Статья:

Проблемы муниципального регулирования и поддержки в сфере малого бизнеса

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Имаева Л.А., Аминов И.Р. Проблемы муниципального регулирования и поддержки в сфере малого бизнеса // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 85-88.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы муниципального регулирования и поддержки в сфере малого бизнеса

Имаева Лилиана Азатовна
студент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
канд. юрид. наук, доцент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматривается анализ деятельности муниципальных органов в сфере малого бизнеса. Автором приводятся некоторые проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства, а также пути их решения.

 

Ключевые слова: малый бизнес; модернизация; муниципальное регулирование; поддержка малого предпринимательства.

 

Модернизация общественного устройства требует активизации процессов инновационного развития и становления социально ориентированного государства посредством повышения роли науки в обосновании «плавного» перехода от региональной политики выравнивания к новому ее типу, соответствующему федеративному устройству России. Суть современной модернизации зависит от рационализации властей, демократизации, в активном взаимодействии органов государства и граждан [1, С. 60].

Самоуправление является важнейшей частью современного общества, мощным инструментом общественного развития и первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти. В условиях современного динамично развивающегося российского общества, характеризующегося общественными противоречиями, сложными взаимоотношениями составляющих его социальных групп, тенденциями роста гражданского правосознания и нестабильной экономикой. Для того, чтобы такое сложное общество могло гармонично продолжать свое развитие, необходимо участие всех его элементов в государственном и социальном управлении [2].

В целях формирования благоприятного климата для содействия развития малого предпринимательства органы местного самоуправления создают собственную программу поддержки малого бизнеса, а так же существует определённый перечень обязанностей муниципалитета по процессу содействия малому бизнесу: разработка и участие в реализации муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, привлекая муниципальные средства и ресурсы, предоставление субъектам малого предпринимательства дополнительные льготы и преференции за счет собственного имущества [3, С. 178].

В соответствии с действующим законодательством, к малому бизнесу можно отнести микропредприятия и малые предприятия, где в микропредприятиях численность сотрудников насчитывается не более пятнадцати человек, в малых предприятиях в штате числится от шестнадцати до ста сотрудников [4]. К субъектам относят внесенные в единый государственный реестр потребительских кооперативов, юриди­ческих лиц, коммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские хозяйства, соответствующие определенным условиям.

Существенной поддержкой, которая дается малому бизнесу на сегодняшний день, исходит от муниципальных и государственных органов, где причиной является тесная взаимосвязь с экономическими показателями в регионах.

Если рассматривать данную сферу на примере столицы Республики Башкортостан, то поддержка малого бизнеса в столице осуществляется Администрацией города на основе муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2014-2016 годы.

По данным, опубликованным в статье Ахметзянова Константина Вячеславовича, В Башкирии предпринимательскую деятельность осуществляют 28 % от всего трудоспособного населения региона, из них 15 % в Уфе. По мнению автора, результаты роста предпринимателей в зоне малого бизнеса весьма позитивны из-за увеличения показателей с 2012 – 2015 с 12 % до 20 % [5]. Если рассматривать итоги форума ШОС и БРИКС на тему развития малого, было выявлено, что только в 2016 году более 500 предприятий малого бизнеса вышли из Башкирии за прошлый год, а доля ВВП, приходящегося на малые предприятия, – около 30 %. В государственную программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 гг., входит помощь субъектов малого бизнеса, которая включает в себя финансовую, консультативную, информационную поддержку, так же подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников организаций, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества и бытового обслуживания, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность [6]. Учитывая совокупность ранее отмеченных мероприя­тий, остается нерешенный вопрос: почему статистика роста предпри­нимательства падает?

По нашему мнению, одной из главных проблем является отсутствие заинтересованности муниципальных властей в оказании помощи и расширении малого предпринимательства. Несмотря на всю важность роста бизнеса в данной сфере и закрепленная обязанность в оказании поддержки в законодательстве, данная проблема все равно существует [7]. Однако несмотря на это, по мнению Кирьяновой Натальи Александровны, муниципальные власти, вместо того, чтобы стимулировать малый бизнес, стараются реализовать «выгодные» отношения с областным центром, так как он является основным источником муниципального бюджета [8, С. 45]. Решением данной, на наш взгляд, проблематичной ситуации, является анализ налогообложения субъектов предпринимательства, особенно нужно взять во внимание тот факт, что система налогообложения довольно сложна для предприни­мателей, отсутствие консультирования таких особенностей, как уплата определенных налогов в разное время приводит к доначислению штрафов, пени, а также негативным последствиям, когда предприни­матель или малое предприятие вынуждено закрываться ввиду непосильного налогового бремени. Для оценки важности налоговых поступления от малого бизнеса, нужно выделить отдельно статистику поступления от малого предпринимательства, а также, в форме профилактического метода внести поправки в Налоговый Кодекс РФ, и в дальнейшем в Федеральный Закон по отмене уплаты налогов в местный бюджет для лиц, занявшихся собственным делом без содействия со стороны муниципальных властей. Немаловажным будет вести оценочный показатель их деятельности. Это позволит усилить ответственность органов местного самоуправления.

В заключение нужно сказать, что преодоление проблем, в таком сложном процессе, как предпринимательская деятельность, приведут к стабилизации малого бизнеса и его устойчивому состоянию. Это поможет повысить экономические показатели в регионах, а также вернуть «веру» предпринимателей в государственную и муниципальную поддержку.

 

Список литературы:
1. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43. С. 60.
2. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа республики Башкортостан // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (33). С. 22-26.
3. Ахметзянова М.М., Рабцевич А.А. Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 178-179.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (изм. и доп. От 26.07.2017 ФЗ – №207) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обязательном экземпляре документов». Доступ из справ. – правовой системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 18.11.2017 г.).
5. Ахметзянов К.В. Муниципальное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республики Башкортостан // Педагогика онлайн. Санкт- Петербург. 2015.
6. Государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 гг. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (изм. и доп. от 30.10.2017 ФЗ - № 299) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязательном экземпляре документов». Доступ из справ. – правовой системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 18.11.2017 г.).
8. Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании // Экономика, предпринимательство и право – 2012. - № 3. С. 45.