ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Что движет людьми, примкнувшими к рядам террористов? Есть ли объяснение их поведению? Можно ли выявить или распознать в человеке опасность? Автор данной статьи, задаваясь этими вопросами, обратился к науке социальной психологии.
Терроризм имеет собственную психологию. Как мы знаем, существует много видов терроризма – от политического и религиозного до международного.
Думается, что изучение сущности терроризма просто необходимо для достижения желаемых результатов в работе по выявлению и предупреждению проявления агрессии в обществе и против общества. Существует острая необходимость в построении профилактической работы с населением. Такая работа должна быть проделана с подрастающим поколением, с молодежью, с тем слоем граждан, чья жизненная, политическая, религиозная позиции мягкие, податливые, гибкие, еще не сформированы [1, с. 6–23]. Чтобы иметь возможность осуществлять подобную работу по борьбе и предотвращению действий террористического характера, необходимо понимать психологию терроризма, нужно понять причину его возникновения.
Для понимания психологии терроризма делаем отсылку к социальной психологии. Главной задачей социальной психологии является понимание процесса формирования человека в ходе истории и того, с чем связаны изменения в его характере. Эрих Фромм – один из величайших психологов-теоретиков, идеи которого имеют большое влияние на психологию, философию, антропологию, историю и социологию. Автор данной работы, изучая труды Фромма, не мог не обратиться к его книге «Бегство от свободы». Писатель в своей концепции человеческих отношений буквально говорит о том, что главная проблема психологии – своеобразная связь с внешним миром конкретного индивида, а не удовлетворение каких бы то ни было человеческих инстинктивных потребностей. Он говорит о том, что связь между человеком и обществом не является статичной, что общество не противопоставлено индивиду с определенным набором потребностей, которые общество должно удовлетворять или подавлять. Есть определенные потребности, которые являются общими для всех и заложены в нас природой, такие как, например, голод, жажда, секс. А под продуктами социального процесса нужно понимать жажду власти и стремление к подчинению. Фромм отмечает, что любые наклонности, будь то прекрасные или отвратительные, возникают в результате социального процесса формирования личности, а не обусловлены природой человека [7, с. 228].
Терроризм представляет собой самую опасную разновидность преступлений насильственного характера. Терроризмом, как крайним проявлением экстремизма, называются действия, которые совершаются для нарушения социальной безопасности, для нарушения спокойствия и устрашения [4, с. 448].
Если придерживаться концепции Фромма, то в социуме происходит формирование личности, а терроризм резко негативно влияет на психологическую стабильность в обществе, тем самым нарушая спокойную жизнь людей, вселяя в каждого страх и тревогу.
Проблемы, трудные жизненные ситуации, сложное детство, напряженные отношения в детском возрасте с окружающими, политическая позиция, принятие/непринятие тех или иных религиозных взглядов – все это формирует в индивиде эмоционально-конфликтный способ решения тех или иных ситуаций.
Так, например, разные повстанческие группы, стремящиеся к достижению политической власти либо к автономии, наглядно демонстрируют это основание возникновения терроризма (незаконные вооруженные формирования Чечни, Шри-Ланки) [6]. Под воздействием всех перечисленных ситуаций в социуме у человека появляется гипертрофированное стремление самоутвердиться, желание стать значимым, заметным, желание доминировать, появляются амбиции, в которых этот человек позиционирует себя как жертву, радеющую за идею. Идея становится точкой невозврата для террориста. C момента, когда он чувствует в себе того самого мученика, который должен нести «идею» в массы, он становится террористом, чей мир поделен исключительно на две категории, теперь для него есть только союзники и враги. Мир сужается до «идеи». Индивид резко реагирует на чужое воздействие, формируя в себе конфронтационную установку, которая очень быстро и легко приобретает насильственный характер. Он начинает все более изощренно и антигуманно расправляться с чужим мнением, предпринимая все более нечеловеческие действия, иначе говоря, террористические акты.
Очевидно, что терроризм – это проблема, и проблема многогранная, где наряду с иными аспектами остро стоит проблема психологическая, которая нуждается в глубоком изучении.
Практика показывает, что пресечь или предотвратить террористический акт не всегда возможно. В случае, если террористы захватывают заложников, зачастую возникает проблема, связанная с ведением переговоров, что напрямую связано с психологическими аспектами воздействия во избежание жертв [2, с. 51]. Нужно понимать психологию терроризма и каждого конкретного террориста.
