Статья:

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Артёменко В.В. ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Артёменко Владимир Витальевич
студент, Дальневосточный институт Всероссийского государственного университета юстиции, РФ, г. Хабаровск

 

Что движет людьми, примкнувшими к рядам террористов? Есть ли объяснение их поведению? Можно ли выявить или распознать в человеке опасность? Автор данной статьи, задаваясь этими вопросами, обратился к науке социальной психологии.

Терроризм имеет собственную психологию. Как мы знаем, существует много видов терроризма – от политического и религиозного до международного.

Думается, что изучение сущности терроризма просто необходимо для достижения желаемых результатов в работе по выявлению и предупреждению проявления агрессии в обществе и против общества. Существует острая необходимость в построении профилактической работы с населением. Такая работа должна быть проделана с подрастающим поколением, с молодежью, с тем слоем граждан, чья жизненная, политическая, религиозная позиции мягкие, податливые, гибкие, еще не сформированы [1, с. 6–23]. Чтобы иметь возможность осуществлять подобную работу по борьбе и предотвращению действий террористического характера, необходимо понимать психологию терроризма, нужно понять причину его возникновения.

Для понимания психологии терроризма делаем отсылку к социальной психологии. Главной задачей социальной психологии является понимание процесса формирования человека в ходе истории и того, с чем связаны изменения в его характере. Эрих Фромм – один из величайших психологов-теоретиков, идеи которого имеют большое влияние на психологию, философию, антропологию, историю и социологию. Автор данной работы, изучая труды Фромма, не мог не обратиться к его книге «Бегство от свободы». Писатель в своей концепции человеческих отношений буквально говорит о том, что главная проблема психологии – своеобразная связь с внешним миром конкретного индивида, а не удовлетворение каких бы то ни было человеческих инстинктивных потребностей. Он говорит о том, что связь между человеком и обществом не является статичной, что общество не противопоставлено индивиду с определенным набором потребностей, которые общество должно удовлетворять или подавлять. Есть определенные потребности, которые являются общими для всех и заложены в нас природой, такие как, например, голод, жажда, секс. А под продуктами социального процесса нужно понимать жажду власти и стремление к подчинению. Фромм отмечает, что любые наклонности, будь то прекрасные или отвратительные, возникают в результате социального процесса формирования личности, а не обусловлены природой человека [7, с. 228].

Терроризм представляет собой самую опасную разновидность преступлений насильственного характера. Терроризмом, как крайним проявлением экстремизма, называются действия, которые совершаются для нарушения социальной безопасности, для нарушения спокойствия и устрашения [4, с. 448].

Если придерживаться концепции Фромма, то в социуме происходит формирование личности, а терроризм резко негативно влияет на психологическую стабильность в обществе, тем самым нарушая спокойную жизнь людей, вселяя в каждого страх и тревогу.

Проблемы, трудные жизненные ситуации, сложное детство, напряженные отношения в детском возрасте с окружающими, политическая позиция, принятие/непринятие тех или иных религиозных взглядов – все это формирует в индивиде эмоционально-конфликтный способ решения тех или иных ситуаций.

Так, например, разные повстанческие группы, стремящиеся к достижению политической власти либо к автономии, наглядно демонстрируют это основание возникновения терроризма (незаконные вооруженные формирования Чечни, Шри-Ланки) [6]. Под воздействием всех перечисленных ситуаций в социуме у человека появляется гипертрофированное стремление самоутвердиться, желание стать значимым, заметным, желание доминировать, появляются амбиции, в которых этот человек позиционирует себя как жертву, радеющую за идею. Идея становится точкой невозврата для террориста. C момента, когда он чувствует в себе того самого мученика, который должен нести «идею» в массы, он становится террористом, чей мир поделен исключительно на две категории, теперь для него есть только союзники и враги. Мир сужается до «идеи». Индивид резко реагирует на чужое воздействие, формируя в себе конфронтационную установку, которая очень быстро и легко приобретает насильственный характер. Он начинает все более изощренно и антигуманно расправляться с чужим мнением, предпринимая все более нечеловеческие действия, иначе говоря, террористические акты.

Очевидно, что терроризм – это проблема, и проблема многогранная, где наряду с иными аспектами остро стоит проблема психологическая, которая нуждается в глубоком изучении.

Практика показывает, что пресечь или предотвратить террористический акт не всегда возможно. В случае, если террористы захватывают заложников, зачастую возникает проблема, связанная с ведением переговоров, что напрямую связано с психологическими аспектами воздействия во избежание жертв [2, с. 51]. Нужно понимать психологию терроризма и каждого конкретного террориста.

