливает размер супружеской доли либо вообще лишение таковой, устанавливает иные имущественные последствия. Вопрос о признании данных моментов на территории России остается открытым по настоящее время. В свою очередь, считаю это не только возможным, но и применимым в перспективе в российском семейном праве.
Японское же гражданское законодательство предусматривает совместную собственность супругов также как и в России, но договорной режим имеет существенное отличие: в Японии является заключение брачного договора еще до заключения брака, тем самым, брачный контракт принимает на себя форму добрачного соглашения. Стороны добрачного соглашения могут определять его содержание, при этом к форме предъявляются строгие требования: брачный договор действителен лишь в случае его заключения до момента подачи заявления о вступлении в брак. Данное требование оговорено в ст. 755 Гражданского кодекса Японии.
Добрачные контракты также имеют популярность и в Австралии. Однако, с некоторым нюансом: он должен быть составлен исключительно на территории Австралии.
В Канаде добрачное урегулирование имущественных отношений будущих супругов также правомерно.
Законодательство некоторых странах Европы смотрит на такое явление как добрачное соглашение с осторожностью, с особенностями (к примеру, в Испании условия добрачного договора действительны, пока не причиняют ущерб детям или не наносят серьезного вреда одному из супругов).
В таких странах, как Бразилия, Колумбия, Япония, Португалия, Венесуэла заключение брачного договора возможно в принципе только до регистрации брака. Помимо прочего, условия, с которыми в разных странах связывается действительность изменения легального режима в брачном договоре, также различаются. Подобное разнообразие законодательства в разных странах вызывает практические затруднения, для которых и необходимо найти решение.
В некоторых странах на законодательном уровне не предусмотрен или запрещен договорной режим имущественных отношений супругов. В качестве примера можно привести Индию. Соответственно, если супруги даже если заключили таковой на территории Российской Федерации или какой-то другой страны, а разделить имущество решили в индийском суде, то законной силы такой брачный договор не будет.
Запрет на изменение законного режима на договорной также имеется в Аргентине, Боливии, Кубе, Румынии.
В Китае в течение многих веков перед заключением брака составляли «красный договор» на бумаге красного цвета, который содержал сведения о приданом, но практически никогда не определял процедуру раздела имущества. Там считают, что если будущие супруги думают о разводе, то брак им не нужен. И только в 2003 году Китайский Верховный суд принял решение, что добрачный контракт может содержать пункты о правах на доходы от капиталовложений одного из супругов и, конечно, об интеллектуальной собственности.
Есть страны, где брак в принципе не заключается без одновременного составления брачного договора. Например, Израиль. В ктубе[1] указывается даже сумма так называемых отступных, которые муж должен заплатить жене в случае немотивированного, по мнению раввинов, развода. Сумма эта обычно большая и порой исчисляется десятками тысяч долларов США.
В США законодательным актом, регулирующим договорной режим имущества супругов является типовой Единый закон о добрачных и супружеских соглашениях («UPAA»), который принят в двадцати семи штатах, а также отдельных законах штатов. UPAA задает только базу регулирования для определенной части штатов, а вот законы самих штатов имеют уже более подробную регламентацию и могут значительно отличаться друг от друга.
Например, в штате Айдахо всё имущество, которое супруги приобретают после заключения брака, поступает в совместную собственность, а при разводе все активы и пассивы делятся поровну. Данный подход распространен всего в 9 штатах и называется «community property[2]». В других штатах США действует подход «common law property[3]». То есть то, что было приобретено каждым партнером в течение брака, принадлежит исключительно ему. Законодательство всех штатов содержит в себе требование, чтобы брачный договор был подписан до вступления в брак. Причем с временным ограничением – не менее, чем за 24 часа до свадьбы. В противном случае подписание брачного контракта носит характер принуждения и довольно легко оспаривается в суде.
Необходимо учесть, что если супружеская пара решила расторгнуть брак при наличии брачного договора, заключенного в США, развестись можно только в том штате, где он был заключен. При этом количество брачных договоров в данной стране превышает 70%, что говорит о грамотном цивилизованном подходе мужчин и женщин к заключению брака.
Из всего вышесказанного следует вывод, что именно договорной режим имущества супругов является самым оптимальным в решении имущественных вопросов как в Российской Федерации, так и за рубежом. Российский менталитет мешает будущим супругам задуматься о том, какие последствия несет законный режим в случаях расторжения брака. Отношение к браку в нашей стране сформировалось достаточно давно и относит добровольный союз мужчины и женщины к чему-то возвышенному, романтическому. Обсуждать имущество совместное (как будущее, так и имеющееся) считается неудобным, постыдным, носящим корыстный характер, приводящий заведомо к недоверию. Также большой проблемой того, что брачные договоры в России не имеют большого распространения, является то, что он регулирует исключительно имущественные вопросы, что принципиально отличает российское законодательство в этой области от законодательства других стран. Учитывая тот факт, что в современных браках имеется тенденция к более рациональному подходу к брачно-семейным отношениям, считаю, что следует внести в Семейный кодекс РФ поправки в части условий заключения и действительности брачного договора, взяв за основу семейное и гражданское право других цивилизованных стран. Благодаря четкому, заранее оговоренному, сценарию решения потенциальных конфликтных ситуаций обеспечивается дополнительная гарантия надежности и доверия в отношениях между супругами.
[1] Ктуба – еврейский брачный договор
[2] community property – совместно нажитое имущество
[3] common law property - раздельная собственность по общему правилу