Итак, как правило, выделяют несколько видов мотивирующих идей, которыми руководствуются террористы для достижения своих целей в продвижении своих идей. Так, часто людьми при осуществлении террористического акта руководит жажда заработать большие деньги, то есть движущей силой в таком случае является меркантильность. Также, вступая в ту или иную общность с идейно-политическим контекстом, человек обретает идеологический мотив. Этот мотив, по мнению автора данной работы, связан со следующим, а именно с желанием изменить окружающий мир, чувствуя необходимость донести свое субъективное понимание справедливости. Далее следует выделить в качестве мотивирующего аспекта желание самоутвердиться и обрести власть над окружающими. Помимо перечисленного, нужно отметить, что иногда террориста ведет не идея и не самоутверждение, а привлекательность самого пути к террористическому акту от создания плана до риска и извращенности его осуществления.
Терроризм действительно демонстрирует извращенное представление о ценностях и справедливости, а также является не чем иным, как реакцией/ответом человека слабого со слабой, мягкой, податливой психикой на действия сильного человека/сильных людей со сформированной жизненной, политической, идеологической позицией.
Искажение человеческого здорового психологического восприятия действительности, приводящее его к терроризму, известно истории с давних времен. Поэтому социальные психологи имели возможности до нашего времени изучить так называемые роли террористов и выделить три основные: идеалисты, лидеры, авантюристы.
Идеалист – человек независимо от гендерной принадлежности, но, как правило, молодого возраста с достаточно поверхностным взглядом на проблемы социальные, который недоволен обществом или организацией общества. Такие люди – очень податливый материал для формирования в них фанатизма в отношении тех или иных идей, будь то идеи религиозные, политические или идеологические. У данной категории людей проблема сводится к искаженным психологическим потребностям, в науке это также называют дефектом личности. Человек на самом деле не заинтересован в изменении мира.
Лидеры – люди параноидального типа, в отличие от идеалистов, ясно понимают идею, за которой идут, они проецируют чувство собственной неадекватности в общество для того, чтобы общество изменилось.
Авантюрист – асоциальный человек, как правило, до вступления в террористические ряды имеющий связь с криминальным прошлым. Его совсем не волнует идея, им движет желание получить острые ощущения, выплескивая свою агрессию в самых извращенных и жестоких способах.
Исторические события и их анализ позволили выделить среди террористов два типа личности: хладнокровные/безэмоциональные и эмоциональные/темпераментные.
Как было сказано ранее, идейный абсолютизм – основная движущая сила терроризма. Террорист убежден в том, что ему открыта истина и что именно он знает пути спасения общества или всего мира. И необходимо понимать, что терроризм, как правило, осуществляет насильственные физические действия не для достижения какого-то количественного эффекта, наибольшего количества жертв. Нет. Терроризм – это то, что желает достичь эмоционально-психологического эффекта для запугивания окружающих масс, ведь страх есть самое сильное оружие подавления [3, с. 338].
Выше были описаны типы и мотивы, характерные для терроризма, наличие знания о которых позволяет сделать вывод о том, что не существует единого, общего портрета террориста. Чтобы приблизительно создать так называемый портрет, нужно для себя отметить, что, помимо сказанного нами ранее, террористов грубо можно поделить на две категории: люди с высокой самооценкой и интеллектом и люди с низким интеллектом, неуверенные в себе. И ту и другую группу объединяют агрессия, фанатизм и желание обратить на себя внимание, иначе говоря, самоутвердиться. Это, как правило, люди одинокие, слабые, которые могут чувствовать себя комфортно только в толпе таких же агрессивных, беспринципных и жестоких, психологически нестабильных людей.
Таким образом, необходимо отметить, что, безусловно, сложно сформировать единый психологический портрет террориста и необходимо тщательно изучать вопрос социальной психологии терроризма, но также нужно, имея существующие знания, вести активную и плодотворную работу по предупреждению террористический проявлений в обществе. Отметим, что активно нужно вести такую работу среди молодых людей для того, чтобы была возможность своевременно выявить потенциально опасные настроения в обществе и предпринять необходимые меры для их пресечения.