ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В АСЕАН И ЕАЭС: НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И ЛАОСА
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В АСЕАН И ЕАЭС: НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И ЛАОСА
THE EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN ASEAN AND THE EAEU: ON THE EXAMPLE OF THE NATIONAL LEGISLATION OF RUSSIA AND LAOS
Daria Litvinova
Postgraduate student, Department of Legal Regulation of Economic Activity, Federal State Educational Budgetary Institution of Higher Education Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В статье анализируется влияние международных соглашений, таких как Протокол о регулировании электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза и Соглашение АСЕАН об электронной торговле, на развитие законодательства Россиийской Федерации и Лаосской Народно - Демократической Республикой. Отмечаются ключевые аспекты правового регулирования электронной торговли в России и Лаосе.
Abstract. The article analyzes the impact of international agreements, such as the Protocol on the Regulation of Electronic Commerce within the Framework of the Eurasian Economic Union and the ASEAN Agreement on Electronic Commerce, on the development of legislation in the Russian Federation and the Lao People's Democratic Republic. The key aspects of the legal regulation of electronic commerce in Russia and Laos are highlighted.
Ключевые слова: электронная торговля; электронная коммерция; ЕАЭС, АСЕАН.
Keywords: e-commerce; EAEU, ASEAN.
Эффективное взаимодействие Лаоса и России в сфере торговых отношений достигается благодаря единству и близости подходов к решению ключевых мировых проблем. «Товарооборот между Россией и Лаосом в 2021 году, согласно представленными ФТС РФ данным, составил более 20 миллионов долларов, в том числе российский экспорт – 9,6 миллиона долларов и импорт – 10,6 миллиона долларов» [3].
Значительное влияние на развитие законодательства Лаоса в сфере электронной торговли оказало Соглашение АСЕАН, принятое 4 марта 2019 года, об электронной торговли [9]. Цель данного Соглашения заключается в способствовании унификации и гармонизации правил электронной торговли между Азиатскими странами Юго - Восточного региона.
Помимо Соглашения, в рамках АСЕАН, была разработана Рабочая программа по развитию электронной торговле на 2017 – 2025 гг [5]. Согласно положениям данной программы к 2020 г., национальное законодательство стран – участниц АСЕАН в области электронной торговли должно быть сформировано, в части касающейся: правового статуса электронных сделок (договоров), электронных подписей, защиты прав потребителей и их данных.
Региональные инициативы АСЕАН оказывают существенное влияние на развитие национального законодательства Лаоса, в частности в целях реализации Рабочей программы по развитию электронной торговли АСЕАН, в Лаосе были приняты следующие акты:
Постановление об электронной торговле № 296/GoL: В сфере электронной торговли существует два вида договора. Первый вид договоров – это соглашения, заключаемые посредством различных социальных сетей. Второй вид договоров – это соглашения, заключаемые между продавцом и покупателем о продаже, покупке или обмене товарами (услугами), с помощью электронных средств связи, а именно посредством использования функции онлайн заказа на электронной платформе, созданной ее владельцем [6].
Закон об электронной подписи № 59/ NA: В Лаосе существует три вида электронных подписей: 1) Простая электронная подпись; 2) Цифровая электронная подпись; 3) Цифровая печать [7]. Физические и юридические лица намеревающиеся использовать электронные подписи в своей коммерческой деятельности обязаны получить сертификат от Министерства телекоммуникаций Лаоса. Данный сертификат подтверждает юридическую силу электронной подписи, и признает ее равнозначной собственноручной подписи или печати, поставленной на бумажном носителе.
Первая глава Закона об электронных сделках № 20/NA, посвящена процедуре заключения электронного договора, которая состоит из следующих этапов [8]:
- Направление оферты о заключении договора и принятие ее условий;
- Письмо о намерениях или иное заявление инициатора сделки или адресата информационного сообщения или электронного документа о дальнейших действиях в целях заключения электронной сделки;
- Соглашение сторон электронной сделки о выборе технологических средств связи, вида электронной коммуникации и порядке подписания электронной подписью документа.
Россия, будучи участницей ЕАЭС (далее - Союз), также должна адаптировать свое законодательство в сфере электронной торговли в соответствии с интеграционными процессами, осуществляемыми внутри Союза. Евразийский межправительственный совет разработал план мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли [4], который включает в себя следующие пункты:
- Формирование унифицированного стандарта «цифрового профиля» товара для маркетплейсов (к 2023 году);
- Разработка проекта международного соглашения по вопросам электронной торговли в рамках Союза, направленного на разрешения таких вопросов как: формулировка единого терминологического аппарата, определение субъектов электронной торговли, обеспечения защиты прав и интересов участников электронной торговли, включая защиту прав потребителей, создание условий для обеспечения устойчивости физической и цифровой инфраструктуры электронной торговли в Союзе, включая защиту данных и информационную безопасность (к 2023 году);
- Установление перечня электронных документов, используемых в онлайн торговле товарами, а также определение их форматов, состава информации и правил оформления (к 2024 году).
В 2024 году, заместитель министра экономического развития РФ – Д. Вольвач заявил о том, что «соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится на финальной стадии согласования» [2]. Несвоевременное выполнение Плана, направленного на развитие правового регулирования электронной торговли в Союзе негативно сказывается на формирование и совершенствование национального законодательства России.
В настоящее время, на рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся несколько законопроектов, направленных на урегулирование отношений в сфере электронной торговли [1].
Соглашение АСЕАН об электронной торговле, принятое Лаосом способствовало унификации и гармонизации правил электронной торговли на национальном законодательном уровне. Очевидно, что региональные инициативы АСЕАН побуждают стран – участниц принимать нормативно – правовые акты, способствующие созданию единой цифровой среды в регионе.
Страны – участницы Союза, также должны адаптировать свое законодательство в соответствии с международными стандартами и интеграционными процессами, проходящими в рамках Союза. Задержки в имплементации международных соглашений, таких как Соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС, препятствуют развитию полноценного правового регулирования данной сферы в России, что негативно отражается на интеграции в мировую цифровую экономику.