Итак, как правило, выделяют несколько видов мотивирующих идей, которыми руководствуются террористы для достижения своих целей в продвижении своих идей. Так, часто людьми при осуществлении террористического акта руководит жажда заработать большие деньги, то есть движущей силой в таком случае является меркантильность. Также, вступая в ту или иную общность с идейно-политическим контекстом, человек обретает идеологический мотив. Этот мотив, по мнению автора данной работы, связан со следующим, а именно с желанием изменить окружающий мир, чувствуя необходимость донести свое субъективное понимание справедливости. Далее следует выделить в качестве мотивирующего аспекта желание самоутвердиться и обрести власть над окружающими. Помимо перечисленного, нужно отметить, что иногда террориста ведет не идея и не самоутверждение, а привлекательность самого пути к террористическому акту от создания плана до риска и извращенности его осуществления.

Терроризм действительно демонстрирует извращенное представление о ценностях и справедливости, а также является не чем иным, как реакцией/ответом человека слабого со слабой, мягкой, податливой психикой на действия сильного человека/сильных людей со сформированной жизненной, политической, идеологической позицией.

Искажение человеческого здорового психологического восприятия действительности, приводящее его к терроризму, известно истории с давних времен. Поэтому социальные психологи имели возможности до нашего времени изучить так называемые роли террористов и выделить три основные: идеалисты, лидеры, авантюристы.

Идеалист – человек независимо от гендерной принадлежности, но, как правило, молодого возраста с достаточно поверхностным взглядом на проблемы социальные, который недоволен обществом или организацией общества. Такие люди – очень податливый материал для формирования в них фанатизма в отношении тех или иных идей, будь то идеи религиозные, политические или идеологические. У данной категории людей проблема сводится к искаженным психологическим потребностям, в науке это также называют дефектом личности. Человек на самом деле не заинтересован в изменении мира.

Лидеры – люди параноидального типа, в отличие от идеалистов, ясно понимают идею, за которой идут, они проецируют чувство собственной неадекватности в общество для того, чтобы общество изменилось.

Авантюрист – асоциальный человек, как правило, до вступления в террористические ряды имеющий связь с криминальным прошлым. Его совсем не волнует идея, им движет желание получить острые ощущения, выплескивая свою агрессию в самых извращенных и жестоких способах.

Исторические события и их анализ позволили выделить среди террористов два типа личности: хладнокровные/безэмоциональные и эмоциональные/темпераментные.

Как было сказано ранее, идейный абсолютизм – основная движущая сила терроризма. Террорист убежден в том, что ему открыта истина и что именно он знает пути спасения общества или всего мира. И необходимо понимать, что терроризм, как правило, осуществляет насильственные физические действия не для достижения какого-то количественного эффекта, наибольшего количества жертв. Нет. Терроризм – это то, что желает достичь эмоционально-психологического эффекта для запугивания окружающих масс, ведь страх есть самое сильное оружие подавления [3, с. 338].

Выше были описаны типы и мотивы, характерные для терроризма, наличие знания о которых позволяет сделать вывод о том, что не существует единого, общего портрета террориста. Чтобы приблизительно создать так называемый портрет, нужно для себя отметить, что, помимо сказанного нами ранее, террористов грубо можно поделить на две категории: люди с высокой самооценкой и интеллектом и люди с низким интеллектом, неуверенные в себе. И ту и другую группу объединяют агрессия, фанатизм и желание обратить на себя внимание, иначе говоря, самоутвердиться. Это, как правило, люди одинокие, слабые, которые могут чувствовать себя комфортно только в толпе таких же агрессивных, беспринципных и жестоких, психологически нестабильных людей.

Таким образом, необходимо отметить, что, безусловно, сложно сформировать единый психологический портрет террориста и необходимо тщательно изучать вопрос социальной психологии терроризма, но также нужно, имея существующие знания, вести активную и плодотворную работу по предупреждению террористический проявлений в обществе. Отметим, что активно нужно вести такую работу среди молодых людей для того, чтобы была возможность своевременно выявить потенциально опасные настроения в обществе и предпринять необходимые меры для их пресечения.

 

Список литературы: 
1. Богатуров А. Международный порядок в наступившем веке // Междунар. процессы. – 2013. – № 1. – С. 6–23.
2. Гачава М.Л. Понятие и виды терроризма как преступления против общественной безопасности / М.Л. Гачава, О.В. Кабанова // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2017. – № 4 (45). – С. 51.
3. Дроздов Ю. Мировая террористическая / Ю. Дроздов, В. Егозарьян. – М. : Бум. галерея, 2004. – 388 с.
4. Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений / под ред. А.Е. Тараса. – Минск : Харвест, 2000. – 448 с. 
5. Поличной Р.В. Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации // Соврем. право. – 2017. – № 3. – С. 106–109. 
6. Современный терроризм. Социально-психологический анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1460/readpart-sovremennyj-terrorizm-sotsialnopsihologicheskij-analiz/~15 (дата обращения: 07.12.2021).
7. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. А.В. Александровой. – М. : АСТ, 2019. – 288 с.